Особенности рыночного ценообразования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Ценообразование является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Успех деятельности любой компании или фирмы во многом зависит от правильно выбранной ими стратегии и тактики ценообразования на товары или услуги. Сложность процесса ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень и динамику существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Оглавление

Введение 5
1. Общие основы теории рыночного ценообразования 6
1.1 Ценообразование на различных рынках 6
1.2 Модели ценообразования 9
1.3 Методы и механизм ценообразования 11
2. Особенности рыночного ценообразования в России 19
2.1 Либерализация цен и начало функционирования механизма рыночного равновесия в России 19
2.2 Ценообразование в России на примере системы коммерческих банков 23
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Примечательно, что на протяжении последних четырех лет  снижается доля выпущенных долговых обязательств в качестве источника активов банков.

В абсолютных показателях, безусловно, все виды пассивов возросли: общая сумма пассивов банковского  сектора России выросла в 2,5 раза - с 5600,7 млрд. руб. на 1 января 2005 года до 14045,6 млрд. руб. на 1 января 2007 года. Выпущенные долговые обязательства также увеличились в абсолютных размерах. В последние годы наблюдается рост активности на финансовых рынках: повышается интерес к разнообразным формам привлечения средств таким, как выпуск облигаций, секьюритизация долгов.; повышается капитализация фондового рынка; на рынок выходят крупные иностранные игроки с большими финансовыми возможностями. В этих условиях банки не только активно размещают свои свободные средства, но и сами выступают заемщиками. Однако доля этих источников в структуре пассивов банков начинает играть все меньшую роль.

Помимо увеличения доли средств клиентов в составе источников банковской деятельности, что является весьма позитивным фактором, растет удельный вес такого показателя как «кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков. Доля этого источника возросла с 7,6% по данным на 1 января 2005 года до 12,3% на 1 января 2007 года. А к концу 2007 года - 13,2%.

Основным источником средств, полученных от других банков, являются иностранные кредитные организации. Доля кредитов, депозитов и иных средств, полученных от банков-нерезидентов составила 80% на 1 декабря 2007 года (для сравнения: на 1 января 2005 года эта доля составляла 72%.

Представляется, что основным источником в структуре рассматриваемого показателя являются кредиты банков-нерезидентов. Таким образом, в последние годы заметно возросла задолженность российских кредитных организаций перед зарубежными контрагентами. Российские банки активно занимали за рубежом, поскольку процентные ставки в развитых странах в целом меньше (примерно в 2 раза), а финансовых возможностей гораздо больше. Однако ипотечный кризис в США летом 2007 года вынудил Федеральную резервную систему (ФРС) и Европейский центральный банк (ЕЦБ) ужесточить кредитно-денежную политику, в результате которой ставки по кредитам для кредитных организаций возросли.

Механизмы движения и  применения заемного капитала представляют собой совокупность технических  и институциональных характеристик, влияющих на разнообразные аспекты стоимости заемного капитала: время привлечения и возврата; трансакционные издержки; стоимость инфраструктуры и т.п.

К механизмам движения и  применения заемного капитала относятся  в частности:

-технологии оценки  платежеспособности заемщика и обеспечения возвратности долга;

- платность предоставления  заемного капитала с учетом  состояния экономики и ее реальных  перспектив;

- методики оценки эффективности  вложений заемного капитала;

-технологическое и  информационное обеспечение обслуживания привлечения и предоставления заемного капитала;

- уровень спецификации  прав собственности;

- механизмы защиты  прав кредиторов и заемщиков;

- обычаи делового оборота,  традиции и психологические аспекты  участников рынка и т.д. 

В российской банковской системе используются далеко не все механизмы применения заемного капитала. В частности, только развивается система страхования вкладов, пока еще не распространился институт Бюро кредитных историй, нет действующего механизма банкротства физических лиц и т.д. Все это в первую очередь влияет на методику отбора клиентов - зачастую банки предпочитают вообще не брать на себя риски платежеспособности, либо на формирование ставки процента - банки, агрессивно выходящие на рынок кредитования, компенсируют риски платежеспособности клиентов за счет установления дополнительных надбавок к ставке процента.

Важное значение для  формирования процентной ставки имеет  также структура заемного капитала или соотношение между различными видами кредитных ресурсов. Как правило, в экономике превалирует банковский кредит. В условиях неразвитости банковской сферы на первый план выходит коммерческое кредитование, в частности, распространение вексельных схем расчетов. Для стран с высоким уровнем развития и распространения финансовых услуг наряду с банковским капиталом существенную роль среди источников заемного капитала начинают играть средства инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний, государственных и международных фондов.

В каждом таком сегменте рынка ссудных капиталов формируется своя ставка процента (за которую можно принимать средневзвешенную процентную ставку), являющаяся основой для установления общего для экономики уровня процента.

Например, коммерческий кредит, как правило, дороже банковского, поэтому, если в структуре заемного капитала превалирует коммерческий кредит, можно утверждать, что (при прочих равных условиях) ставка процента в такой системе будет выше, чем в той, где господствует банковский кредит.

В начале трансформации  российской экономики банковская система практически не участвовала в кредитовании реального сектора экономики, предпочитая спекулятивные сделки с целью получения высокой маржи, поэтому в условии неплатежей широко распространились всевозможные неденежные формы расчетов - вексельные схемы, взаимозачеты, товарный кредит и т.п. С учетом гиперинфляции затраты на обслуживание подобных заемных средств были в разы выше, чем в последние годы. Достаточно вспомнить о том, что ставка рефинансирования Центрального банка РФ в середине 1990-х годов составляла порядка 300%.

В настоящее время  все большее распространение  получил банковский кредит, факторинг, выпуск долговых обязательств и прочие источники заемных средств, характеризующихся  меньшей ставкой процента.

В заключение необходимо отметить, что в современных российских условиях ценообразование на кредитные ресурсы в значительной степени подвержено влиянию инфляционных процессов, в частности, инфляционных ожиданий экономических субъектов. Таким образом, высокие темпы инфляции не позволяют значительно удешевить стоимость кредита.

В тоже время одним  из важнейших факторов, влияющих на формирование цены кредита, являются особенности  институциональных характеристик  рынка банковских услуг. Высокая  концентрация активов среди незначительного  числа крупных частных банков и банков с государственным участием, тенденция к усилению концентрации, слияние финансового и промышленного капитала ведут к образованию монопольно высокой цены кредита, дискриминации заемщиков за счет распространения трансфертного ценообразования внутри ФПГ.

К факторам, оказывающим  понижательное влияние на ставку процента, можно отнести острую конкурентную борьбу среди крупных частных  банков, развитие фондового рынка, распространение  современных банковских технологий.

Деформация ценообразования  также вызывается широким распространением спекулятивных финансовых операций, многие из которых формально не противоречат действующему законодательству, однако создают избыточный спрос и предложение финансовых средств, не обеспеченных реальным производством.

 

Заключение

Цены представляют собой  тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена.

Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.

Ценовая политика существенным образом зависит от того, на каком  типе рынка продвигается товар.

Различают два подхода  в методологии ценообразования: стоимостный и затратный, и полезностный.

Механизм ценообразования  включает следующие технологические  стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных  рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в  зависимости от объёма производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырьё и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объёмах продаж с учётом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное её снижение для расширения масштабов спроса.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Различают несколько  подходов к ценообразованию: затратный, ценностный, коммерческий, активное ценообразование.

В ценовой политике фирмы  очень важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. Различают модели, ориентированные на издержки, потребителей, конкурентов, модель целевых затрат.

Установленные уровни цен  могут быть в трех вариантах:

  • минимальный уровень цены, определяемый затратами;
  • максимальный уровень цены, определяемый спросом;
  • оптимально возможный уровень цены.

Существует несколько  методик расчета цены:

1. Наиболее распространенная - средние издержки плюс средняя  прибыль.

2. Прибыль, средние издержки плюс получение целевой прибыли. При этом фирма должна рассчитывать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целевую прибыль.

3. Расчет цены на  основе ощущаемой ценности товара.

Фирма должна постоянно анализировать альтернативные варианты продажи товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

 

Библиографический список

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
  4. Постановление Правительства РФ от 15.12.2004г. №787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»
  6. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Изд. Москва 2009.
  7. Монографии, учебники, сборники, брошюры
  8. Ценообразование: учебное пособие / под ред. Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  9. Цены и ценообразование. 4-е издание, под ред. Проф. В. Е. Есипова - СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
  10. Макконнел К.Р. , Брю С. Л.; «Микроэкономикс» М.: ИНФРА-М, 2003., 972 с.
  11. Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва: Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. Москва Издательство «Прогресс» 1991.
  12. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфармационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 106 с.
  13. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.  - 600 с.
  14. А. Маршалл  «Принципы экономической науки» Букинистическое издание (1993)
  15. Электронные источники
  16. http://www.budgetrf.ru - бюджетная система России.
  17. http://www.consultant.ru - "Консультант плюс".
  18. http://www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации.

 

Приложение  А

Индексы:

1 Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва: Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. Москва Издательство «Прогресс» 1991.

С - 33

2 А. Маршалл  «Принципы экономической науки» Букинистическое издание (1993)

3 Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»

4  Цены и ценообразование. 4-е издание, под ред. Проф. В. Е. Есипова - СПб.:

   Питер, 2006. – стр. 321

5 Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов.

6 Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Изд. Москва 2009.

7 http://www.cbr.ru

 


Информация о работе Особенности рыночного ценообразования в России