Особенности рыночного ценообразования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Ценообразование является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Успех деятельности любой компании или фирмы во многом зависит от правильно выбранной ими стратегии и тактики ценообразования на товары или услуги. Сложность процесса ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень и динамику существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Оглавление

Введение 5
1. Общие основы теории рыночного ценообразования 6
1.1 Ценообразование на различных рынках 6
1.2 Модели ценообразования 9
1.3 Методы и механизм ценообразования 11
2. Особенности рыночного ценообразования в России 19
2.1 Либерализация цен и начало функционирования механизма рыночного равновесия в России 19
2.2 Ценообразование в России на примере системы коммерческих банков 23
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Определение цены на реализуемую  предприятием продукцию, услуги всегда образует, пожалуй, наибольшую составляющую предпринимательского риска. К этому нужно еще добавить риск в определении цены на применяемые факторы, средства производства, используемые сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу, на капитал.

Ошибка в размере  цены на реализуемые предприятием продукты и услуги всего на один процент ведет к потерям, составляющим не менее чем один процент выручки от реализации, а при эластичности рыночного спроса на вашу продукцию эти потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, равной 10-12%, один процент ошибки в цене может дать потери 5-10% прибыли. При эластичности рынка спроса на продукцию предприятия эти потери могут удвоиться, а то и утроиться. Аналогичные потери для предприятия возникают также и в случаях с определением цен на сырье, материалы, топливо и энергию, рабочую силу и другие факторы производства.

Влияние цен на финансово-хозяйственные  результаты предприятия в условиях рынка не ограничивается простым  пересчетом тех же объемов на новые  цены. Изменение цен на рынке влияет на спрос и предложение, следовательно, меняются объемные показатели в зависимости от эластичности их от цен.

Кроме того, нужно учитывать, что в условиях сильной инфляции, динамичности спроса и изменения  цен, как на продукцию, так и на топливо, сырье, материалы прогнозировать цены даже на краткосрочный период весьма трудно, и ошибка в размере 1-5% - весьма обычное явление. Отсюда ясно, в какой мере определение цен связано с риском.

В предпринимательской  деятельности важно количественно  определить риск, чтобы сравнить степень риска альтернативных вариантов и выбрать тот из них, который больше всего отвечает стратегии риска, принятой руководством. В ряде случаев риск может быть уменьшен за счет диверсификации, страхования или получения дополнительной информации.

 

 

Глава 2. Особенности рыночного  ценообразования в России

2.1 Либерализация цен и начало функционирования механизма рыночного равновесия в России

Формирование системы  ценообразования происходит под  воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом. Так, неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Неуправляемое падение цен свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Поэтому сегодня ценообразование - ключевой элемент государственной политики в странах даже с самой рыночной экономикой. Воздействие разных государств на цены осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов. К прямым методам относят, прежде всего, административное установление цен. К косвенным - контроль за ценами, налоговую политику, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль производства путем субсидий, льготного кредитования и других методов.

Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации цен»3 принципы ценообразования в России практически не изменились. Подавляющее большинство цен свободно формируются на рынке под воздействием спроса и предложения. (См. Приложение А)4 До определённого времени государство только сокращало свою роль и контрольные функции в этой сфере. А круг товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен, последовательно сужался. Сегодня согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на следующие виды товаров (услуг):

- природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;

- продукция ядерно-топливного  цикла;

- электрическая и тепловая  энергия, поставляемая на оптовый  рынок;

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- продукция оборонного  назначения;

- алмазное сырьё, драгоценные камни;

- протезно-ортопедические  изделия;

- перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном  сообщении);

- аэронавигационное обслуживание  воздушных судов, услуги в аэропортах;

- отдельные услуги почтовой и электрической связи;

- водка, ликёроводочная  и другая алкогольная продукция  крепостью выше 28 градусов;

- этиловый спирт;

- лекарственные средства, включённые в перечень жизненно  необходимых и важнейших лекарственных  средств.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют регулирование цен по следующим видам товаров и услуг:

- энергетические ресурсы,  реализуемые управляющим компаниям,  жилищным организациям, ТСЖ;

- предельные оптовые  и розничные надбавки к ценам  на лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

- перевозки пассажиров  всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, в городском  и пригородном сообщении (кроме  железнодорожного транспорта);

- социальные услуги, предоставляемые населению в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, согласно Постановлению  №239 органы исполнительной власти субъектов  Федерации могут устанавливать  предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных железнодорожных перевозок и вправе устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В развитие этого Постановления была сформирована нормативно-правовая база, которая включает в себя федеральные законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие. Так, в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»5, а также Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. №787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте» регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путём утверждения самих тарифов или их предельного уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге - Федеральная служба по тарифам. Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней - от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов. В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи и унифицированные для всех категорий тарифы на услуги почтовой и телеграфной связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

Таким образом, в течение  длительного времени основным, и  по сути, единственным, элементом государственной  политики ценообразования являлось регулирование тарифов естественных монополий. Нужно отметить, что в  течение, буквально, последнего года государство стало проводить более активную политику в сфере ценообразования и распространять методы регулирования цен и тарифов не только в отношении услуг естественных монополий, но и в отношении товаров, имеющих важное социальное значение.

Так, с 1 февраля 2010 года вступил  в силу федеральный закон «Об  основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены. Ещё до принятия этого закона государство уже прибегало к регулированию цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при посредничестве Правительства России между сельхозтоваропроизводителями и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года.

Однако больше такой  опыт он не повторялся. Кроме того, в  ближайшее время должны измениться принципы ценообразования на фармацевтическом рынке, а государство начнёт более  жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»6, который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово-розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40% от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы. Изменились подходы и к формированию государственной ценовой политики на рынке алкогольной продукции.

С 1 января 2010 года Федеральная  служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года №17 установила минимальную цену на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой продукции. Эта цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор. Наказание за нарушение указанной нормы согласно ст.14.6 Кодекса об административных правовых нарушениях составляет для предприятий розничной торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется. Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов совместно с Региональным центром по ценообразованию в строительстве Калининградской области 19-20 мая 2010 г. проводили семинар для руководителей и специалистов предприятий строительной отрасли «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. Реализация государственной политики».

В настоящее время  система ценообразования находится  в стадии реформирования, а вопросам определения стоимости строительства  уделяется все больше и больше внимания на уровне Правительства Российской Федерации. Федеральным центром ценообразования в строительстве завершается первый этап работы по реализации новой Концепции развития и совершенствования российской системы ценообразования в строительстве.

Постановление Правительства  Российской Федерации №427 от 18 мая 2009 года «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

2.2  Ценообразование  в России на примере системы коммерческих банков

Банковский сектор России характеризуется значительной концентрацией: около 15% кредитных организаций владеют 80% совокупных активов российской банковской системы.7 На рынке банковских услуг доминирует Сбербанк России, получивший в наследство от советской системы активы и развитую филиальную сеть.

Острая конкуренция, которую  можно охарактеризовать как монополистическую, ведется весьма незначительным кругом крупнейших и крупных банков. Усиливается  активность банков в сфере сделок по слияниям и поглощениям, таким образом, банки стремятся к консолидации капиталов с целью упрочения своих позиций в конкурентной борьбе.

В структуре банковского  сектора выделяется несколько групп  кредитных организаций, имеющих  различные характеристики и значение для денежно-кредитной сферы. Основными участниками банковского рынка несомненно являются банки, контролируемые государством, и крупные частные банки. На 1 января 2007 года доля в совокупных активах банковского сектора рассматриваемых групп кредитных организаций составляла в совокупности 78,8%. Доля в совокупном капитале банковского сектора - 74,7%. При этом крупные частные банки несколько потеснили кредитные организации, контролируемые государством. Доля в совокупных активах и доля в совокупном капитале крупных частных банков выросла по сравнению с предыдущим периодом, а соответствующие показатели для банков, контролируемых государством - снизились.

На российском рынке  банковских услуг увеличивается  число банков с участием иностранного капитала. Только за 2006 год доля активов, приходящихся на банки, контролируемые иностранным капиталом, в совокупных активах банковского сектора увеличилась с 8,3 до 12,1%, а доля капитала - с 9,2 до 12,7%.

Роль средних и малых  банков незначительна и имеет  тенденцию к снижению: доля активов данной группы на 1 января 2006 года составляла 9,6% в совокупном объеме активов банковского сектора, а по данным на 1 января 2007 года уже на один процентный пункт меньше - 8,6%. При этом более половины активов средних и малых банков приходится на кредитные организации Московского региона (Москвы и Московской области).

Формы и методы привлечения  заемного капитала - следующий рассматриваемый  фактор. Он тесно связан с уровнем  конкуренции на рынке кредитных  ресурсов. Так, в зависимости от того, на каких условиях кредитными организациями привлекаются ресурсы (посредством размещения депозитов разрозненными клиентами - населением, или агентами с большими финансовыми средствами - крупными государственными и частными корпорациями; на рынке межбанковского кредитования со своими характеристиками конкурентной борьбы или ее отсутствием; на зарубежных рынках и т.д.), будет складываться конкретный уровень процентной ставки в каждый момент времени.

По мере усиления связей заемного капитала с реальным сектором экономики происходит взаимопроникновение банковского и промышленного капитала. Финансовый капитал, возникший в результате образования финансово-промышленных групп, является еще одной - особой - формой привлечения и распределения кредитных ресурсов, что изменяет традиционные механизмы формирования ставки процента в экономике.

Кроме того, гипертрофировано растут масштабы спекулятивных финансовых операций, образуя во многом «виртуальный»  заемный капитал, т.е. не обеспеченный реальным производственным процессом.

Постоянно расширяющееся  разнообразие форм и методов привлечения  заемного капитала обуславливает следующие  тенденции4 : - образование монопольно низкой цены за привлеченные вклады на банковские депозиты;

- тенденция к формированию  монопольно высокой цены на кредитные ресурсы;

- концентрация заемного  капитала, в особенности банковского;

- разветвление структур, обслуживающих движение заемного  капитала, прежде всего, банков  и небанковских кредитных организаций;

- изменение механизмов  конкурентной борьбы под влиянием образования финансово-промышленного капитала, в частности, распространение механизма трансфертного ценообразования на кредитные ресурсы внутри финансово-промышленных групп;

- усиление волатильности  процентных ставок вследствие  роста спекулятивно-посреднического капитала.

Около 60% всех пассивов формируется за счет привлечения средств клиентов - физических и юридических лиц. Причем на 1 января 2005 и 2006 годов этот показатель составлял еще 52,9 и 53,6% соответственно. Увеличение средств клиентов в структуре пассивов происходит за счет роста удельного веса вкладов физических и юридических лиц. Так, на 1 января 2006 года доля депозитов юридических лиц составляла 6,7%, а на 1 января 2007 года уже 11%. Средства на счетах физических лиц на те же даты оценивались в 25,6% (из них на долю вкладов приходилось 24,8%) и 27,6% (доля вкладов - 27%). Однако уже к концу 2007 года удельный вес средств физических лиц заметно уменьшился - до 26% (из них вкладов - до 25,4%). Это связано как с традиционным изъятием средств из банков в преддверии новогодних праздников, так и отчасти с мировым кризисом ликвидности и ростом инфляции, повысившими инфляционные ожидания населения.

Информация о работе Особенности рыночного ценообразования в России