Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:44, контрольная работа
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. В этих условиях цена является характеристикой товара на рынке и представляет собой денежное выражение его стоимости.
Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Она представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью, а может быть выше или ниже последней в зависимости от спроса и предложения на данный товар.
Рис. 1. Взаимодействие спроса и предложения
Экономическая информация о затратах на производство и себестоимость продукции обеспечивается различными группировками производственных издержек. В практике планирования, учета и калькуляции себестоимости применяются группировки по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции.
Для характеристики первоначальной формы затрат на право определения объема и составов использованных хозяйственных ресурсов в стоимостном выражении в промышленности принята единая плановая номенклатура экономических элементов:
– сырье и основные материалы (за вычетом возвращенных отходов);
– покупные изделия и полуфабрикаты, работы, услуги производственного характера;
– вспомогательные материалы;
– топливо;
– энергия;
– заработная плата основная и дополнительная;
– отчисления на социальное страхование;
– амортизация основных средств, в том числе отчисления на текущий ремонт основных средств;
– прочие расходы.
Эта группировка имеет
многоцелевое значение. Она используется
внутри предприятия для увязки основных
плановых показателей материально-
Группировка
затрат по статьям калькуляции предназначена
для организации аналитического учета
издержек производства и калькулирования
себестоимости продукции. Такая группировка
позволяет определить экономическую выгодность
производства отдельных изделий, соотношение
основных и накладных расходов, производственные
потери.
Следует отметить, что в промышленности наряду с типовой номенклатурой действуют отраслевые калькуляционные группировки издержек.
В настоящее время типовая номенклатура содержит следующие статьи:
– сырье и материалы;
– возвратные отходы (вычитаются);
– покупные, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
– топливо и энергия на технологические цели;
– основная заработная плата производственных рабочих;
– дополнительная заработная плата производственных рабочих;
– отчисления на социальное страхование;
– расходы на подготовку и освоение производства;
– общепроизводственные расходы;
– общехозяйственные расходы;
– потери от брака;
– прочие производственные расходы;
– коммерческие расходы.
Применение типовой номенклатуры дает возможность обеспечить единство содержания затрат, образующих себестоимость продукции разных отраслей промышленности, тогда как отраслевые номенклатуры показывают особенности технологии типа и организации производства выпускаемой продукции.
Между учетом затрат и калькулированием фактической себестоимости продукции существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основанием для исчисления себестоимости продукции являются данные бухгалтерского учета затрат на производство, с другой стороны, учет затрат организуется с такой детализацией, какая необходима для калькулирования, контроля и управления себестоимостью.
Учет затрат и калькулирование себестоимости рассматривается как единый процесс познание издержек производства.
При всех различиях в методике и технике учета затрат и калькулькулирования себестоимости продукции в целом они базируются с экономической точки зрения на последовательной реализации принципа «затраты – выпуск – результат».
Организационно учет затрат – это документирование всех издержек, их группировка по центрам затрат и ответственности, объектам производства, оперативное выявление отклонений от действующих норм затрат, а калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, преследующих своей целью локализацию учтенных по статьям калькуляции затрат, которые относятся к продукции предприятия, его структурных подразделений, исчисление себестоимости единицы продукции.
С экономической точки зрения учет затрат на производство и калькулирование себестоимости как взаимосвязанные и взаимообусловленные стадии единого процесса исчисления издержек направлены на решение задач управления себестоимостью – определение эффективности производства, контроль за использованием всех видов ресурсов, изыскание резервов экономики.
Основные этапы
– группировка первичных затрат по калькуляционным статьям расходов и по объектам учета затрат;
– определение себестоимости и отнесение на издержки основного производства затрат вспомогательного производства;
– распределение косвенных расходов между отдельными объектами учета затрат;
– определение себестоимости окончательного брака;
– оценка возвратных отходов;
– оценка незавершенного производства;
– распределение затрат между товарным выпуском и незавершенным производством;
– расчет себестоимости каждого объекта калькулирования и ее калькуляционной единицы.
Виды калькуляции определяются ее назначением, временем на которое она рассчитана, а также способом ее составления.
По назначению и времени
составления калькуляции
К предварительным относятся плановые, проектные и нормативные калькуляции. Они составляются до начала изготовления продукции.
Последующие – отчетные
калькуляции, которые составляются
после изготовления продукции и
характеризуют фактическую
По охвату затрат калькуляции
подразделяются на полные, производственные,
отдельных видов работ и процес
Периодичность составления калькуляции зависит от характера производства. В массовом непрерывном производстве калькуляции составляются на определенный календарный период (месяц, квартал, год) и характеризуют среднюю себестоимость изготовления продукции за этот период. В индивидуальном и мелкосерийном производствах калькуляции составляются после выполнения всех работ по заказу.
По исходным данным для начисления себестоимости выделяются плановые, нормативные, технические и отчетные калькуляции.
Рассмотрим содержание и особенности некоторых видов калькуляций.
Плановая калькуляция представляет собой расчет затрат на производство соответствующего вида изделий, работ и услуг, полуфабрикатов собственного производства в планируемом периоде.
В основе составления плановых калькуляций лежат утвержденные в установленном порядке нормы расходов сырья, материалов, топлива, энергии, действующие оптовые цены и тарифы на их перевозку и доставку, расценки на оплату труда производственных рабочих, сметы общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Плановые калькуляции разрабатываются на год с разбивкой по кварталам, в отдельных отраслях – по месяцам на все виды продукции, включенные в план.
На важнейшие виды продукции составляются развернутые плановые калькуляции с расшифровкой материальных статей затрат и заработной платы производственных рабочих. На остальные виды продукции плановые калькуляции составляются только по статьям расходов. Плановая себестоимость продукции в различном исполнении (тропическом, северном, экспортном) определяется по каждому варианту исполнения. По данным плановых калькуляций рассчитываются плановая себестоимость всей товарной продукции сравнимой продукции и затраты на 1 руб. товарной продукции.
Для экономического обоснования строительства, реконструкции действующих предприятий, разработки новых технологических процессов, внедрений изобретений, рационализаторских предложений используются так называемые проектные (перспективные) калькуляции. Они составляются на основе действующих цен, нормативов использования ресурсов, сметной стоимости основных фондов, сложившегося уровня заработной платы и т.д. В зависимости от целей проектные калькуляции составляются по всему кругу затрат, образующих себестоимость, либо по отдельным видам затрат.
Нормативная калькуляция составляется на основе действующих норм и нормативов затрат, отражающих достигнутый уровень техники, технологий, организаций производства и труда.
Взаимосвязь плановой и
нормативной калькуляций
Нормы калькуляции уточняются периодически в связи с изменением норм затрат, нормативную калькуляцию отличает и большая степень раскрытия материальных и трудовых затрат, особенно на составные части изделия (детали, узлы, сборки). Нормативная калькуляция используется для текущего контроля за выполнением плана организационно-технических мероприятий, для выявления отклонений от норм расходов, оценки незавершенного производства, брака исчисления фактической себестоимости.
Отчетная калькуляция определяет фактическую себестоимость продукции, она составляется по данным бухгалтерского учета затрат в разрезе калькуляционных статей расходов. Калькуляция фактической себестоимости используется для составления отчетности по себестоимости, учета движения готовой продукции, определения рентабельности, для контроля за выполнением плана по себестоимости.
При написании данной работы было выявлено, что любая ценовая политика предприятия включает систему ценовых рыночных стратегий. Под стратегией ценообразования понимается обоснованный выбор цены из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной прибыли для предприятия в планируемом периоде.
Успех и результативность ценовой стратегии зависит от того, насколько правильно с самого начала организован процесс ее создания. Поэтому любая стратегия включает в себя несколько этапов: 1) сбор исходной информации и оценка затрат; 2) стратегический анализ полученной информации; 3) формирование стратегий.
Также были определены основные стратегии ценообразования, используемые в настоящее время. К ним относятся следующие стратегии: стратегия высоких цен, стратегия средних цен (нейтральное ценообразование), стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва), стратегии льготных, конкурентных цен и др.
Таким образом, выявлено, что предприятия применяют ценовые стратегии в различных сочетаниях в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегических задач. При определении конкретной ценовой стратегии предприятие должно учитывать многие факторы: уровень спроса, его объем и динамику; экономические возможности покупателя, его заинтересованность в товаре; полные издержки предприятия на производство и продажу товара; цены аналогичных товаров фирм-конкурентов.
1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2004.
2. Маренков Н. Л. «Цены и ценообразование» - М., 2000.
3. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: Учебник/ Под общ. ред. И.И. Полещук.-Мн.: БГЭУ, 2001.
4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону - 1996.
5. Постановление Министерства
экономики Республики Беларусь
«Положение о порядке
6. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Дихтль Е., Хершген X. «Практический маркетинг». - М., 1996.
8. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М., 1996.
9. Бадокина Е.А. Рыночное ценообразование. - М., 2005.
10. Уткин Э. А. «Цены.
Ценообразование. Ценовая
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Ценообразование »