Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, реферат
Цена − денежное выражение стоимости товара.
Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях хозяйства.
Цена − оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же денежную массу).
Функция − совокупность операций, которые часто повторяются и имеют одинаковую направленность.
Литература:
1) Макконел, Брю, «Экономикс»
2) Рубенфельд, «Микроэкономика»
3) Липсиц, «Коммерческое ценообразование»
4) «Цены и ценообразование» под ред. Есипова.
5) МГИЭТ, «Цены и конкуренция», Моисеева
Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН
1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.
2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
3. Роль ценообразования в рыночной экономике.
4. Виды цен
3) Независимые товары.
3. Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода потребителей на 1%.
Кривые Энгеля
1: продукты питания
2: одежда и безопасность
3: коммунальные платежи
4: книги
5: путешествия
6: сбережения
Рядом статистических исследований
было установлено, что затраты на
питание в зависимости от доходов
сначала растут, а потом уменьшаются.
Поэтому надо учитывать специфику
рынка которая определяется характером
товара (какую потребность
4. Эластичность предложения
(всегда со знаком “+”)
Пример:
Дано: P1 = 30 P2 = 50 QS1 = 1000 QS2 = 1300 |
Решение:
|
Найти: |
Ответ: |
5. Эластичность ценовых ожиданий − показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.
Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.
Если 0<Eц.ож.<1, то рост цен в будущем будет меньше, чем рост цен в настоящем.
Если Eц.ож.=1, то цены стабильны.
Если Eц.ож.=0, то текущее изменение цен не повлияет на цены в будущем.
Если Eц.ож.<0, то ожидается снижение цен в будущем.
6. Зависимость объема выручки от эластичности спроса по цене.
Значение эластичности |
Тип |
Взаимосвязь цены и QD. |
Зависимость объема продаж от изменения цены | |
P↓ |
P↑ | |||
ED(P) = 0 |
абс. неэласт. |
Q не зависит от P |
↓ |
↑ |
ED(P) <1 |
неэласт. |
∆Q2 на рис. |
↑ |
↓ |
ED(P) = 1 |
един. |
в % отношении изменение QD и изменение P равны |
не изм. |
не изм. |
ED(P) > 0 |
эласт. спрос |
в % отношении изменение QD больше, чем изменение P (∆Q1 на рис.) |
↑ |
↓ |
ED(P) = ∞
|
абс. эласт. |
P не зависит от Q |
↓ |
↑ |
при неизм. Q |
Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ
1. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
2. Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.
3. Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении полезности
1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности), ординалистический подход (порядковое измерение).
Первый основывается на введении искусственных условных единиц − ютилей (от сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит упорядочивание набора товаров по предпочтительности.
Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о свойствах отношений предпочтения и безразличия:
1) сравнимость наборов: хуже (<), лучше (>), все равно, безразлично (=);
2) транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;
3) ненасыщенность: > лучше, чем <.
Общая и предельная полезность
Общая (совокупная) полезность TU (total utility) − суммарная полезность, которую получает потребитель от использования всех купленных единиц товара.
Предельная полезность MU (margin utility) − дополнительная полезность, которую получит потребитель при использовании одной дополнительной единицы товара.
Количество товаров |
TU |
MU |
1 |
10 |
10 |
2 |
18 |
8 |
3 |
24 |
6 |
4 |
28 |
4 |
|
30 |
2 |
В основе формирования спроса, его описания, ценообразования с учетом спроса лежит теория потребительского выбора: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе (при своей шкале предподчительности). Это гипотеза о рациональности поведения потребителя. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью, и она уменьшается в соответствии с количеством потребленного блага.
2. Отсюда вытекает закон убывающей предельной полезности: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность, но при этом совокупная полезность от всей массы приобретенных товаров увеличивается.
Правила:
1) полезность, приносимая последующей единицей товара, всегда меньше полезности предыдущей. МUi+1 < MUi;
2) потребитель стремится к получению максимума общей полезности TUmax.
3. Потребительский оптимум
P = 2 д.е./шт.
1 руб. = 2 ед. полезности
Количество товаров |
TU (руб.) |
MU (руб.) |
1 |
5 |
5 |
2 |
9 |
4 |
3 |
12 |
3 |
4 |
14 |
2 |
5 |
15 |
1 |
Спрос индивидуального покупателя
P |
Qd |
приобретенная полезность |
потери полезности |
5 |
1 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 + 4 |
4 + 4 (2 шт. по одной и той же цене) |
3 |
3 |
5 + 4 + 3 |
3 + 3 + 3 |
2 |
4 |
5 + 4 + 3 + 2 |
2 + 2 + 2 + 2 |
1 |
5 |
5 + 4 + 3 + 2 + 1 |
1 + 1 + 1 + 1 + 1 |
Оптимум потребителя:
· потребитель израсходует весь свой доход;
· общая полезность будет максимальна.
PA = 1 д.е./шт.
PВ = 2 д.е./шт.
Д (доход) = 10 д.е.
N |
Возможный выбор |
MU |
Решение |
Остаток дохода |
1 |
перв. А или перв. В |
10 12 |
перв. В |
8 = 10 − 2 |
2 |
перв. А или втор. В |
10 10 |
перв. А + втор. В |
5 = 8 − 3 |
3 |
втор. А или тр. В |
8 9 |
тр. В |
3 = 5 − 2 |
4 |
втор. А или четв. В |
8 8 |
втор. А + четв. В |
0 = 3 − 3 |
TU = |
57 |
Оптимальное соотношение: 2А + 4В = Д
Условие потребительского оптимума при количественном способе измерения полезности:
Правило максимальной полезности:
максимальное удовлетворение потребностей наступает при таком распределении дохода, когда последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила бы одинаковую предельную полезность.
Комбинация товаров А и В с учетом максимальной полезности
Ед. продукта |
Прод. А, PA = 1 д.е./шт. |
Прод. В, PВ = 2 д.е./шт. | ||
MUA |
|
MUB |
| |
1-ая |
10 |
10 |
24 |
12 |
2-ая |
8 |
8 |
20 |
10 |
3-яя |
7 |
7 |
18 |
9 |
4-ая |
6 |
6 |
16 |
8 |
5-ая |
5 |
5 |
12 |
6 |
6-ая |
4 |
4 |
6 |
3 |
7-ая |
3 |
3 |
4 |
2 |
I: |
1 + 4 < Д |
TU = 54 |
При Д=10: I |
II: |
2*1 + 4*2 = Д −> opt |
TU = 96 | |
III: |
4*1 + 5*2 = 14 > Д |
TU = 121 | |
IV: |
7*1 + 6*2 = 19 > Д |
TU = 143 |
Тема 5. Порядковый способ измерения полезности
1. Кривые безразличия и их характеристики.
2. Предельная норма замещения (замены), ее смысл (математический и экономический).
3. Бюджетная линия. Графическое и математическое представление. Сдвиги бюджетных линий. Эффект дохода и эффект замещения.
4. Потребительский оптимум при порядковом способе измерения полезности.
5. Предельные случаи кривых безразличия.
1. Функция полезности: условное представление
Кривые безразличия
Кривая безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место) точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В обеспечит покупателю одну и ту же полезность.
Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать функцию полезности при ограничениях (доход и цены).
Кривая безразличия − линия равной полезности наборов товаров. Карта кривых безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает представление о системе предпочтений потребителя.
Кривая безразличия
1) кривые имеют отрицательный наклон;
2) две кривых безразличия не пересекаются;
3) кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров;
4) кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат;
5) предельная норма замены одного товара другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия вниз.
2. Норма замещения товара х товаром у RS (rate of substitution) − количество товара у, которое потребитель готов уступить в обмен на увеличение товара х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.
{«−”, т.к. отказывается}
Предельная норма замещения:
3. Бюджетная линия отражает все сочетания товара X и товара Y, при которых общая сумма затрат равна доходу.
; − угол наклона
Точка, в которой угол наклона бюджетной линии и касательной (нормы замещения) совпадает, − потребительский оптимум.
Задача
Дано: Pлим = 12 у.е./бут. М − ? Ppepsi − ? Уравнение БЛ − ? |
Решение:
у.е./быт. (pepsi) у.е.
|
Сдвиги бюджетных линий
М − бюджет
PX − цена товара X
PY − цена товара Y
1→2: |
PX↓ |
1→3: |
PX↑ |
1→4: |
PY↑ |
1→5: |
PY↓ |
1→6: |
или M↑ (паралл. сдвиг) |
или PX и PY↓ (необязательно паралл.) |
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения − изменение объема спроса, вызванное исключительным изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения − это изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при сохранении степени удовлетворения (реального дохода).
Эффект дохода − изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода − это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной способности потребителя.
xx′ − эффект замены
x′x1 − эффект дохода
|
x0x1 − общий эффект
Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой. Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских возможностей.
Эффект замещения и эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.
4. Уравнение потребительского оптимума:
− от какого количества товара Y потребитель может отказаться в пользу товара X.
от т. А к т. В: |
|
от т. В к т. C: |
|
от т. C к т. D: |
|
от т. D к т. E: |
|
Основные свойства MRS:
1) MRS можно определить для каждой пары точек, принадлежащих одной и той же КБ.
2) MRS уменьшается при движении по КБ.
3) MRS равна соотношению цен на товары в точке потребительского оптимума.
Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) − это наиболее эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих наибольшей полезностью.
5. Вырожденные (предельные) случаи КБ
1) Товар Y с нагрузкой товара X
X − неполноценное благо.
|
Потребление товара Y возможно только
вместе с приобретением товара X.
2) X − нейтральный товар, то есть объем его потребления безразличен