Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, реферат
Цена − денежное выражение стоимости товара.
Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях хозяйства.
Цена − оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же денежную массу).
Функция − совокупность операций, которые часто повторяются и имеют одинаковую направленность.
Литература:
1) Макконел, Брю, «Экономикс»
2) Рубенфельд, «Микроэкономика»
3) Липсиц, «Коммерческое ценообразование»
4) «Цены и ценообразование» под ред. Есипова.
5) МГИЭТ, «Цены и конкуренция», Моисеева
Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН
1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.
2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
3. Роль ценообразования в рыночной экономике.
4. Виды цен
Издержки:
· постоянные;
· условно-постоянные;
· переменные.
Переменные издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту). |
|
Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту). |
|
Условно-постоянные издержки − fixed costs FC |
|
Совокупные издержки − total costs TC |
TC = VC + FC |
Средние издержки − average costs AC |
|
Предельные издержки − marginal costs MC. Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара. |
|
Издержки:
· явные;
· неявные.
Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.
Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.
Схема формирования бухгалтерской и экономической прибыли.
Неявные издержки:
1) норма дохода на капитал;
2) нормальный доход.
Экономическая прибыль − это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).
Нормальная прибыль − это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.
Экономическая прибыль = выручка (доход) − экон. издержки
Экономические издержки = явн. издержки + неявн. издержки
Совокупный доход − total revenue TR |
TR = P · Q |
Средний доход − average revenue AR |
|
Предельный доход
− MR. |
|
Прибыль |
П = TR − TC |
Издержки фирмы в краткосрочном периоде
Q |
FC |
VC |
TC |
MC |
AFC |
AVC |
AC | |||
0 |
50 |
0 |
50 |
− |
− |
− |
− | |||
1 |
50 |
50 |
100 |
50 |
50 |
50 |
100 | |||
2 |
50 |
78 |
128 |
28 |
25 |
39 |
64 | |||
3 |
50 |
98 |
148 |
20 |
16,7 |
32,67 |
49,4 | |||
4 |
50 |
112 |
162 |
14 |
12,5 |
28 |
40,5 | |||
|
50 |
130 |
180 |
18 |
10 |
26 |
36 |
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.
|
отрасль (с/х, сфера услуг: транспорт, турагенты) |
Линия Р − это
линия спроса на продукт фирмы. Эта линия
одновременно является линией среднего
дохода. МС характеризует изменение предельных
издержек по мере изменения Q. MR = MC
− условие равновесия
фирмы на рынке
Издержки и доходы фирмы в условиях совершенной конкуренции
1)
|
Фирме выгодно работать.
2) P = 60; AC=P => нет экономической
прибыли, но фирма будет |
3) Фирма терпит убытки, но пытается их минимизировать. |
Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.
Условие прекращения производства товара
|
Если цена равна минимуму АС, фирма не получает экономической прибыли. |
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.
Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.
Стратегии ценообразования в условиях СК:
1) Стратегия случайного снижения цен.
Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.
2) Стратегия сигнализирования ценами.
Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
3) Стратегия цен на наборы товаров/услуг.
Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Особенности монополии как рыночной структуры.
2. Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и особенности установления цены.
3. Дискриминационные цены и их определение.
4. Стратегии ценообразования в условиях монополии.
1. Особенности рынка монополии:
· На рынках монопольного типа существует единственный продавец.
· У товаров нет заменителей.
· Монополист является диктатором цены.
· Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.
=> потребность в антимонопольном законодательстве.
Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии
P |
Q |
Доход | ||
TR |
MR |
AR | ||
6 |
0 |
0 |
− |
− |
5 |
1 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2 |
8 |
3 |
4 |
3 |
3 |
9 |
1 |
3 |
2 |
4 |
8 |
-1 |
2 |
1 |
5 |
5 |
-3 |
1 |
2. Графическое определение |
Аналитическое определение |
− формула большого
пальца
MR = MC − условие равновесия монополиста на рынке |
В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается меньше цены.
Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
Изменение прибыли монополиста
1) Монополист имеет |
2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков) |
|
3) Цена падает настолько, что Pм<АС.
Пока цена не достигла AVC, фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).
В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.
Изменение прибыли в условиях монополии
Q |
P = AR |
TR |
MR |
AC |
TC |
MC |
П |
0 |
172 |
0 |
− |
− |
100 |
− |
-100 |
1 |
162 |
162 |
162 |
190 |
190 |
90 |
-28 |
2 |
152 |
304 |
142 |
135 |
270 |
0 |
34 |
3 |
142 |
426 |
122 |
113,3 |
340 |
70 |
86 |
4 |
132 |
528 |
102 |
100 |
400 |
60 |
128 |
5 |
122 |
610 |
82 |
94 |
470 |
70 |
140 |
6 |
112 |
672 |
62 |
91,67 |
550 |
80 |
122 |
7 |
102 |
714 |
42 |
91,43 |
640 |
90 |
74 |
8 |
92 |
736 |
22 |
93,73 |
750 |
110 |
-14 |
9 |
82 |
738 |
2 |
97,78 |
880 |
130 |
-142 |
10 |
72 |
720 |
-12 |
103 |
1030 |
150 |
-310 |
Расчеты ведутся при условии FC=100.
Выводы:
1) Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.
2) Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.
3) В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
4) Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.
5) Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.
6) Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.
L − сила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.
Регулируемая монополия
В условиях регулируемой монополии
могут возникать несколько
Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).
Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).
В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:
1) определить характеристики рыночного спроса;
2) определить издержки;
3) определить объем производства, соответствующий условию равновесия;
4) определить максимальную прибыль при соответствующей цене.
3. Дискриминационные цены
Типы дискриминации:
1) совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;
2) дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;
3) ценовая дискриминация на сегментированных рынках.
Назначение дискриминационных цен
Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка |
Аналитический подход |
|
|
Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC
EMR − линия равной предельной выручки
Выводы:
1) При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
2) При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.
3) Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.
Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)
1) Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).
2) Отдаленность рынка.
3) Специфика продукта.
4) Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).
В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии дискриминации цен по всем ее видам.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Характеристики рынка монополистической конкуренции.
2. Условия равновесия и определения цены.
3. Влияние рекламы на цены и прибыль.
4. Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.
1. Характеристики:
· достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;
· товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;
· продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;
· вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
· очень сильна неценовая конкуренция;
· действие эффекта масштаба незначительно.