Ценообразование на олигополистическом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
1.Теоретическая часть………………………………………………………...3
1.1Теоретические модели олигополистического рынка……………………3
1.2 Процесс олигополистического ценообразования……………………….7
1.3 Ценообразование на олигополистическом рынке………………………11
2.Практическая часть………………………………………………………….15
2.1Задание 2, вариант №3……………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 66.75 Кб (Скачать)

   Введение фактора неопределенности в модель поднимает и другую проблему. Неопределенность означает, что различные фирмы могут устанавливать различные цены на однородные товары (политика дискриминации); следовательно, необходимо обратить внимание на поведение потребителей. Изучение обеих сторон рынка одновременно -- это и есть второе основное направление анализа решений предприятий по ценам и объему выпуска в условиях неопределенности. При большем разбросе цен однородных товаров рациональным для потребителя продукта будет поиск наименьшей цены, но только до тех пор, пока ожидаемый доход от этого поиска не перекроется затратами на сам поиск. Однако часть исследователей указывают на то, что если фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, максимизируют прибыль, то все они установят одну и ту же цену, и дисперсия цен исчезнет, т. е. товары станут полностью гомогенными.  Одновременно, если потребители и поставщики не обладают информацией о распределении цен, то предположение об установлении единственной цены становится ложным. Ценовая дисперсия может существовать, если разные потребители обладают разным уровнем затрат на поиск необходимого товара.

   Основная проблема введения фактора неполной (асимметричной) информации в модель олигополистического рынка заключается в наличии большого числа возможных результатов, зависящих от предположений о природе информации. Для этого необходимо знать, что общеизвестно на рынке, а что известно лишь некоторым фирмам, какова асимметрия в распределении информации, до какой степени фирмы нуждаются в информации и как в течение времени развертывается процесс уравновешивания.

   Вышеизложенные теории дуополистического и олигополистического равновесия на рынке промышленной продукции легли в основу современных, используемых при принятии производственно-хозяйственных решений, концепций олигополистического взаимодействия:

- модель ломаной кривой  спроса;

- сговор в отрасли;

- лидерство в ценах;

- ценообразование по принципу  «издержки плюс».

   Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы.

   Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен. Т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия (максимизация прибыли участников сговора), в большинстве случаев она ограничена законодательно.

   Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и приеме собственных решений с учетом решений конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному либо заменяет его при наличии легальных ограничений.

   Модель ломаной кривой спроса предполагает управление ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тайном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого ры-ночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста -- инициатора изменения цен является сту-пенчатой или ломаной. Кривая предельного дохода в подобном случае имеет вертикальный разрыв.

   Лидерство в ценах является одновременно средством управления отраслью доминирующим предприятием и способом дискриминации «слабых» предприятий с его стороны. В условиях ценового лидерства олигополисты координируют свое поведение в области цен, не прибегая к сговору. В отрасли развивается практика установления доминирующей фирмой рыночной цены при молчаливом изменении цен конкурентами. Следует отметить, что такая отрасль весьма нестабильна, и при формировании благоприятных условий происходит смена ценового лидера либо «ценовая война», когда большая часть участников рынка не следует за действиями «лидера».

   В этом случае ценообразования по принципу «издержки плюс», олигополист определяет издержки на единицу продукции и к сложившейся сумме добавляет наценку. Это определяет сбытовую цену произведенной продукции. Размер наценки носит плановый характер в зависимости от целей деятельности олигополиста и обычно ограничивается на разумном уровне.

   Экономические последствия олигополии следует рассматривать с двух позиций. Первая-  поскольку олигополия близка по структуре к монополии, можно ожидать, что она действует аналогичным образом.

   Таким образом, олигополистическое взаимодействие является наиболее интересным для исследования и прогнозирования в связи с потенциальной многовариантностью. Тем более, что экономика России находится сейчас в стадии передела рынков сбыта и влияния, носящей ярко выраженный характер олигополистического взаимодействия. Дальнейшее исследование рынка олигополии применительно к условиям Российской Федерации может дать толчок развитию новых концепций олигополистического взаимодействия.

 

1.3 Ценообразование на олигополистическом рынке

     На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость, признавая, что изменение цены на их продукцию или объема выпускаемой продукции вызовет реакцию конкурирующих фирм, и с этой реакцией они должны будут считаться. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

    Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Тем не менее, для всех моделей олигополии характерны некоторые общие черты.

    Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.

   Сговор - это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

   Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшится общая величина прибыли отрасли.

  Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в издержках или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.

   Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей.

   Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Поскольку картель - это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы.

   Картели также сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

  Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.

   Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

Две характерные черты  олигополистов: первая состоит в  том, что если не существует барьеров для входа, то не существует и способа  удержать цену на уровне выше конкурентного  в долгосрочной перспективе. Сверхприбыли будут привлекать новые фирмы  в отрасль, и увеличение общего объема выпуска за счет новых производств  приведет к понижению цены до конкурентного уровня. При отсутствии барьеров входа сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе.

   Вторая черта состоит в том, что возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринять действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.

 

Чтобы сдержать проникновение  новых фирм, находящиеся в сговоре  продавцы могут установить объем  выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое  предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее  предприятие, пойдя на риск падения  цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая  препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен или  ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль.

   Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям.

   Ценообразование по принципу «издержки плюс» применяется из-за внутренне присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и сложности определения предельных издержек. Принцип «издержки плюс» представляет собой прагматический способ решения проблемы реальной оценки предельного дохода и предельных издержек.

    Если фирма применяет ценообразование по принципу «издержки плюс», то выставляемая ею цена равна:

P=AVC + mAVC,

где m - используемый процент  надбавки.

    Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства, предоставляемых владельцами фирмы.

   Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн. при цене $3 за штуку и по $15 млн. при цене $5). Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна из фирм назначит низкую цену, а другая - высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, имеющая низкую цену, получает $ 18 млн., а фирма, имеющая высокую цену, - $6 млн.

    Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Если же каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую, вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что, если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.

   В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война.

   Анализируемая здесь базовая ситуация часто называется «дилеммой заключенных» и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, совместные действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату.

 

 

 

 

 

 

2.Практическая  часть

2.1 Задание 2, вариант №3

Задание 2. Используя данные (таблица 1):

- охарактеризуйте структуру  затрат;

- определите себестоимость  единицы изделия, если объем  производства – 100 000 шт. Предложите способ распределения косвенных расходов (сравните несколько вариантов);

- предложите значение  цены на данную продукцию, если  предприятие желает получить 25 % рентабельности к полным затратам;

- при данном значении  цены определите критический  объем производства для предприятия;

- основываясь на данных  об изменении затрат в текущем  периоде предложите модель их  поведения (таблица 2). Приведите  пример ее использования;

- сформируйте отчет о  прибылях и убытках методом  директ-кост, если коэффициент реализуемости  продукции – 0,7.

 

                                                                                                              Таблица 1

 

Затраты производства, тыс.руб.

Вид затрат

Вариант (уд. ед.)

I

II

III

IV

V

1.Прямые материальные  затраты

140000

880000

560000

85000

100000

2. Прямые затраты на  оплату труда

30000

250000

180000

150000

150000

3. Косвенные трудовые  затраты

10000

95000

75000

35000

40000

4. Косвенные затраты на  материалы

16000

26000

30000

15000

20000

5. Прочие производственные  расходы

32000

175000

120000

40000

80000

6. Административные расходы

50000

120000

110000

100000

120000

7. Коммерческие расходы

123000

210000

80000

70000

95000

Информация о работе Ценообразование на олигополистическом рынке