Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:02, реферат
Все участники фондового рынка независимо от их места в его структуре вступают между собой в отношения посредством особого объекта — ценных бумаг. Последние существуют в единстве трех своих основных свойств — особого (фондового) рода товара, определенной формы денег (кредитных денег) и капитала, изменяющего свою форму в процессе движения от фиктивного капитала до функционирующего.
Введение 3
1. Понятие и функции фондового рынка 4
2. Принципы и задачи ценообразования на фондовом рынке 5
3. Виды цен и их функции 7
4. Факторы ценообразования на фондовом рынке 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16
В условиях рыночной экономики в формировании цен на ценные бумаги участвуют эмитенты и инвесторы, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. В целом методические подходы при формировании цены можно разделить на три вида;
- ориентация на рынок. Этот подход рассчитан на установление первоначально низкой цены с целью привлечь как можно больше инвесторов. Он используется, если очевидно, что на рынке имеется незначительное число инвесторов, готовых платить первоначально высокую цену, а также при наличии конкурентов, готовых предложить аналогичные ценные бумаги;
- ориентация на издержки. Этот подход используется, когда у фирмы слишком широкий ассортимент оказываемых услуг по операциям с ценными бумагами, что делает слишком дорогостоящим проведение калькуляции затрат на каждый вид услуг;
- ориентация на конкуренцию. Цены нужно устанавливать исходя из того, что на финансовом рынке имеются конкуренты, которые установили свои цены на аналогичные ценные бумаги; что сделки осуществляются по ценам, которые уже определены рынком.
В настоящее время используются следующие методические подходы:
- подход, основанный на фундаментальном анализе;
- подход, основанный на техническом анализе.
Они являются основой ценообразования на зарубежных фондовых рынках.
Фундаментальный анализ.
Он базируется на следующем принципе: любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведет к повышению цены и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе устанавливается цена, которая соответствует определенному соотношению спроса и предложения. При использовании фундаментального анализа учитываются стоимостные показатели (опережающие, сопутствующие, запаздывающие). Опережающие показатели сигнализируют о состоянии экономики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уровня инфляции; сопутствующие и запаздывающие показатели отражают основные направления изменений в экономике и опровергают или подтверждают опережающие показатели. Эти показатели называются индикаторами. Основные сопутствующие и запаздывающие индикаторы: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг, в основном, осуществляется путем экономико-математического моделирования и в современной России малоперспективен.
Технический анализ изучает конкретное соотношение спроса и предложения, т.е. сами изменения цен на фондовом рынке. Он сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графический анализ полезен, так как:
- позволяет выполнить реальный прогноз цен;
- определяет точное время событий;
- фиксирует динамику цен и выявляет устойчивые тенденции.
На формирование цен на фондовом рынке влияют внутренние и внешние факторы объективного и субъективного характера. Под влиянием разнонаправленных факторов цены на одну и ту же ценную бумагу могут существенно колебаться. В целом на формирование уровня цен на ценные бумаги влияют: отраслевая принадлежность эмитента и территориальные условия его размещения, степень технической оснащенности производства эмитента, качество ценных бумаг, специфика отдельных регионов, инвестиционные характеристики ценных бумаг и управленческие возможности эмитентов, меры государственного регулирования цен, учет взаимозаменяемости, учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке, особенности системы формирования цен на бумаги различных эмитентов, конкуренция, монополия, степень развития рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, ставки налогов.
На практике в процессе формирования цен одновременно учитывается множество рыночных факторов, которые объединены в три группы: спрос, издержки и конкуренция (факторный анализ). В соответствии с законом сбалансированности спроса и предложения общий уровень цен на ценные бумаги зависит от соотношения спроса и предложения, факторам спроса относятся; объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их доходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов.
На цены на рынке ценных бумаг влияет конкуренция, так как государственный бюджет, кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой в привлечении финансовых ресурсов. Например, расширение бюджетных ресурсов, повышение налогов (при прочих равных условиях) неизбежно приведет к сокращению свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов и населения и, следовательно, — к сужению рынков банковского кредита и ценных бумаг. К факторам конкуренции относятся; число и разнообразие эмитентов, наличие аналогичных ценных бумаг, уровень цен конкурентов.
Факторами издержек являются эмиссионные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.
Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы:
- спрос,
- предложение,
- конкуренция;
так и специфические:
- тип,
- вид,
- разновидность ценной бумаги,
- срок обращения,
- инвестиционные качества,
- управленческие возможности,
- рейтинг и деловая репутация эмитента,
- его отраслевая принадлежность,
- территориальное местонахождение,
- инвестиционный климат
- инвестиционная емкость рынка.
Следует отметить, что названные выше факторы могут как увеличивать, так и уменьшать уровень цены. Действие этих факторов во многом зависит от конкретных мер по государственному регулированию системы ценообразования.
Заключение
Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Основными участниками первичного рынка выступают эмитенты ценных бумаг и инвесторы. На первичном рынке происходит продажа вновь выпущенных ценных бумаг путем аукционов, открытой продажи. В качестве эмитентов на первичном рынке могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Важнейшей чертой первичного рынка является наличие полной информации для инвесторов, позволяющей им сделать обоснованный выбор при покупке ценных бумаг и наиболее выгодного вложения денежных средств. Первичный рынок, служит основой рынка ценных бумаг, определяя его совокупные масштабы и темпы развития.
Вторичный рынок— это рынок, на котором осуществляется последующая перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг. Несмотря на то, что первичный рынок является исходной базой для развития рынка ценных бумаг, его существование в условиях отсутствия вторичного рынка практически невозможно. Более того, во многих экономически развитых странах, вторичный рынок намного превосходит первичный.
Однако ценообразование на фондовом рынке имеет свою специфику. Если на товарных рынках исходным моментом выравнивания индивидуальных цен на одинаковые товары в единую рыночную цену служат различные издержки производства у товаропроизводителей, то на фондовом рынке эта роль принадлежит индивидуальным закупкам ценных бумаг по различным ценам (выступающим своего рода аналогом «издержек производства» на товарных рынках), формирующимся в процессе конъюнктурного движения курсовой стоимости ценной бумаги.
Не менее важна особенность формирования единой цены ценной бумаги на фондовом рынке. Если на товарных рынках единая цена одинаковых товаров обладает определенной стоимостью на протяжении относительно длительного периода, то цена ценной бумаги на фондовом рынке изменяется постоянно, иногда мгновенно, под влиянием различного рода слухов. Следует учитывать, что котировка ценных бумаг определяется (в краткосрочном периоде) не только изменениями в спросе и предложении, но немаловажное значение в ценообразовании занимают ожидания участников фондового рынка и их предпочтения, на которые оказывает влияние совокупность факторов как экономического (рейтинг кредитоспособности и конкурентоспособности компаний, доверие к их руководству и др.), так и неэкономического (политическая конъюнктура, факторы психологического ряда и пр.) характера. При этом нередко даже возможность ценных бумаг приносить доход отступает под влиянием факторов ожидания и предпочтения.
Список использованной литературы
3