Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, понять их сущностную природу, раскрыть их внутреннее содержание.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….4
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ
§ 1.Понятие требований, предъявляемых к предпринимательской
деятельности, правовые формы их закрепления и выражения……11
§ 2.Способы реализации требований………………………………..17
§ 3.Классификация требований, предъявляемых к осуществлению
предпринимательской деятельности…………………………..........18
ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.Лицензионные требования предпринимательской деятельности…………………………………………………………..21
§2.Технические требования предпринимательской деятельности…………………………………………………………..25
§ 3. Требования, предъявляемые к отходам предпринимательской
деятельности……………………………….........................................29

Файлы: 1 файл

ОДКБ.docx

— 74.23 Кб (Скачать)

         В литературе обоснованно отмечается необходимость:  
- предусмотреть общее для всех требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, правило о моменте вступления их в действие по истечении определенного срока, например трех месяцев со дня опубликования19;  
- неукоснительно соблюдать правило о недопустимости обратного действия принимаемых правовых норм, содержащих требования к предпринимательской деятельности. 

         Другой правовой формой требований является акт индивидуального регулирования, определяющий права и обязанности конкретного хозяйствующего субъекта. Такой акт имеет для предпринимателя значение юридического факта. 

         Соблюдение (исполнение) требований к предпринимательской деятельности обеспечивается деятельностью органов исполнительной власти, мерами государственного принуждения.  Например, федеральный антимонопольный орган вправе вынести в адрес хозяйствующего субъекта предписание (акт индивидуального регулирования и контроля), содержащее требование:  
- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;  
-   устранении последствий нарушения установленных требований; 

- принудительном разделении (выделении) хозяйствующих субъектов;  
-   о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

          За невыполнение предписаний наступает административная ответственность (пп. 2, 3 ст. 19.5 КоАП РФ). 

         Правовые акты индивидуального регулирования:  
- принимаются органами исполнительной власти в пределах своей компетенции;  
-   в отличие от нормативного правового акта, регулирующего поведение всех и каждого, охватываемого этим актом (например, ГК РФ), акт ненормативного характера касается конкретного хозяйствующего субъекта, определяя его права и обязанности; 

- могут быть актами позитивного  регулирования, определяя правомерное  поведение лиц, принимаемыми при  отсутствии правонарушения (например, выдача лицензии, регистрация выпуска  ценных бумаг) и актами реагирования  на правонарушения. Типичный акт  подобного рода - это предписание  органа исполнительной власти  в адрес правонарушителя.  
               Еще раз отметим, что прямое государственное регулирование в виде требований воплощается в законах и в принимаемых на основании закона актах индивидуального регулирования20;

- акт индивидуального регулирования  (ненормативный акт), не соответствующий  закону и иным правовым актам,  затрагивающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть оспорен и признан арбитражным судом недействительным (ст. 13 ГК, ст. 29 АПК РФ).  

    § 2. Способы реализации требований

    Требования  к предпринимательской деятельности реализуются прежде всего через публичную правоспособность хозяйствующих субъектов (вне правоотношения). В содержание их публичной правоспособности входят обязанности соблюдать нормы-запреты и нормы-ограничения, совершать соответствующие действия во исполнение обязанностей. Если нормы-запреты и нормы-ограничения соблюдаются (например, по недопущению недобросовестной конкуренции), конкретного правоотношения между предпринимателем и государством не возникает. Таким образом, при реализации требований-запретов правоотношение возникает лишь в результате правонарушения. Например, выявление антимонопольным органом факта недобросовестной конкуренции является основанием для возбуждения им производства о правонарушении и вынесении в адрес правонарушителя предписания. В результате между хозяйствующим субъектом - нарушителем антимонопольных требований и государством в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) возникает конкретное правоотношение. 

    Нормы, содержащие требования к предпринимательской  деятельности, в виде установления конкретных обязанностей могут быть реализованы в рамках правоотношения21, возникающего в результате позитивного регулирования (при отсутствии правонарушения). Например, предприниматели обязаны платить законно установленные налоги. Так, если на балансе коммерческой организации имеются основные средства - она обязана платить налог на имущество по установленной ставке, в срок представить декларацию по налогу на имущество. Налоговые обязанности содержат все признаки публичного обязательства (правоотношения) - субъекты, объект правоотношения, права и обязанности сторон. При нарушении налоговых требований (неисполнении налогового обязательства) возникает дополнительная обязанность налогоплательщика - обязанность отвечать за виновное правонарушение. 

    § 3. Классификация  требований, предъявляемых  к  осуществлению предпринимательской деятельности 

    В требованиях к предпринимателям отражаются социально значимые интересы. Соответственно требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов

    Исполнение  требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти. 

    Исполнения  обязанностей, установленных для  предпринимателей в интересах потребителей, наемных работников, самих хозяйствующих  субъектов, вправе требовать от предпринимателей прежде всего лица, в интересах которых требования установлены (потребители, работники, хозяйствующие субъекты) в рамках соответствующих (гражданских, трудовых) правоотношений. Например, требовать от монополиста, оказывающего услуги (например, услуги связи) на основе публичного договора (ст. 426 ГК), заключения договора. Если услугодатель, для которого заключение договора является обязательным, уклоняется от этого, заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Заинтересованное лицо вправе обратиться одновременно в суд и в ФАС или только в ФАС с жалобой на монополиста, злоупотребляющего своим доминирующим положением в форме необоснованного отказа от заключения с ним договора. Подобное поведение монополиста означает, что при этом нарушается не только частный интерес лица, но и публичный интерес государства в создании конкурентной среды, в недопущении монополистической деятельности. Предписание в адрес монополиста о заключении договора, таким образом, является одновременно средством защиты частного и публичного интереса.

    В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования: 

    - обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности, к ним относятся такие требования, как получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке и т.д.; 

    - обязательные только для юридических лиц, такие как, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций; 

    - обязательные только для индивидуальных предпринимателей, например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц. 

    - обязательные только для определенной категории юридических лиц, например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии;  
      - обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты). К ним относятся такие как, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.;  
          По содержанию (характеру) предъявляемых требований различаются требования:  
        - социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.); 

          - финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.); 

          - производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах; 

          - экологические; 

          - противопожарные; 

          - санитарно-эпидемиологические; 

          - ветеринарные; 

          - антимонопольные.

          В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования, установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления. Например, отношения, связанные с рекламой в целом, регулируются законодательством РФ, а связанные с наружной рекламой (место ее размещения, порядок получения разрешения на ее размещение, компетенция местных органов власти в этой сфере) регулируются, поскольку это касается использования земельных участков муниципальных образований, субъектов РФ, - законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ   

         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Лицензионные требования предпринимательской  деятельности 

    В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые  появилось 2 декабря 1990 года, когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ.

    Сам по себе факт государственной регистрации  не всегда дает право на занятие  предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства  требуют еще и получения лицензии.

    Лицензирование  представляет собой сложное многоаспектное социально - правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и в юридической литературе в основном трактуется с учетом этого. С одной стороны, лицензирование – это мероприятие, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой – осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»22  в ст. 2 следующим образом определяет лицензию: «Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Лицензия выдается в основном на те виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер.

    При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций др. Такое положение неоднозначно воспринимается учеными. В частности, предлагается "...в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования".23 В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.  
       
Лицензионные требования и условия являются обязательными реквизитами лицензии.

    Лицензионные  требования и условия – это совокупность установленных требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 24

    Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

    В соответствии с судебной практикой  Пленума Верховного суда РФ, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствии специального разрешения, то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения.25

Информация о работе Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности