Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, понять их сущностную природу, раскрыть их внутреннее содержание.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………….4
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ
§ 1.Понятие требований, предъявляемых к предпринимательской
деятельности, правовые формы их закрепления и выражения……11
§ 2.Способы реализации требований………………………………..17
§ 3.Классификация требований, предъявляемых к осуществлению
предпринимательской деятельности…………………………..........18
ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.Лицензионные требования предпринимательской деятельности…………………………………………………………..21
§2.Технические требования предпринимательской деятельности…………………………………………………………..25
§ 3. Требования, предъявляемые к отходам предпринимательской
деятельности……………………………….........................................29

Файлы: 1 файл

ОДКБ.docx

— 74.23 Кб (Скачать)

         Необходимыми условиями получения прибыли являются:

1) Проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг;

2) Принятие неординарных решений по управлению, организации труда;

3) Внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствование и радикальное изменение производственного процесса.

         Определенные проблемы возникают при уяснении смысла от ст.1 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»10 ГК РФ рассматривает в качестве предпринимательской не любую деятельность, направленную на получение прибыли, а только деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

         К сожалению, четких количественных  критериев систематичности пока  не выработано. Законодательный  пробел предполагают восполнить, включив в определение предпринимательской  деятельности дополнительные квалифицирующие  признаки, такие как доля прибыли от этой деятельности в общих доходах лица, «существенность» прибыли, получение ее определенное число раз за конкретный отчетный период.

         Существует два крайних подхода  к этому понятию «систематичность».  Лингвисты утверждают, что «систематический – постоянно повторяющийся, непрекращающийся». Например, применительно к трудовым правоотношениям систематическим нарушением трудовой дисциплины является событие, произошедшее хотя бы два раза.

         Аналогичной позиции придерживается  Т.Д. Устинова, трактуя систематичность  как определенный процесс, совершение  однородных действий в той  или иной сфере производства, торговли, оказания услуг или  иных видов деятельности, направленных на извлечение прибыли11. К сожалению, разработчики ГК РФ ввели «систематичность» в число критериев предпринимательской деятельности, не определив ее точную, однозначную правовую характеристику. Отсутствие единого законодательного определения приводит к различному толкованию понятия «систематичность» заинтересованными лицами.

         В ст. 2 ГК РФ отмечается, что  прибыль может быть получена  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или  оказания услуг, тем самым ГК  РФ ограничил возможные источники  получения прибыли. Закон РСФСР «о предприятиях и предпринимательской деятельности» указывал на получение прибыли без конкретизации ее источников. Проблема возникла в связи с тем, что определение предпринимательской деятельности не позволяет разграничить активную экономическую деятельность (например, по производству и реализации товаров, работ и услуг) и пассивную  (например, по размещению денежных средств в кредитные организации, по передаче имущества в аренду и т.п.).

         Как отмечается в научной литературе, данные виды деятельности требуют  установления разных режимов  их правового регулирования. Хотя  вполне возможно, что в случаях,  прямо предусмотренных законом,  к пассивной экономической деятельности  могут применяться правила о  предпринимательской деятельности12.

         4.Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Буквальное толкование законодательной нормы приводит к выводу, что, если деятельность осуществляется лицами не зарегистрированными, она не является предпринимательской. Такой вывод представляется неверным. Действительно, как же в таком случае применять ст. 171 УК РФ « незаконное предпринимательство, ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), как взыскивать в судебном порядке доходы, полученные от такой деятельности, в доход бюджета? Несовершенство юридической техники приводит к необходимости применения других способов толкования данной нормы: систематического, логического. Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, формальный признак, то есть признак, легализующий эту деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной.

    Предпринимательская деятельность иногда ведется и без  государственной регистрации. В  таком случае закон установил четкое правило: гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, без государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.13 К таким сделкам суд может применить специальные правила, установленные в Гражданском кодексе для обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью (п.4 ст. 23 ГК РФ). Речь идет о повышенной юридической ответственности предпринимателей (п.3 ст. 401 ГК РФ). 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ

§ 1. Понятие требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, правовые формы их закрепления и выражения 

         Предпринимательское право регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. 

         Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Их носителями являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями - компетентные государственные органы и органы местного  самоуправления14. В литературе справедливо отмечается, что государственные и общественные интересы могут не совпадать, поэтому правомерно считать, что понятие "публичные интересы" охватывает как общественные, так и государственные интересы. В свою очередь, общественные интересы следует рассматривать в качестве разновидности публичных интересов15.

          Следует отметить, что публичными интересами признаны не только интересы всего общества и государства, но и больших социальных групп.  
Например, в зону публичных интересов входят интересы граждан - потребителей товаров работ и услуг. Казалось бы, обмеривание, обвешивание покупателей, продажа им товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе нарушает лишь частные интересы конкретных покупателей, которые способны защитить свои права путем обращения в суд. 

         Однако подобные нарушения затрагивают интересы практически всего населения страны. Массовая, бесконтрольная продажа товаров, например, без сертификатов соответствия, подтверждающих их безопасность для жизни и здоровья людей, может грозить здоровью нации. Поэтому требования к продавцам не обманывать покупателей, представлять им необходимую, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, информацию о товарах и их изготовителях, не продавать товары без сертификата соответствия (декларации о соответствии) определяют одновременно содержание договорных обязательств между продавцом и покупателем и публичных правоотношений между продавцом и государством (в лице органов регулирования и контроля). Соответственно правонарушения в этой сфере являются основаниями гражданско-правовой ответственности и предпринимательской - за нарушение требований, предъявляемых государством к продавцам. Она предусмотрена ст. 14.4-14.8 КоАП РФ. 

        В интересах всего населения страны к предпринимателям предъявляются требования в области охраны окружающей среды, природопользования. Несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований способно причинить вред не только населению по месту нахождения предприятия, но и проживающим в других регионах и даже других странах16

        В интересах государства, его финансовой и иной безопасности, обороноспособности устанавливаются различные требования к предпринимателям, в частности вовремя платить налоги и сборы, соблюдать правила производства и продажи оружия и патронов к нему, соблюдать особый режим в закрытых административно-территориальных образованиях, не разглашать информацию, составляющую государственную тайну.  
            Отметим еще одну группу интересов, признаваемых публичными и отражаемых в предъявляемых требованиях, - интересы самих предпринимателей. Они заинтересованы в создании одинаковых стартовых условий для предпринимательской деятельности, равноудаленности от власти, недопустимости необоснованного протекционизма, создания особых условий деятельности органами государственной власти для "своих" предприятий. Они нуждаются также в защите от незаконных действий других предпринимателей: от незаконного разглашения или использования сведений, составляющих коммерческую, банковскую тайну; от неправомерных действий должника при его банкротстве; от преднамеренного и фиктивного банкротства; от незаконного получения кредита и других неправомерных действий. Законные интересы предпринимателей как значительной части нашего общества, деятельность которых является двигателем технического прогресса, основой развития экономики, по правилам цивилизованного рынка объективно трансформируются и в публичные (общественные и государственные) интересы.

         Задача государства - создать необходимые условия для предпринимательской деятельности, устанавливать правила поведения предпринимателей в условиях рынка и эффективно обеспечивать их соблюдение.17 Государство гарантирует поддержку добросовестной конкуренции, заинтересовано в стабильности хозяйственной деятельности, соблюдении законности в предпринимательской практике. 

         За нарушение требований, в которых отражен публичный интерес защиты одних предпринимателей от незаконных действий других, предусмотрена административная, уголовная ответственность. 

         Так, например, предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), незаконное использование чужого товарного знака (ст. 14.10 КоАП), нарушение законодательства о биржевой торговле (ст. 14.24), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП) и др.  
Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. 

        Указанные требования - это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными.  
Они формулируются в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий.  

         Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость выдачи разрешений на них.18 Например, преступным (ст. 258 УК РФ) является бизнес по отлову, отстрелу и использованию мяса и шкур зверей, охота на которых полностью запрещена.  
От адресатов требований - запретов требуется исполнение путем их соблюдения. Соблюдение таких требований обеспечивается пассивным поведением предпринимателей: они не должны совершать активных действий, приводящих к нарушению требований.  
            Ограничения являются относительными запретами - соответствующими видами деятельности нельзя заниматься без специального разрешения, но разрешение (лицензия) легитимирует эти виды деятельности.  
Нормы - ограничения реализуются предпринимателями путем их соблюдения (пассивное поведение). Для этого достаточно не заниматься лицензируемыми видами деятельности без лицензии. Однако если лицо желает заниматься лицензируемым видом деятельности, оно обязано совершить ряд активных действий: подать пакет документов в лицензирующий орган, заплатить государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом заявления о рассмотрении документов и совершить иные предусмотренные законодательством действия. 

         Требования - обязывания устанавливают обязанности предпринимателей перед государством в виде совершения активных действий. Например, платить налоги и сборы, вовремя и по установленной форме представлять в налоговые органы налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и совершать иные предусмотренные законодательством действия.  
Регулирование предпринимательской деятельности путем предъявления требований относится к прямому государственному регулированию. Особенностью прямого регулирования является обязательность таких требований, обеспечиваемых силой государственного принуждения. Разумеется, меры принуждения применяются только при несоблюдении требований, неисполнении обязанностей. Однако сама возможность их применения оказывает воздействие на предпринимателей, стимулируя их правомерное поведение. 

         Правовой формой требований к предпринимательской деятельности являются законы. Иные нормативно-правовые акты не могут устанавливать требований: ведь требования так или иначе касаются ограничений свободы предпринимательства, а такие ограничения устанавливаются федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). 

Информация о работе Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности