Торгово-технологический процесс в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Правила розничной торговли молоком, молочной продукцией, сыром, маслом животным, маргарином распространяются на все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие розничную продажу молока, молочной продукции, сыра, масла животного, маргарина.

Файлы: 1 файл

курсовая в готовом виде.docx

— 54.38 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО  – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В МАГАЗИНЕ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Технологический процесс  в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение  товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности способов и приемов.

Технологические операции магазина включают разгрузку, транспортировку  товаров, приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

Все технологические операции магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров  и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и  качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию  хранения и сдачу тары.

Hа технологический процесс  магазина влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются  уровень развития торговли, объем  и структура товаров народного  потребления, степень их подготовленности  к продаже, методы продажи,  состояние товарных запасов, система  товароснабжения, тип, размер  торгового предприятия, степень  его хозяйственной самостоятельности. Под влиянием этих факторов формируются структура и последовательность технологических операций магазина.

В торговой практике сложилось  три основные схемы технологических  процессов.

Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству, подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре-оборудовании, полностью подготовленной к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции.

По второй схеме технологический процесс включает приемку, хранение и продажу товаров. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже.

Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема, при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т.д.).

При любой из схем весь технологический  процесс можно разделить на этапы.

Первый этап - операции с  товарами до предложения их покупателям  в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

После проведённой подготовки товар поступает в торговый зал.

Второй этап - операции, связанные  с непосредственным обслуживанием  покупателей. Это наиболее ответственный  участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация и т.д. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д. В торговом зале ОАО «Большая Крыница» имеются специальные сотрудники, которые могут грамотно проконсультировать покупателя о предлагаемом товарном ассортименте, помочь выбрать нужный товар. Работники торгового зала добросовестно выполняют функции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, не отвлекаются, проявляют индивидуальный подход к покупателям. Они одинаково вежливы со всеми покупателями независимо от настроения, размера покупки, длительности выбора, внешности покупателя. Работники внимательно выслушивают покупателей и реагируют на их просьбы. Покупателю предоставляется полная самостоятельность при осмотре и выборе товара.

 Покупателей привлекают отделы магазина, где есть широкий выбор товаров и это играет определяющую роль в формировании у них благоприятного мнения о магазине.

Третий этап - операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой  тканей, прием предварительных заказов, подгонка по фигуре швейных изделий купленных в магазине, комплектование подарочных наборов и т. д. В ОАО «Большая Крыница» осуществляется предварительный приём заказов от населения, также осуществляется комплектование подарочных наборов (что наиболее актуально перед Новым Годом).

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, должны выполняться  в четкой последовательности. Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:

  • создание максимальных удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и обеспечение высокой культуры обслуживания;
  • рациональное использование торговой площади магазина;
  • рациональное использование оборудования;
  • создание благоприятных условий труда для работников;
  • достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и издержек обращения;
  • создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и сохранности товарно-материальных ценностей;
  • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
  • соответствие применяемых технологий, торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню

В ОАО «Большая Крыница» имеются специальные зоны для  покупателей, где располагаются  ячейки для хранения личных вещей. В  торговом зале товар располагается  максимально удобно для покупателя и выложен он на горках (как островных, так и пристенных), в открытых холодильных витринах. Часть товарного  ассортимента располагается в зонах  кассового обслуживания.

Метод продажи является главным  фактором, определяющим содержание и  последовательность операций технологического процесса. Это должно быть учтено при  проектировании технологических схем планировки магазина, размещении функциональных помещений.

Внедрение прогрессивных  методов доставки и продажи товаров  обуславливает особое требование к  устройству входов и выходов магазинов, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытия пола.

Основными направлениями  рационализации технологического процесса магазинов являются широкое внедрение  прогрессивных методов продажи  товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической  планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование  работы узлов расчета.

В магазине «Большая Крыница» торогово – технологический процесс  состоит из следующих операций:

1.Сначала по средствам  рабочей силы товар разгружается  и транспортируется в места,  где будет производиться приёмка  его;

2.Непосредственно приёмка  товара(по количеству и качеству),производится  материально – ответственным  лицом коим может сам продавец;

3.Затем определяются места  на хранение товара, при этом  соблюдаются условия и сроки  хранения товара;

4.Предпродажная подготовка  включает комплекс операций по  подготовке  к поступлению товара  в торговый зал;

5.Непосредственно продажа  товара (отпуск товара покупателю  по наличному или безналичному  расчету);

Большую роль в торгово-технологическом  процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность  торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ  К ПРОДАЖЕ.  РАЗМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ  И ВЫКЛАДКА, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

4.1 Подготовка товаров к продаже

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени  и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров  и увеличению пропускной способности  магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования  торгового зала. Товары в торговый зал должны поступить полностью подготовленными. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.  
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, правильности обозначения цен, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.

Специальные операции требуют  особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др. Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-технической документации, но и современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и др. Подготовка товаров к продаже должна выполнятся, как правило, до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время в специально отведенных для этого местах.

По продовольственным  товарам данные операции включают в  основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость  этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в большинстве своем недостаточно подготовлены к продаже. Торговля вынуждена сама организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар — по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.  
 
Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров.

Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.

 

 
Подготовка товаров к продаже  должным образом способствует:  
 
* снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;

* улучшению внешнего  вида товаров;  
* ускорению процесса продажи и росту товарооборота;  
* уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;  
* общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.

4.2 Размещение и выкладка товаров

4.2.1 Размещение товаров

На уровень торгового  обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени  влияют размещение и выкладка товаров  в торговом зале. При этом понятия  «размещение товаров» и «выкладка  товаров» следует различать. Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки отдельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса.  Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары, естественно, требуют больших площадей для их показа. За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи. В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора. Важным условием рационального размещения товаров в торговом зале является организация своевременного пополнения ассортимента реализуемых товаров. Операции по пополнению товарных запасов в торговом зале в крупных магазинах выполняют специально выделенные работники, в небольших — грузчики или продавцы. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары пользующиеся  частым спросом.Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости. Как правило, чем больше места отводится для группы товаров, тем быстрее она будет реализовываться. Однако опыт показывает, что это правило верно, только по отношению к товарам повышенного спроса, а на товары пониженного спроса увеличение выделяемых для них торговых площадей практически не оказывает влияния. Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром. Размещая товары, руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства. Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах. При распределении товаров на площади торгового зала важно также создать условия для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременным пополнением товаров. При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров. Наиболее продуманным размещение товаров должно быть в торговых залах магазинов самообслуживания. Здесь следует выкладывать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. При этом должен быть облегчен доступ покупателей ко всем товарам, обеспечено быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине