Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа
Правила розничной торговли молоком, молочной продукцией, сыром, маслом животным, маргарином распространяются на все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие розничную продажу молока, молочной продукции, сыра, масла животного, маргарина.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Технологический процесс
в магазине представляет собой совокупность
взаимосвязанных и
Технологические операции магазина включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.
Все технологические операции магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары.
Hа технологический процесс
магазина влияет ряд факторов.
Важнейшими из них являются
уровень развития торговли, объем
и структура товаров народного
потребления, степень их
В торговой практике сложилось три основные схемы технологических процессов.
Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству, подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре-оборудовании, полностью подготовленной к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции.
По второй схеме технологический процесс включает приемку, хранение и продажу товаров. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже.
Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема, при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т.д.).
При любой из схем весь технологический процесс можно разделить на этапы.
Первый этап - операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.
После проведённой подготовки товар поступает в торговый зал.
Второй этап - операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация и т.д. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д. В торговом зале ОАО «Большая Крыница» имеются специальные сотрудники, которые могут грамотно проконсультировать покупателя о предлагаемом товарном ассортименте, помочь выбрать нужный товар. Работники торгового зала добросовестно выполняют функции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, не отвлекаются, проявляют индивидуальный подход к покупателям. Они одинаково вежливы со всеми покупателями независимо от настроения, размера покупки, длительности выбора, внешности покупателя. Работники внимательно выслушивают покупателей и реагируют на их просьбы. Покупателю предоставляется полная самостоятельность при осмотре и выборе товара.
Покупателей привлекают отделы магазина, где есть широкий выбор товаров и это играет определяющую роль в формировании у них благоприятного мнения о магазине.
Третий этап - операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка по фигуре швейных изделий купленных в магазине, комплектование подарочных наборов и т. д. В ОАО «Большая Крыница» осуществляется предварительный приём заказов от населения, также осуществляется комплектование подарочных наборов (что наиболее актуально перед Новым Годом).
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, должны выполняться в четкой последовательности. Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:
В ОАО «Большая Крыница» имеются специальные зоны для покупателей, где располагаются ячейки для хранения личных вещей. В торговом зале товар располагается максимально удобно для покупателя и выложен он на горках (как островных, так и пристенных), в открытых холодильных витринах. Часть товарного ассортимента располагается в зонах кассового обслуживания.
Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. Это должно быть учтено при проектировании технологических схем планировки магазина, размещении функциональных помещений.
Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особое требование к устройству входов и выходов магазинов, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытия пола.
Основными направлениями рационализации технологического процесса магазинов являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.
В магазине «Большая Крыница» торогово – технологический процесс состоит из следующих операций:
1.Сначала по средствам
рабочей силы товар
2.Непосредственно приёмка
товара(по количеству и
3.Затем определяются места на хранение товара, при этом соблюдаются условия и сроки хранения товара;
4.Предпродажная подготовка включает комплекс операций по подготовке к поступлению товара в торговый зал;
5.Непосредственно продажа товара (отпуск товара покупателю по наличному или безналичному расчету);
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.
4. ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ВЫКЛАДКА, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
4.1 Подготовка товаров к продаже
Важнейшей операцией технологического
процесса в магазине является подготовка
товаров к продаже, которая способствует
освобождению продавцов и других
работников от излишних затрат времени
и труда в процессе обслуживания
покупателей, быстрому отпуску товаров
и увеличению пропускной способности
магазинов, сокращает товарные потери
и повышает коэффициент использования
торгового зала. Товары в торговый зал должны
поступить полностью подготовленными.
Подготовка товаров к продаже заключается
в их распаковке, очистке, комплектовании,
фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных
операций зависит от сложности ассортимента
и степени заводской готовности товара
к продаже. В процессе подготовки совершаются
общие и специальные (специфические) операции
с товарами.
Общие операции включают проверку целостности
упаковки, распаковку из внешней тары,
проверку маркировки товаров, правильности
обозначения цен, их качества, внешнего
вида после хранения, сортировку и т.д.
Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др. Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-технической документации, но и современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и др. Подготовка товаров к продаже должна выполнятся, как правило, до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время в специально отведенных для этого местах.
По продовольственным
товарам данные операции включают в
основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость
этих операций обусловливается тем,
что товары, поступающие в розничную
торговлю, в большинстве своем недостаточно
подготовлены к продаже. Торговля вынуждена
сама организовывать продолжение процесса
производства в магазине, хотя это весьма
неэффективно как с точки зрения производительности
труда, так и расхода упаковочных материалов,
товарных потерь. Особое внимание при
фасовке должно уделяться размерам дозировки
фасуемых товаров. Как правило, магазины
дублируют промышленную дозировку (например,
мука — по 2—3 кг, сахар — по 1 кг), хотя
последние не учитывают спроса многих
Для подготовки товаров к продаже могут
выделяться отдельные помещения (фасовочные,
разрубочные, разделочные, сборочные и
т.д.), размер которых предусматривается
в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов
(как правило, в квадратных метрах на 10
м2 торгового зала по соответствующей
группе товаров.
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.
Подготовка товаров к продаже
должным образом способствует:
* снижению затрат времени покупателей
на приобретение и потребление товаров;
* улучшению внешнего
вида товаров;
* ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
* уменьшению потерь и снижению расходов
на реализацию;
* общему повышению уровня культуры торгового
обслуживания.
4.2 Размещение и выкладка товаров
4.2.1 Размещение товаров
На уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияют размещение и выкладка товаров в торговом зале. При этом понятия «размещение товаров» и «выкладка товаров» следует различать. Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки отдельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса. Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары, естественно, требуют больших площадей для их показа. За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи. В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора. Важным условием рационального размещения товаров в торговом зале является организация своевременного пополнения ассортимента реализуемых товаров. Операции по пополнению товарных запасов в торговом зале в крупных магазинах выполняют специально выделенные работники, в небольших — грузчики или продавцы. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары пользующиеся частым спросом.Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости. Как правило, чем больше места отводится для группы товаров, тем быстрее она будет реализовываться. Однако опыт показывает, что это правило верно, только по отношению к товарам повышенного спроса, а на товары пониженного спроса увеличение выделяемых для них торговых площадей практически не оказывает влияния. Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром. Размещая товары, руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства. Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах. При распределении товаров на площади торгового зала важно также создать условия для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременным пополнением товаров. При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров. Наиболее продуманным размещение товаров должно быть в торговых залах магазинов самообслуживания. Здесь следует выкладывать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. При этом должен быть облегчен доступ покупателей ко всем товарам, обеспечено быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента
Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине