Стоимость. Ее виды и подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний четко представляли себе, что такое “стоимость компании”, как она определяется и как можно использовать эту категорию для поиска оптимальных решений по управлению компанией. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему протекает не только в сфере чисто материальной, но и оказывает влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.

Файлы: 1 файл

оун реф.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Обязательства предприятия  переводятся в текущую стоимость.

Определяется стоимость  собственного капитала путем вычитания  из обоснованной рыночной стоимости  суммы активов текущей стоимости  всех обязательств.

Метод стоимости чистых активов  применяют в том случае, если компания обладает значительными материальными  активами и ожидается, что будет  по-прежнему действующим предприятием.

Источником исходных данных для оценки служит бухгалтерская  отчетность предприятия, в том числе: бухгалтерский баланс, отчет о  прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения и расшифровки. Причем, предварительно следует провести инфляционную корректировку данных.

Различают метод скорректированных  чистых активов и нескорректированных  чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса, а значит, определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива баланса в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более  достоверны, чем по второму, когда  из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не проводится.

Порядок расчета стоимости  чистых активов по бухгалтерской  отчетности определен в Порядке  оценки стоимости чистых активов  акционерных обществ, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 5.08.96г. № 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5.08.96г. № 149.

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы  его обязательств, принимаемых к  расчету.

Активы, участвующие в  расчете, - это денежное и не денежное имущество предприятия, в состав которого включаются по балансовой стоимости  следующие статьи:

внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса, за исключением балансовой стоимости собственных акций общества, выкупленных у акционеров. При этом при расчете величины чистых активов принимаются учитываемые в первом разделе бухгалтерского баланса нематериальные активы, отвечающие следующим требованиям:

непосредственно используемые обществом в основной деятельности и приносящие доход (права пользования  земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные  продукты, монопольные права и  привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные  расходы, торговые марки, товарные знаки  и т.п.);

имеющие документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением (созданием);

право общества на владение данными нематериальными правами  должно быть подтверждено документом (патентом, лицензией, актом, договором  и т.п.), выданным в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

по статье прочие внеоборотные активы в расчет принимается задолженность акционерного общества за проданное ему имущество;

запасы и затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые во втором разделе бухгалтерского баланса, за исключением задолженности  участников (учредителей) по их вкладам  в уставный капитал и балансовой стоимости собственных акций, выкупленных  у акционеров.

При наличии у акционерного общества на конец года оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг - показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете (показываются в Расчете) с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.

Пассивы, участвующие в  расчете, - это обязательства акционерного общества, в состав которых включаются следующие статьи:

целевые финансирование и  поступления;

долгосрочные обязательства  банкам и иным юридическим и физическим лицам;

краткосрочные обязательства  банкам и иным юридическим и физическим лицам; расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям "Доходы будущих периодов", "Фонды потребления" и "Резервы предстоящих расходов и платежей".

При расчете по методу чистых активов не учитываются перспективы  развития компании, что в данном случае существенно искажает реальную стоимость компании.

Второй метод – метод  ликвидационной стоимости – применяется  для предприятий, которые находятся  в состоянии банкротства или  если стоимость компании при ликвидации будет выше, чем при продолжении  деятельности. При использовании  данного метода оценщик определяет валовую выручку от ликвидации активов  предприятия, затем уменьшает ее на величину прямых затрат, связанных  с ликвидацией предприятия, а  также на величину всех обязательств предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Сравнительный подход.

 

Сравнительный подход основан  на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы аналогичного типа, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Данные по аналогичным сделкам  сравниваются с оцениваемыми. Преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок.

В зависимости от наличия  и доступности информации, характеристик  объекта оценки, предмета и условий  предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода  применяются следующие методы:

-метод компании-аналога;

-метод сделок;

-метод отраслевых коэффициентов;

Метод компании-аналога

Метод компании-аналога, как  правило, применяется в случае, когда  размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является неконтрольным.

Источником информации о  ценах сопоставимых сделок с аналогами  объекта оценки являются данные о  ценах сделок с акциями и другими  ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и  в системах открытой электронной  внебиржевой торговли), в случае если объект такой сделки не предоставляет  его владельцу какие-либо полномочия контроля.

В случае если объектом оценки является контрольное участие, оценщик  должен осуществить корректировку  в размере премии за контрольное  участие.

Метод сделок

Метод сделок, как правило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является контрольным.

Источником информации о  ценах сопоставимых сделок с аналогами  объекта оценки являются:

данные о ценах сделок с акциями и другими ценными  бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет  его владельцу все или некоторые  полномочия контроля;

данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

В случае если объектом оценки является неконтрольное участие оценщик должен осуществить корректировку в размере скидки за неконтрольное участие.

Метод отраслевых коэффициентов

Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа не менее чем  половины предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым.

Оценщик осуществляет и отражает в отчете действия, направленные на установление соответствия результатов  таких исследований, применяемым  методам оценки, принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям предполагаемой сделки с объектом оценки.

Оценщик должен проверить  и отразить в отчете соответствие результатов, полученных при применении данного метода, результатам, полученным с использованием других подходов и  методов оценки.

Как правило, результаты, полученные при применении данного метода, являются индикативными и не применяются  при выведении итоговой величины стоимости или им придается наименьший удельный вес.

 

2.3 Доходный подход.

 

Применяется доходный подход в тех случаях, когда есть возможность  составить представление о дальнейшем развитии компании (построить финансовую модель). В рамках доходного подхода  используют метод капитализации  и метод дисконтирования.

Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности  поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод  дисконтирования.

Если будущие доходы будут  примерно равны текущим или темпы  их роста постоянны, то применяют  метод капитализации. Метод капитализации  предполагает также неопределенно  долгий срок функционирования бизнеса.

Метод дисконтирования применяется  при непостоянных финансовых показателях, а также в тех случаях, когда  функционирование бизнеса прекращается (независимо от причин) в обозримой  перспективе, или предполагается выход  из бизнеса. Оценка данным методом включает составление прогноза денежных потоков  на каждый год прогнозного периода.

Далее определяется величина стоимости компании в постпрогнозный период. Определяется предварительная величина стоимости бизнеса как сумма текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода и текущего значения стоимости в постпрогнозный период. При необходимости вносятся поправки (в частности, учитывается скидка за неконтрольный характер и скидка за недостаточную ликвидность) и определяется окончательная величина рыночной стоимости компании.

 

Метод капитализации бизнеса.

Оценка стоимости бизнеса, полученная по методу капитализации  прибыли, позволяет дать экспресс-оценку стоимости компании и показывает минимальную сумму, за которую может  быть продан бизнес как действующее  предприятие в максимально короткие сроки. Этот самый наглядный показатель, по сути, представляет собой объем  прибыли, которая будет получена при существующих условиях за ожидаемый  период окупаемости инвестиций

(2)

где КП - капитализация прибыли; 
r - ставка дисконтирования; 
ЧП - чистая прибыль после уплаты налогов за прошедший период;

Существует несколько  способов определения ставки дисконтирования, выбор способа ее расчета зависит  от ряда условий, таких как наличие  достоверной информации о доходности на различных рынках, понимания структуры  капитала и т.д. Некоторые российские компании определяют требуемую ставку доходности (ставку дисконтирования) экспертным методом, исходя из ожиданий собственников  в отношении своего бизнеса. Такая  ставка дисконтирования является фиксированной  на определенном промежутке времени  и действует для всех проектов и задач внутри компании. Практика показывает, что величина требуемой  доходности, устанавливаемой российскими  промышленными предприятиями, действующими в традиционных отраслях экономики, колеблется в интервале от 20 до 30%.

 

 

 

 

 

 

Предварительная стоимость  бизнеса рассчитывается по формуле:

C = CF/ (r-g)

Где:

 

CF

- свободный денежный поток  или прибыль;

g

- коэффициент роста свободного  денежного потока (прибыли);

r

- коэффициент капитализации.


 

 

  Стоимость бизнеса, как непрерывно  функционирующего предприятия, приносящего  доход (DCF).

Показывает величину свободного денежного потока, который может  быть аккумулирован бизнесом за определенный период времени, с учетом альтернативных возможностей. С помощью показателя можно оценить потенциал бизнеса, его преимущества перед конкурентами и максимальную цену, за которую  может быть продан бизнес или его  часть. Расчет дисконтированного денежного  потока должен учитывать трудности  долгосрочного планирования в российских условиях. Как правило, в России, планируется деятельность на один год, на будущее задается определенный темп роста основных показателей.

(3)

где CF0 = Денежный поток от собственного капитала за прошедший период; 
CF1 = Денежный поток от собственного капитала на следующий год; 
СFi = CF1 * k*(i-1); 
i - Горизонт планирования (лет) ; 
k - Планируемый ежегодный темп роста бизнеса (если отсутствуют долгосрочные планы).  
r - Ставка требуемой доходности (ставка дисконтирования).

Горизонт планирования выбирается исходя из технологического цикла или  в зависимости от требований собственников  к срокам окупаемости бизнеса. Для  российских промышленных предприятий  корректно использовать горизонт планирования от 3 до 5 лет.

 

  Ключевые факторы стоимости: EVA и  инвестиции в развитие.

Стоимость, рассчитанная по методу DCF, является доходной характеристикой  бизнеса. Однако для управленческих целей этот метод не показывает источники  создания стоимости. Из формулы (3) видно, что стоимость бизнеса зависит  как от прошлой деятельности (CF0), так и от будущего роста компании (CFi). Уже созданная стоимость бизнеса, характеризуется показателем экономической прибыли. Создание стоимости бизнеса в будущем зависит от размера инвестиций в развитие. Конечно, осуществление инвестиций еще не говорит о том, что они будут рентабельными, существуют определенные риски, но сам факт инвестирования означает, что:

а). Были найдены средства; 
б). Приобретены или созданы определенные материальные или нематериальные ценности;  
в). Менеджмент бизнеса осознает необходимость развития и заинтересован в расширении бизнеса.

Инвестиции в развитие отличаются от инвестиций в замещение  тем, что в результате их осуществления  создаются новые продукты, новое  производство, осваиваются новые  рынки, совершенствуются существующие технологии. Инвестиции в замещение  направлены на замену устаревшего оборудования, они не создают стоимость, а лишь поддерживают ее.

Информация о работе Стоимость. Ее виды и подходы