Стоимость. Ее виды и подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний четко представляли себе, что такое “стоимость компании”, как она определяется и как можно использовать эту категорию для поиска оптимальных решений по управлению компанией. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему протекает не только в сфере чисто материальной, но и оказывает влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.

Файлы: 1 файл

оун реф.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Введение

 

Что такое стоимость компании и  почему ей нужно управлять.

 

         Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний четко представляли себе, что такое “стоимость компании”, как она определяется и как можно использовать эту категорию для поиска оптимальных решений по управлению компанией. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему протекает не только в сфере чисто материальной, но и оказывает влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.

        Действительно, именно создаваемая для акционеров стоимость в долгосрочной перспективе является наилучшим критерием оптимальности принимаемых управленческих решений. Именно держатели акций, являясь остаточными претендентами на денежные потоки компании, для принятия решений нуждаются в отличие от любого другого круга заинтересованных лиц (менеджеров, наемных рабочих, общества в целом) в максимально полной информации, мыслят долгосрочными категориями и должны эффективно управлять всеми денежными потоками компании.

Таким образом, управление стоимостью компании с целью ее увеличения в  долгосрочной перспективе позволяет  компании в максимальной степени  удовлетворить интересы собственников  компании, определить оптимальные стратегические направления своего развития и выработать систему управленческих мер, способствующих достижению поставленных целей.

       Процесс управления рыночной стоимостью компании использует в качестве базы доходный подход к оценке компании (бизнеса). В рамках данного подхода стоимость компании представляет собой сумму денежных потоков, которые будут созданы компанией, скорректированных с учетом факторов времени и соответствующих рисков, за вычетом всех требований к компании.

Построение операционной модели деятельности компании позволяет  проанализировать факторы, оказывающие  воздействие на величину стоимости  компании (различные компоненты модели денежного потока), определить чувствительность количественной величины стоимости  к изменению того или иного  фактора и выработать оптимальный  вариант реструктуризации компании. При этом используются три основные стратегии внутренней реструктуризации: операционная, инвестиционная и финансовая.

В рамках операционной стратегии рассматриваются  управленческие решения, оказывающие  влияние на эффективность текущей  деятельности компании, в том числе:

  • управление оборотными средствами с конечной целью оптимизации их структуры и сроков оборачиваемости;
  • управление денежными средствами с целью поддержания устойчивой платежеспособности компании в долгосрочной перспективе;
  • управление издержками предприятия с целью обеспечения максимального уровня отдачи от используемых ресурсов и т.д..

При анализе возможностей использования  той или иной инвестиционной стратегии  рассматривается как расширение деятельности (в первую очередь увеличение выпуска наиболее рентабельных видов  продукции), так и ее сокращение с  продажей избыточных активов.

Рассмотрение финансовых стратегий  внутренней реструктуризации позволяет  моделировать влияние различных  способов финансирования деятельности компании на конечную величину ее стоимости.

Помимо внутренних стратегий  реструктуризации, необходимо также  оценить влияние возможных различных  вариантов внешней реструктуризации (слияния, поглощения, выделение “центов  роста”, ликвидация убыточных подразделений  и т.д.) с точки зрения приращения стоимости компании.

Многие крупные российские компании переходят на концепцию  управления бизнесом, основанную на стоимостном  подходе (Value Based Management). Для того чтобы управление, ориентированное на стоимость стало возможным, необходимо иметь в своем распоряжении эффективные методы оценки бизнеса. Стоит ли говорить о том, что способы оценки бизнеса, для принятия управленческих решений, предлагаемые западными экономистами Модильяни, Дамодараном, Коуплендом, не находят своего применения у нас в стране, где не существует развитого рынка акций, а, следовательно, не существует и рыночной оценки самих предприятий? Поэтому в арсенале отечественных компаний нет адаптированных способов оценки бизнеса. Все что они имеют это стандартные три подхода к оценке: дисконтирование денежных потоков, сравнение с аналогами и определение стоимости чистых активов. Некоторые идут дальше, разрабатывают оригинальные методы, имеющие большую наглядность, вроде суммирования предстоящей прибыли за прогнозный период или определения добавленной стоимости на основе показателя экономической прибыли (EVA). Проблема таких оценок заключается в том, что они стремятся к получению одного цифрового значения стоимости бизнеса, который бы характеризовал и эффективность управления, и ценность данного предприятия на рынке, и будущую привлекательность в глазах инвесторов. Другими словами, присутствует желание соединить в одном интегрированном показателе несколько равноценных задач. Возникает вопрос: "А нужно ли это?". Что бы там не говорили, но стоимость бизнеса была и остается показателем, имеющим несколько значений, в зависимости от целей и заинтересованных сторон. Существует лишь некий ориентир стоимости, к которому стремятся сделанные оценки. При проведении оценки стоимости одного и того же предприятия для одних и тех же целей можно получить несколько оценок, которые в равной степени будут заслуживать право на жизнь. Можно сказать, что методики, предлагающие одну взвешенную оценку стоимости бизнеса можно использовать исключительно для целей продажи бизнеса в том или ином его виде. Но что делать, если стоимость бизнеса нужна менеджерам не для продажи, а для формирования стратегии и принятия управленческих решений, нацеленных на реализацию стоимостного подхода к управлению?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатки существующих методик оценки бизнеса.

 

Чтобы предложить, что-то новое, следует разобраться с тем, какие  недостатки в той или иной степени  существуют при использовании указанных  выше способов оценки:

  1. Трудность поиска информации и громоздкость расчета. Использование оценки бизнеса на регулярной основе должно быть максимально простым, а результат наглядным.
  2. Наличие большого количества корректировок, связанных с непрозрачностью бухгалтерской отчетности. Для оценки менеджменту следует использовать данные управленческого учета, который должен быть приспособлен для целей оценки.
  3. Сложность долгосрочного планирования затрудняет использование доходных способов оценки. В основном используется ретроспектива фактических данных за прошлые периоды. В этой связи следует разрабатывать методику определения темпов роста денежных потоков или составлять прогнозы на сроки до 5 лет.
  4. Бухгалтерская оценка активов. Приводит к заниженной стоимости чистых активов. Необходима рыночная переоценка всех основных фондов и, если потребуется, нематериальных активов.
  5. Отсутствие адекватной базы для сравнения с аналогами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи и требования к оценке бизнеса.

 

В рамках концепции управления стоимостью (VBM) оценка бизнеса должна стать основанием для решения  следующих задач:

  1. Разработка планов и стратегий развития предприятия;
  2. Оценка эффективности менеджмента;
  3. Оценка эффективности деятельности компании;
  4. Определение реальной стоимости одной акции.

При этом оценка бизнеса  должна отвечать следующим требованиям:

  • Простота;
  • Наглядность;
  • Обоснованность;
  • Периодичность;
  • Информативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды стоимости.

 

В целях управления стоимостью наиболее информативными видами стоимости  являются:

  1. Рыночная стоимость чистых активов.
  2. Капитализация бизнеса.
  3. Стоимость бизнеса, как непрерывно функционирующего предприятия, приносящего доход (DCF).

Сопоставление указанных  показателей стоимости обусловит  принятие стратегических решений, таких  как определение направлений  инвестирования, выбор вариантов  распоряжения собственностью (продажа, ликвидация, реорганизация), смена продуктового ряда, обоснование места предприятия  на рынке, а также оперативных  решений, связанных с мотивацией персонала и мероприятиями по увеличению прибыли.

Структурно можно представить  систему VBM на верхнем уровне факторов стоимости следующим образом:

В схеме показаны методы оценки бизнеса и управленческие потребности, которые могут быть удовлетворены на их основе. Величина стоимости дисконтированных денежных потоков (DCF) сама по себе не показательна, поэтому имеет смысл разложить  его на факторы, которые в наибольшей степени влияют на стоимость бизнеса. В данном случае - это экономическая  прибыль (Economical Value Added), которая показывает добавленную за период стоимость с учетом альтернативных издержек, и объем инвестиций направленных в расширение, которые добавят стоимость в будущем.

Комплексное использование  предложенных методов оценки стоимости  бизнеса позволит оцифровать результаты деятельности за прошедшие периоды, и создать базу для принятия управленческих решений, направленных на увеличение стоимости  бизнеса для его акционеров.

Бизнес - решения, основанные на предложенной системе оценки, будут  укладываться в рамки классической теории стоимостного управления, с  учетом российской специфики.

По результатам проведенной  оценки целесообразно заполнять  следующую аналитическую таблицу, из которой можно проследить альтернативные варианты стоимости и оценить  факторы ее сформировавшие.

Стоимость бизнеса (DCF)

Факторы стоимости (DCF)

Альтернативная  стоимость

EVA (прошлое)

Инвестиции в расширение (будущее)

Капитализация прибыли (минимальная  стоимость)

Рыночная стоимость чистых активов (стоимость имущества)

         

 

 

1. Теоретические  вопросы оценки стоимости предприятия  (бизнеса).

 

    1. Основные понятия и цели оценки бизнеса

 

Примерная классификация целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое  лицо

Обеспечение экономической  безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций Оценка эффективности менеджмента 

Собственник

Выбор варианта распоряжения собственностью

Составление объединительных и разделительных

балансов при реструктуризации

Обоснование цены купли-продажи  предприятия или его доли

Установление размера  выручки при упорядоченной ликвидации предприятия 

Кредитные учреждения

Проверка финансовой дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог 

Страховые предприятия

Установление размера  страхового взноса

Определение суммы страховых  выплат

Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных  характеристик

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности инвестиционных вложений

Определение допустимой цены покупки предприятия с целью  включения его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия  к приватизации

Определение облагаемой базы для различных видов

налогов

Установление выручки  от принудительной ликвидации через  процедуру банкротства

Оценка для судебных целей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия

 

Основные виды стоимости. Методы оценки стоимости.

Оценочная деятельность состоит  в получении представления о  стоимости объекта оценки или  о величине доли собственника на конкретный момент времени.

Бизнес в зависимости  от целей оценки и обстоятельств  может оцениваться по-разному. Поэтому  для проведения оценки требуется  точное определение стоимости.

В соответствии со Стандартами  оценочной деятельности, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации № 519 от 6 июля 2001 г., в настоящее  время утверждены следующие виды стоимости.

Информация о работе Стоимость. Ее виды и подходы