Теперь можно более подробно
остановиться на каждом из них.
- Мотивация вознаграждением – это стартовый мотивирующий фактор. Если же мало платить, то работать никто не будет, да даже и браться за нее никто не будет. Причем мало – относительно среднерыночных показателей. Но после того, как сотрудник втянулся в проект, мотивирующее влияние денежного вознаграждения резко ослабевает. Сотрудник серьезно реагирует на резкие (минимум на 25%) изменения. Но реакция эта кратковременна. Так, если повысить оклад консультанту, ну, допустим, в 1,5 раза, то максимум первый месяц он будет работать интенсивнее, а затем вернется к обычному ритму. То есть сработает эффект привыкания. Постоянно же повышать зарплату невозможно, так как финансовые ресурсы всегда ограничены, тем более в проектах с ограниченным бюджетом. Нужно еще учесть тот факт, что сотрудники реагируют на относительное увеличение вознаграждения,
а не на абсолютное. Поэтому чем выше стартовые условия по зарплате, тем тяжелее для спонсора проекта мотивировать сотрудников ее увеличением. Понятно, если зарплата 1000, то увеличение до 1500 серьезно мотивирует, хотя и однократно. А если зарплата 5000, то увеличение до 5500 практически не мотивирует сотрудника. При этом ежемесячные затраты спонсора увеличиваются в обоих случаях на 500. Вывод: вознаграждение (или заработная плата) достаточной величины обеспечивает
необходимость квалифицированных ресурсов
на проект. Но этот факт оказывает не большое
влияние на увеличение эффективности
работы сотрудников. Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод, что это не является сильным
способом мотивации.
- Мотивация премированием
(бонусы за результат) – почти то же, что и мотивация вознаграждением. Но это более действенный механизм мотивации персонала в проектной работе. При этом обязательно должны соблюдаться следующие условия:
- Размер премии (бонуса) должен
быть существенным по отношению к заработной
плате (не менее 50% от месячного вознаграждения);
- Размер премии (бонуса) должен
быть заранее известен сотруднику;
- Условия получения премии (бонуса)
должны быть заранее известны сотруднику,
лучше всего будет, если эти условия будут
изложены в специальном документе (например,
в бонусном письме);
- Условия получения премии (бонуса)
должны быть понятными и достижимыми;
- Условия получения индивидуальной
премии (бонуса) должны быть зависимыми
от индивидуальных усилий сотрудника;
- Условия получения командной
премии (бонуса) должны быть зависимыми
от командных усилий;
- Такая премия должна выплачиваться
не реже, чем раз в полгода (иначе повышение
производительности труда произойдет
только за пару месяцев до плановой даты
получения премии);
- При выполнении всех условий
получение премии (бонуса) должно быть
гарантированным.
То есть в компании, которая
ведет проект, система проектного премирования
должна быть хорошо развита.
Еще один момент – в некотором
роде «соответствие цены и качества»:
усилия, затраченные на получение премии,
должны быть адекватны самой премии. Не
стоит ждать от сотрудников, что они будут
сидеть по ночам, если премия не поможет,
как минимум, организовать хороший отдых,
оплатить мероприятия по восстановлению
здоровья.
Вывод: мотивирующее влияние премирования
не стоит переоценивать. К тому же, здесь
действуют все те ограничения, что и на
заработную плату, – бюджет проекта всегда
ограничен. Но при четкой системе премирования
этот механизм мотивирования эффективен.
- Мотивирование гарантией
занятости – в период экономического подъема очень слабо мотивирует людей, так как всегда есть куда уйти. В период спада, кризиса – мотивирует гораздо сильнее. Но при этом сотрудник должен четко понимать, что улучшение качества выполнения проектных задач убережет его от увольнения, и наоборот. К сожалению, в кризисное время не все зависит от усилий сотрудников. А если люди чувствуют, что от их усилий мало что зависит, то угроза потерять работу их демотивирует. В этом случае действует тот же эффект привыкания, но теперь уже к «плохому».
Вывод: такой метод мотивации угрозой
приводит к ухудшению морального духа
в проекте. Не стоит этот способ мотивации
делать основным. Но совсем отказываться
от этого нельзя. Кроме возможностей, сотрудники
должны ощущать угрозы.
- Мотивирование повышением
статуса – достаточно важный фактор. Конечно, действует на сотрудников по-разному, ибо есть люди с четко выраженными карьерными (в хорошем смысле слова) стремлениями, а есть люди, несколько равнодушные к этому. В современных российских компаниях этот механизм продекларирован, но задействован слабо. Может быть, мне просто не везло, но ни в одной компании лично я не получил четкий план моего карьерного роста. К сожалению, единственный серьезный способ карьерного роста – переход в другую компанию. Но это не тема данной статьи.
Я считаю, что этот мотивирующий
фактор нужно активно использовать в проектах,
но обязательно нужно учитывать следующие
ограничения и требования:
Увеличение статуса (грейда, должности и тому подобного) часто ведет к увеличению стоимости этого ресурса. А плановый бюджет проекта при этом не меняется. Поэтому менеджеру проекта необходимо либо обещать такие изменения в конце проекта, либо брать на проект недооцененных перспективных сотрудников и потом в ходе проекта повышать их статус до запланированного в стартовом бюджете проекта.
Условия повышения своего статуса
должны быть для сотрудника понятными
и достижимыми.
Условия повышения статуса
сотрудника должны быть известными и понятными
для менеджера проекта.
Увеличение статуса (особенно
назначение на вышестоящую должность)
может вывести ценного сотрудника из проекта.
Это характерно для матричных структур
управления компаниями.
Вывод: это действенный фактор, который
необходимо использовать в проекте, помня
правило «не навреди».
- Мотивирование профессиональным
ростом, получением проектного опыта – очень действенный мотиватор, при условии, что проект действительно обеспечивает сотруднику профессиональный рост и получение необходимого проектного опыта. Хорошо действует на начинающих и специалистов среднего уровня. Для них все новое и незнакомое. Каждый день на проекте дает этим сотрудниками новые знания. С опытными и высококвалифицированными сотрудниками тяжелее – проект действительно должен быть новаторским либо должен очень четко, образцово управляться и тому подобное. Если высококвалифицированный сотрудник не найдет в проекте для себя ничего нового, то это будет его демотивировать.
В одном их моих проектов пришедший
в него опытный консультант сразу заявил,
что проект очень ординарный, но он ждет
хорошего уровня управления проектом,
ибо до этого участвовал в проектах с посредственным
менеджментом. Это пример обратной связи
(консультант стимулировал менеджера
проекта, менеджер проекта – сможет стимулировать
консультанта).
Вывод: это действенный фактор, который
необходимо использовать в проекте, четко
дифференцируя его по уровню каждого сотрудника.
При этом менеджер проекта должен приложить
все усилия, чтобы проект был хорошо управляем,
использовать новаторские технологии
и так далее. Ну, и желательно, чтобы проект
имел хорошие шансы успешного завершения.
- Мотивирование ответственностью
за результат – в некотором роде «отрицательный» мотиватор. Но если использовать этот механизм конструктивно, то он может очень сильно стимулировать сотрудников. Если сотрудник не просто будет
подвергаться регулярным проверкам результатов
своей работы со стороны менеджера, а будет
ощущать необходимость своей работы, чувствовать,
что результаты его работы нужны для проекта,
что их ждут его коллеги, что «если
не он, то никто», – сотрудник будет вынужден
(если он не неисправимый саботажник) прикладывать
дополнительные усилия для достижения
необходимых целей. Тут почти все зависит от менеджера проекта, от созданной им системы управления, от внутренней атмосферы проекта.
Вывод: это необходимый мотиватор,
стержень всей системы проектной мотивации.
Без этого способа все остальное теряет
смысл. Правильное применение этого механизма
– обязанность менеджера проекта. Здесь
все зависит от его профессионализма.
- Мотивирование чувством
значимости личного вклада в общий успех – развитие предыдущего механизма.
Каждый сотрудник должен знать, что его
работа не осталась незамеченной, что
она внесла вклад в общий результат, что
его усилия привели к общему успеху. Менеджер
проекта должен подчеркивать это, упоминать
достижения каждого сотрудника. И тогда
сладкий вкус причастности к победе запомнится
сотруднику надолго, и он будет и в следующий
раз работать с максимальной отдачей.
Вывод: менеджер не должен забывать
отмечать вклад каждого сотрудника, входящего
в проектную команду. И в дальнейшем это
принесет свои плоды. Вообще, менеджерам
нужно как можно чаще общаться с командой,
со всеми вместе и индивидуально, поощрять
сотрудников, хвалить их и тому подобное.
Естественно, соблюдая правильные пропорции.
- Мотивирование удовлетворением
от результата – опирается на творческое начало
человека. Главное, чтобы это было заметно
не только самому сотруднику, но и его
коллегам. Нужно отбросить скептическое
отношение к новаторским предложениям
и поощрять сотрудников к творчеству. В IT-проектах без
этого нельзя. Опять же, не забывая про
главную задачу проекта – достижение результата.
Вывод: механизм нужно активно применять
на проектах, но четко отслеживать, чтобы
творческий процесс не свалился в «автогенерацию»,
то есть в генерирование идей, не ведущих
к результату. Тут все в руках менеджера.
- Мотивирование профессиональным
ростом, получением проектного опыта – очень действенный мотиватор, при условии, что проект действительно обеспечивает сотруднику профессиональный рост и получение необходимого проектного опыта. Хорошо действует на начинающих и специалистов среднего уровня. Для них все новое и незнакомое. Каждый день на проекте дает этим сотрудниками новые знания. С опытными и высококвалифицированными сотрудниками тяжелее – проект действительно должен быть новаторским либо должен очень четко, образцово управляться и тому подобное. Если высококвалифицированный сотрудник не найдет в проекте для себя ничего нового, то это будет его демотивировать.
В одном их моих проектов пришедший
в него опытный консультант сразу заявил,
что проект очень ординарный, но он ждет
хорошего уровня управления проектом,
ибо до этого участвовал в проектах с посредственным
менеджментом. Это пример обратной связи
(консультант стимулировал менеджера
проекта, менеджер проекта – сможет стимулировать
консультанта).
Вывод: это действенный фактор, который
необходимо использовать в проекте, четко
дифференцируя его по уровню каждого сотрудника.
При этом менеджер проекта должен приложить
все усилия, чтобы проект был хорошо управляем,
использовать новаторские технологии
и так далее. Ну, и желательно, чтобы проект
имел хорошие шансы успешного завершения.
- Мотивирование ответственностью
за результат – в некотором роде «отрицательный» мотиватор. Но если использовать этот механизм конструктивно, то он может очень сильно стимулировать сотрудников. Если сотрудник не просто будет
подвергаться регулярным проверкам результатов
своей работы со стороны менеджера, а будет
ощущать необходимость своей работы, чувствовать,
что результаты его работы нужны для проекта,
что их ждут его коллеги, что «если не он,
то никто», – сотрудник будет вынужден
(если он не неисправимый саботажник) прикладывать
дополнительные усилия для достижения
необходимых целей. Тут почти все зависит от менеджера проекта, от созданной им системы управления, от внутренней атмосферы проекта.
Вывод: это необходимый мотиватор,
стержень всей системы проектной мотивации.
Без этого способа все остальное теряет
смысл. Правильное применение этого механизма
– обязанность менеджера проекта. Здесь
все зависит от его профессионализма.
- Мотивирование чувством
значимости личного вклада в общий успех – развитие предыдущего механизма.
Каждый сотрудник должен знать, что его
работа не осталась незамеченной, что
она внесла вклад в общий результат, что
его усилия привели к общему успеху. Менеджер
проекта должен подчеркивать это, упоминать
достижения каждого сотрудника. И тогда
сладкий вкус причастности к победе запомнится
сотруднику надолго, и он будет и в следующий
раз работать с максимальной отдачей.
Вывод: менеджер не должен забывать
отмечать вклад каждого сотрудника, входящего
в проектную команду. И в дальнейшем это
принесет свои плоды. Вообще, менеджерам
нужно как можно чаще общаться с командой,
со всеми вместе и индивидуально, поощрять
сотрудников, хвалить их и тому подобное.
Естественно, соблюдая правильные пропорции.
- Мотивирование удовлетворением
от результата – опирается на творческое начало
человека. Главное, чтобы это было заметно
не только самому сотруднику, но и его
коллегам. Нужно отбросить скептическое
отношение к новаторским предложениям
и поощрять сотрудников к творчеству.
В IT-проектах без этого нельзя. Опять же,
не забывая про главную задачу проекта
– достижение результата.