Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа
Роль и место оценочной деятельности в России
Целью данной работы – изучение экономического значения введения оценочной деятельности.
Задачами данного исследования является решение вопросов:
- понятие и методология оценочной деятельности;
- оценщик и оценочная фирма;
- оценочная деятельность в России.
Введение………………………………………………………………………….….4
1. Теоретическая основа оценочной деятельности …………………………..….6
1.1 Методология оценочной деятельности………………………………..…..10
2. Введение оценочной деятельности в России………………………………....18
2.1 Оценщик и оценочная фирма……………………………………………...18
2.2 Оценочная деятельность в России………………………………………...23
3. Организация системы управления оценочной деятельности в режиме обязательного саморегулирования………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………....37
А ведь в этом вопросе есть большое общественное значение. К оценщикам обращаются тогда, когда оценить объект самостоятельно не представляется возможным. Например, сколько стоит автомобиль любой марки, может сказать почти каждый человек, а сколько стоит бензоколонка, на которую эта машина постоянно заезжает, скажет далеко не каждый, потому что этот вопрос уже не столь очевиден. А есть и более сложные объекты оценки - металлургический комбинат, например, или мост, эсминец, ракета и др.
К оценщикам обращаются в
тех случаях, когда стороны отчаянно
спорят о стоимости объекта и
доверить его оценку можно только
независимой сторонней
Для решения этого вопроса
требуется реальное участие государственных
органов исполнительной власти в
вопросе регулирования рынка
оценочной деятельности, направленное
на ограничение возможности
Можно констатировать, что
государство, задумав создать рынок
оценочных компаний, мягко говоря,
поторопилось с выдачей столь
большого количества лицензий, потому
что компании, только получив лицензию,
сразу стали выполнять «
В настоящий момент государством
принято решение об отмене лицензирования
оценочной деятельности и о передаче
этих функций саморегулируемым организациям.
Мировая практика лицензирования складывается
по-разному: большее количество стран
не лицензирует эту деятельность,
меньшее - лицензирует, но это относится
к сегодняшнему дню, когда в этих
странах сформировано четкое законодательство
и жесткая система его
Таким образом, главный вопрос в этом деле - не «лицензировать оценочную деятельность или нет», а «как бороться с теми, кто выполняет некачественную работу?»
По экспертным оценкам участников рынка, желательно, чтобы число организаций, занимающихся оценочной деятельностью, не превышало 700: этого вполне достаточно, чтобы обслуживать все имеющиеся в стране заявки. Желательно, чтобы закон об оценочной деятельности был скорректирован в части определения минимального количества аттестованных оценщиков, работающих в оценочной компании (не менее 10 человек), чтобы были определены требования к ведению архива оценочной компании, меры приостановления деятельности компании за выполнение некачественной работы, персональная ответственность оценщиков, создающих некачественные отчеты, и их руководителей.
Комплексный подход к регулированию рынка оценочной деятельности сможет быстро изменить существующую ситуацию, укрепить рынок и тем самым обеспечить запланированное действие той части законодательства, которая основана на применении оценки.
Прогноз развития рынка может быть таким: число оценочных компаний будет расти дальше, и, возможно, этот рост продлится еще в течение двух лет. При этом они разделятся на две категории: на рынке будут действовать около 50 компаний, мнению которых будут доверять и которые будут выполнять 95% самых серьезных заказов, и все остальные, которые в той или иной степени будут выполнять «заказную оценку» и заниматься мелкой работой.
Скорее всего, вскоре рынок испытает жесткий кризис, в результате которого исчезнет до 50% всех малых и средних компаний, после чего ситуация будет выровнена.
Центром сосредоточения серьезных
оценочных компаний будет Москва,
и крупные оценочные
В целом деятельность профессиональных оценщиков в России является крайне важной, так как, кроме всего прочего, оценщики выполняют функцию выяснения реальной стоимости активов, которые до сих пор являются недооцененными или вообще не имеют никакой определенной стоимости и числятся на балансе предприятий по ценам начала 90-х годов.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Введение режима обязательного
саморегулирования оценочной
В первую очередь речь идет
о функциях контроля и надзора, в
том числе в форме проверок
за деятельностью субъектов
Законодательством был впервые
формализован новый институт негосударственного
регулирования в сфере
Основными задачами НСОД являются:
– обеспечение общественных интересов и формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;
– координация деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и взаимодействие саморегулируемых организаций оценщиков с государственными органами власти и потребителями оценочных услуг.
На уровень НСОД переданы следующие функции:
1) разработка Федеральных стандартов оценки;
2) разработка кодекса этики оценщиков, рекомендаций по его применению и контролю соблюдения норм профессиональной этики;
3) рассмотрение и рекомендация образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области оценочной деятельности;
4) разработка рекомендуемого порядка повышения квалификации специалистов-оценщиков;
5) разработка рекомендуемых требований к минимальному стажу (стажировке) специалистов-оценщиков и оценщиков — индивидуальных предпринимателей;
6) создание общероссийского третейского суда в сфере оценочной деятельности.
Таким образом, в части
системы регулирования
К функциям уполномоченных
федеральных органов отнесены разработка
и реализация государственной политики
в области оценочной
Для обеспечения единого
правового и методологического
пространства на всей территории Российской
Федерации нормативные акты органов
управления субъектов Российской Федерации,
затрагивающие оценочную
НСОД представляет собой
промежуточный (второй) уровень регулирования
в сфере оценочной
Саморегулируемые организации оценщиков представляют собой третий уровень регулирования, на котором осуществляется непосредственный контроль за профессиональной деятельностью оценщиков, организация развития и совершенствования их профессиональных навыков членов СРО.
Хотя НСОД и был создан,
необходимо констатировать, что до
настоящего времени НСОД так и
не смог в полной мере реализовать
стоящие перед ним задачи. Формально,
по образному выражению, НСОД можно
рассматривать как «
В определенной степени и органы государственного управления фактически не рассматривают НСОД как полноценного и равноправного партнера, о чем, в частности, свидетельствует ситуация, сложившаяся в начале реализации проекта по кадастровой оценке.
Необходимо отметить, что
в принципе в рамках НСОД можно
решать общесистемные проблемы развития
оценочной деятельности, включая
в том числе и вопросы
Вместе с тем, учитывая
особый статус НСОД и отличие его
от иных коммерческих и некоммерческих
организаций, целесообразно в рамках
действующих нормативных
Кроме того, необходимо вернуться
к вопросу о структуре системы
управления и принятия решений в
НСОД, рассмотреть возможность
Возможным источником финансирования научных и методологических работ в рамках НСОД могли бы стать проценты или фиксированная часть от доходности по взносам в компенсационные фонды саморегулируемых организаций оценщиков. Использование этих средств по целевому назначению при контроле со стороны государства и общества могло бы оказать реальную поддержку развитию оценочной деятельности, в том числе и исходя из задач, стоящих перед НСОД в соответствии с действующим законодательством.
Последние изменения в
законодательстве в части процедуры
нормативной регламентации
Важным вопросом, не нашедшим
пока своего решения, является практика
досудебного урегулирования споров,
связанных в первую очередь с
величиной того или иного вида
стоимости, полученной оценщиком. В
принципе, этот же вопрос возникает
и при урегулировании споров между
оценщиком и оценщиком-
Еще одним вопросом, требующим своего решения, является вопрос об экспертизе отчетов в рамках судебного производства. Безусловно, в рамках таких экспертиз лицо, проводящее экспертизу, должно подчиняться процессуальным нормам об экспертизе. Но очевидно и другое: судебный эксперт в этом случае должен обладать знаниями и опытом, заведомо превосходящими знания и опыт оценщика, выполнившего рассматриваемый в процессе отчет.
Однако в существующей судебно-арбитражной практике в ходе судебных разбирательств судебными органами для дачи заключений по отчетам об оценке, фигурирующих в вышеуказанных судебных разбирательствах, на основании которых выносится решение, привлекаются эксперты, профессиональный уровень которых не соответствует возлагаемым на них задачам. В связи с этим целесообразно на нормативном уровне установить необходимую для проведения экспертизы квалификацию эксперта и внести в квалификационный справочник должностей такую должность, как «эксперт-оценщик», и установить для него определенные требования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка в современных условиях развивалась первоначально усилиями частных лиц, потом добавились стандарты профессиональных организаций, появились специальные законы и акты регулирующие.
В новейший период четко определились два направления оценки:
Главные моменты взаимодействия
заказчика и оценщика были законодательно
закреплены в 1998 году федеральным законом
об оценочной деятельности. Наряду
с федеральными и местными законами
в систему государственного регулирования
оценочной деятельности входят и
соответствующие подзаконные
Цели, задачи, направления и принципы государственного регулирования системы оценочной деятельности в стране определяет Концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, вопросы создания и развития правового государства включают в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая и имущественные права. Необходимыми гарантиями при этом является справедливая оценка этих прав.
Информация о работе Роль и место оценочной деятельности в России