Роль и место оценочной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Роль и место оценочной деятельности в России
Целью данной работы – изучение экономического значения введения оценочной деятельности.
Задачами данного исследования является решение вопросов:
- понятие и методология оценочной деятельности;
- оценщик и оценочная фирма;
- оценочная деятельность в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….4
1. Теоретическая основа оценочной деятельности …………………………..….6
1.1 Методология оценочной деятельности………………………………..…..10
2. Введение оценочной деятельности в России………………………………....18
2.1 Оценщик и оценочная фирма……………………………………………...18
2.2 Оценочная деятельность в России………………………………………...23
3. Организация системы управления оценочной деятельности в режиме обязательного саморегулирования………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………....37

Файлы: 1 файл

готовая (2).docx

— 54.75 Кб (Скачать)

А ведь в этом вопросе  есть большое общественное значение. К оценщикам обращаются тогда, когда  оценить объект самостоятельно не представляется возможным. Например, сколько стоит  автомобиль любой марки, может сказать  почти каждый человек, а сколько  стоит бензоколонка, на которую эта  машина постоянно заезжает, скажет далеко не каждый, потому что этот вопрос уже не столь очевиден. А есть и более сложные объекты оценки - металлургический комбинат, например, или мост, эсминец, ракета и др.

К оценщикам обращаются в  тех случаях, когда стороны отчаянно спорят о стоимости объекта и  доверить его оценку можно только независимой сторонней организации; в случае если оценка или экспертиза обязательна по закону или назначена  судом. И вдруг, представим, оценщик  начинает выражать не свое профессиональное мнение, а мнение того, кто повлиял  на него экономически. Очевидно, что  в этом случае становится неработающим целый пласт законодательства, а  экономические ситуации остаются неразрешимыми  в правовом поле. В таких ситуациях  оценщик выступает в качестве последней инстанции, поэтому он должен всегда быть независимым и  профессиональным.

Для решения этого вопроса  требуется реальное участие государственных  органов исполнительной власти в  вопросе регулирования рынка  оценочной деятельности, направленное на ограничение возможности появления  и успешного функционирования «черных оценщиков» и выпуска «заказных отчетов».

Можно констатировать, что  государство, задумав создать рынок  оценочных компаний, мягко говоря, поторопилось с выдачей столь  большого количества лицензий, потому что компании, только получив лицензию, сразу стали выполнять «заказную  оценку», но при этом не был отработан  эффективный механизм приостановления  действия лицензии при появлении  от имени этой компании «заказной» работы.

В настоящий момент государством принято решение об отмене лицензирования оценочной деятельности и о передаче этих функций саморегулируемым организациям. Мировая практика лицензирования складывается по-разному: большее количество стран  не лицензирует эту деятельность, меньшее - лицензирует, но это относится  к сегодняшнему дню, когда в этих странах сформировано четкое законодательство и жесткая система его исполнения.

Таким образом, главный вопрос в этом деле - не «лицензировать оценочную  деятельность или нет», а «как бороться с теми, кто выполняет некачественную работу?» 

По экспертным оценкам  участников рынка, желательно, чтобы  число организаций, занимающихся оценочной  деятельностью, не превышало 700: этого  вполне достаточно, чтобы обслуживать  все имеющиеся в стране заявки. Желательно, чтобы закон об оценочной  деятельности был скорректирован в  части определения минимального количества аттестованных оценщиков, работающих в оценочной компании (не менее 10 человек), чтобы были определены требования к ведению архива оценочной  компании, меры приостановления деятельности компании за выполнение некачественной работы, персональная ответственность  оценщиков, создающих некачественные отчеты, и их руководителей.

Комплексный подход к регулированию  рынка оценочной деятельности сможет быстро изменить существующую ситуацию, укрепить рынок и тем самым  обеспечить запланированное действие той части законодательства, которая  основана на применении оценки.

Прогноз развития рынка может  быть таким: число оценочных компаний будет расти дальше, и, возможно, этот рост продлится еще в течение  двух лет. При этом они разделятся на две категории: на рынке будут  действовать около 50 компаний, мнению которых будут доверять и которые  будут выполнять 95% самых серьезных  заказов, и все остальные, которые  в той или иной степени будут  выполнять «заказную оценку»  и заниматься мелкой работой.

Скорее всего, вскоре рынок  испытает жесткий кризис, в результате которого исчезнет до 50% всех малых  и средних компаний, после чего ситуация будет выровнена.

Центром сосредоточения серьезных  оценочных компаний будет Москва, и крупные оценочные организации  наверняка станут сочетать деятельность по оценке бизнеса с инвестиционным проектированием. На рынке будут  не более пяти общепризнанных лидеров. Наиболее авторитетной организацией, выражающей интересы оценщиков, будет  Российское общество оценщиков.

В целом деятельность профессиональных оценщиков в России является крайне важной, так как, кроме всего прочего, оценщики выполняют функцию выяснения  реальной стоимости активов, которые  до сих пор являются недооцененными или вообще не имеют никакой определенной стоимости и числятся на балансе  предприятий по ценам начала 90-х  годов.

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение режима обязательного  саморегулирования оценочной деятельности в Российской Федерации, по сути, означает, что часть функций, которые были закреплены за государством, передана негосударственным (саморегулируемым) организациям в сфере оценочной  деятельности.

В первую очередь речь идет о функциях контроля и надзора, в  том числе в форме проверок за деятельностью субъектов оценочной  деятельности. К ведению уполномоченных федеральных органов отнесен  надзор за деятельностью СРО оценщиков.

Законодательством был впервые  формализован новый институт негосударственного регулирования в сфере оценочной  деятельности — Национальный совет  по оценочной деятельности — НСОД. 

Основными задачами НСОД являются:

– обеспечение общественных интересов и формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;

– координация деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и взаимодействие саморегулируемых организаций оценщиков с государственными органами власти и потребителями оценочных услуг.

На уровень НСОД переданы следующие функции:

1) разработка Федеральных стандартов оценки;

2) разработка кодекса этики оценщиков, рекомендаций по его применению и контролю соблюдения норм профессиональной этики;

3) рассмотрение и рекомендация образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области оценочной деятельности;

4) разработка рекомендуемого порядка повышения квалификации специалистов-оценщиков;

5) разработка рекомендуемых требований к минимальному стажу (стажировке) специалистов-оценщиков и оценщиков — индивидуальных предпринимателей;

6) создание общероссийского третейского суда в сфере оценочной деятельности.

Таким образом, в части  системы регулирования оценочной  деятельности в Российской Федерации  реализована трехуровневая система.

К функциям уполномоченных федеральных органов отнесены разработка и реализация государственной политики в области оценочной деятельности, а также надзор за саморегулируемыми  организациями оценщиков, которые  призваны непосредственно контролировать деятельность специалистов-оценщиков.

Для обеспечения единого  правового и методологического  пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов  управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в  Минэкономразвития России.

НСОД представляет собой  промежуточный (второй) уровень регулирования  в сфере оценочной деятельности. Формирование такого института негосударственного регулирования в принципе может  создать базу для дальнейшей передачи функций регулирования в сфере  оценочной деятельности от государственных  органов власти на уровень негосударственного регулирования в долгосрочном периоде  при обеспечении единообразия применяемых норм и правил оценочной деятельности на всей территории Российской Федерации.

Саморегулируемые организации  оценщиков представляют собой третий уровень регулирования, на котором  осуществляется непосредственный контроль за профессиональной деятельностью  оценщиков, организация развития и  совершенствования их профессиональных навыков членов СРО.

Хотя НСОД и был создан, необходимо констатировать, что до настоящего времени НСОД так и  не смог в полной мере реализовать  стоящие перед ним задачи. Формально, по образному выражению, НСОД можно  рассматривать как «общественное  министерство в области оценочной  деятельности». Фактически, не имея достаточных  ресурсов, а также учитывая специфику  систем управления и принятия решений  в некоммерческих организациях, в  существующем виде ожидать реальной содержательной деятельности вряд ли возможно.

В определенной степени и  органы государственного управления фактически не рассматривают НСОД как полноценного и равноправного партнера, о чем, в частности, свидетельствует ситуация, сложившаяся в начале реализации проекта по кадастровой оценке.

Необходимо отметить, что  в принципе в рамках НСОД можно  решать общесистемные проблемы развития оценочной деятельности, включая  в том числе и вопросы научного, методологического, информационно-аналитического обеспечения оценочной деятельности, вопросы образования и т. п. Опыт реализации проектов по заданию ГК «Олимпстрой» и ГК «Роснано» показал, что при наличии соответствующего финансирования организовать такие работы в рамках НСОД возможно.

Вместе с тем, учитывая особый статус НСОД и отличие его  от иных коммерческих и некоммерческих организаций, целесообразно в рамках действующих нормативных документов предусмотреть право НСОД выступать  в качестве единственного исполнителя при проведении научно-исследовательских и методических работ в сфере оценочной деятельности.

Кроме того, необходимо вернуться  к вопросу о структуре системы  управления и принятия решений в  НСОД, рассмотреть возможность формирования или учреждения с участием НСОД юридических  лиц, выполняющих определенные функции  в рамках конкретных проектов.

Возможным источником финансирования научных и методологических работ  в рамках НСОД могли бы стать проценты или фиксированная часть от доходности по взносам в компенсационные  фонды саморегулируемых организаций  оценщиков. Использование этих средств  по целевому назначению при контроле со стороны государства и общества могло бы оказать реальную поддержку  развитию оценочной деятельности, в  том числе и исходя из задач, стоящих  перед НСОД в соответствии с действующим  законодательством. 

Последние изменения в  законодательстве в части процедуры  нормативной регламентации экспертизы отчетов об оценке и требований к  оценщикам-экспертам, безусловно, повлияют на развитие оценочной деятельности в Российской Федерации. С учетом того, что наряду с оценкой стоимости  имущества экспертиза отчетов об оценке признана на уровне законодательства одним из видов оценочной деятельности, требования не только к профессиональным навыкам оценщика-эксперта, но и  к нормативно-методическим и информационно-аналитическим  системам проведения экспертизы отчетов  об оценке должны быть разработаны.

Важным вопросом, не нашедшим пока своего решения, является практика досудебного урегулирования споров, связанных в первую очередь с  величиной того или иного вида стоимости, полученной оценщиком. В  принципе, этот же вопрос возникает  и при урегулировании споров между  оценщиком и оценщиком-экспертом. Опыт внедрения такой процедуры  в рамках процесса кадастровой оценки в принципе можно было бы распространить и на иные виды оценочных работ.                     

Еще одним вопросом, требующим  своего решения, является вопрос об экспертизе отчетов в рамках судебного производства. Безусловно, в рамках таких экспертиз  лицо, проводящее экспертизу, должно подчиняться  процессуальным нормам об экспертизе. Но очевидно и другое: судебный эксперт  в этом случае должен обладать знаниями и опытом, заведомо превосходящими знания и опыт оценщика, выполнившего рассматриваемый в процессе отчет.     

Однако в существующей судебно-арбитражной практике в  ходе судебных разбирательств судебными  органами для дачи заключений по отчетам  об оценке, фигурирующих в вышеуказанных  судебных разбирательствах, на основании  которых выносится решение, привлекаются эксперты, профессиональный уровень  которых не соответствует возлагаемым  на них задачам. В связи с этим целесообразно на нормативном уровне установить необходимую для проведения экспертизы квалификацию эксперта и  внести в квалификационный справочник должностей такую должность, как  «эксперт-оценщик», и установить для  него определенные требования.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка в современных  условиях развивалась первоначально  усилиями частных лиц, потом добавились стандарты профессиональных организаций, появились специальные законы и  акты регулирующие.

В новейший период четко  определились два направления оценки:

  • для государственных нужд
  • для нужд частных собственников и других частных юридических и физических лиц.

Главные моменты взаимодействия заказчика и оценщика были законодательно закреплены в 1998 году федеральным законом  об оценочной деятельности. Наряду с федеральными и местными законами в систему государственного регулирования  оценочной деятельности входят и  соответствующие подзаконные акты.

Цели, задачи, направления и принципы государственного регулирования системы  оценочной деятельности в стране определяет Концепция развития оценочной  деятельности в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, вопросы создания и развития правового государства  включают в себя целый комплекс мер  по обеспечению равных прав всем членам общества, включая и имущественные  права. Необходимыми гарантиями при  этом является справедливая оценка этих прав.

Информация о работе Роль и место оценочной деятельности в России