Роль и место оценочной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Роль и место оценочной деятельности в России
Целью данной работы – изучение экономического значения введения оценочной деятельности.
Задачами данного исследования является решение вопросов:
- понятие и методология оценочной деятельности;
- оценщик и оценочная фирма;
- оценочная деятельность в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….4
1. Теоретическая основа оценочной деятельности …………………………..….6
1.1 Методология оценочной деятельности………………………………..…..10
2. Введение оценочной деятельности в России………………………………....18
2.1 Оценщик и оценочная фирма……………………………………………...18
2.2 Оценочная деятельность в России………………………………………...23
3. Организация системы управления оценочной деятельности в режиме обязательного саморегулирования………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………....37

Файлы: 1 файл

готовая (2).docx

— 54.75 Кб (Скачать)

Аналогично, было бы также  ошибкой рассматривать предприятие  лишь как "имущественный комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности" (ст. 132 ГК РФ). Имущественный комплекс является лишь средством осуществления  предпринимательской деятельности (бизнеса), а добавленная стоимость  на предприятии создается лишь за счет эффективной организации бизнеса. В этой связи совершенно правильным является внедряемый в настоящее  время подход к оценке предприятий  с позиций бизнеса, объединяющего  в единое целое все виды экономических  активов, включая человеческий капитал, с осуществляемой на них экономической  деятельностью.

И, наконец, замыкающей является задача оценки национального богатства, логически вытекающая из излагаемой трактовки концепции оценки всех видов экономических активов  и бизнеса. Ей следует уделить  самое серьезное внимание.

Вторым важным вопросом методологии  оценочной деятельности является систематика  оценочной деятельности. Необходимость  проведения этой работы связана с  рядом особенностей, присущих оценочной  деятельности.

Процедура оценки объекта  в каждом конкретном случае, с одной  стороны, не может быть жестоко регламентирована (стандартизирована) уже только по той  причине, что, как правило, не существует двух полностью идентичных объектов оценки (если исключить случай оценки партии товаров непосредственно  в момент их выпуска с предприятия). С другой стороны, необходимо иметь  сопоставимые результаты оценки однородных по своим потребительским свойствам  объектов. Это значит, что мы должны все же вводить определенные правила  осуществления оценочной деятельности. Это необходимо и по причине того, что оценочная деятельность является одним из инструментов реализации гражданского оборота прав собственности и  полный произвол в процедурах оценки недопустим. Сказанное приводит к  тому, что нужно все время искать "золотую середину" между учетом реальных особенностей объекта оценки и регламентацией (стандартизацией) самих правил проведения оценки. Последнее означает, что оценочная деятельность имеет существенную долю творческого начала и близка в определенной мере к искусству. В дополнение к отмеченному выше, множество объектов оценки по своим масштабам достаточно широкое. Это обстоятельство вызывает необходимость их типизации с последующей привязкой к выделенным кластерам методов оценки. И еще методы оценки также весьма многообразны. Последнее в свою очередь приводит к единственно логически правильному выводу, что необходимо выявлять наиболее корректные методики оценки посредством их сертификации на соответствие задаваемым требованиям по качеству получаемых результатов оценки.

Не менее важным являются также вопросы сведения к разумному  минимуму нормативного, правового и  информационного обеспечения оценочной  деятельности с последующей выработкой рекомендаций по их использованию на практике.

Все сказанное указывает  на необходимость проведения работ  по систематике оценочной деятельности как базиса для разумного ее упорядочения. При этом под систематикой оценочной  деятельности понимается создание системы  классификаций и структуры базы данных в Internet, объединяющих в единое целое цели, задачи, методики оценки и терминологию оценочной деятельности в совмещении с ее нормативным, правовым и информационным обеспечением.

Исходной и основополагающей классификацией для оценочной деятельности является классификация видов объектов оценки. На верхнем уровне иерархии необходимо выделить три базовых  класса объектов оценки, которые в  совокупности включают все их возможные  типы. Такими классами являются экономические  активы, бизнес и национальное богатство. Общая классификация оценочной  деятельности разделяется на три  самостоятельных по выделяемым видам  объектов оценки ветви. В тоже время  выделенные классификационные ветви  функционально взаимосвязаны и  взаимно интегрируются в направлении  от экономических активов к национальному  богатству.

Классификация оценочной  деятельности по видам объектов экономических  активов. Она охватывает все известные виды экономических активов - нефинансовые и финансовые. Последние в свою очередь делятся: нефинансовые на произведенные активы - основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и на непроизведенные активы - земля, ресурсы недр, некультивируемые биологические ресурсы, водные ресурсы (материальные непроизведенные активы) и объекты патентования, договора и контракты с правом передачи, гудвилл и др. (нематериальные непроизведенные активы), а финансовые - на монетарное золото, валюту и депозиты, ценные бумаги и акции, кредиты и займы, страховые технические резервы и прочие виды дебиторской и кредиторской задолженности.

Классификация оценочной  деятельности по видам объектов бизнеса. Состояние бизнеса является синтетической характеристикой эффективности функционирования институциональных единиц в экономике. Одновременно совершенно очевидно то, что в различных секторах экономики механизм функционирования бизнеса различен и, как следствие, различны и подходы к его оценке. Это обусловлено целями, используемыми организационно-правовыми формами для институциональных единиц и структурой задействованных видов экономических активов. В СНС-93 посредством S-классификации введены пять основных группировок секторов экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; сектор государственного управления; сектор домашних хозяйств и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Кроме выделения сектора  экономики для оценки бизнеса  институциональной единицы важно  знать ее основной вид экономической  деятельности (или набор наиболее значимых видов экономической деятельности).

Для выявления и кодирования  видов экономической деятельности институциональных единиц в мировой  практике используется международная  классификация ISIC (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities); в Европейском Союзе NACE (Statistical Classification of Economic Activities in the European Community), гармонизированную с ISIC; в России ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг), гармонизированный с ISIC и NACE. Для целей оценочной деятельности вполне достаточно проставлять два или три первых разряда кода указанных выше классификаций и лишь в отдельных случаях целесообразно использовать четырехразрядных код.

Таким образом, совместное использование  двух приведенных классификаций  институциональных единиц по секторам экономики и видам экономической  деятельности позволяет идентифицировать все возможные варианты объектов бизнеса.

Классификация оценочной  деятельности по видам объектов национального  богатства. Понимая национальное богатство как совокупность в стоимостном выражении образующих его видов объектов в масштабах страны (регионов), включая собственность за рубежом, его оценка по существу сводится к интегральной оценке всех видов экономических активов, задействованных в эффективный бизнес. В конце ХХ и начале ХХI веков в структуре экономических активов, формирующих национальное богатство, произошел сдвиг по рейтингу значимости в сторону человеческого капитала с ориентацией его на создание интеллектуальных видов товарной продукции. Примат знаний и информации выдвигает в качестве основного ресурса развития земной цивилизации интеллектуальный ресурс. Сегодняшние мировые лидеры в генерировании и использовании интеллектуального ресурса являются США и Япония. Особую значимость на перспективу развития цивилизации приобретают и другие виды возобновляемых ресурсов (кроме человеческого капитала), прежде всего в энергетике и природопользовании.

Для России, с ее огромными  природными ресурсами и генетически  высоким интеллектуальным потенциалом  нации особую значимость приобретают  работы по оценке всех видов ресурсов недр и нематериальных нефинансовых активов, имеющих значимую долю интеллектуальной составляющей.

Классификация оценочной  деятельности по целям. Особо необходимо остановиться на целях и задачах оценки финансово-экономического состояния предприятий. Прежде чем ставить цели и решать какие-либо задачи, связанные с оценкой бизнеса на предприятии, необходимо оценить его финансово-экономическое состояние экспресс-методом, для чего достаточно располагать данными его бухгалтерского баланса. Для этих целей представляется возможным использовать различные подходы. Наиболее интересным нам представляется подход основанных на анализе изменений в системе структурных соотношений собственного и заемного капитала предприятия по шкале финансово-экономической устойчивости, предложенный в работе.

Введение в структуру  кода "территориального среза оценочной  деятельности" позволяет конкретизировать перечень задач оценочной деятельности применительно к масштабу территории (пространства). Совершенно очевидно, что  задача оценки национальных активов  за рубежом и задача оценки инвестиций в реконструкцию муниципального предприятия не могут быть без  какого-либо разделителя в одном  списке и требуют принципиально  разных подходов к их решению.

Самая обширная и специфичная  в силу своей конкретности группировка  классификационного кода - это "задачи оценки". Номенклатура задач оценки "нарабатывается" в процессе практики оценочной деятельности и требует  определенной типизации при выборе методик их решения.

Переоценка основных фондов предприятия является наиболее распространенной задачей при проведении оценки. За последние несколько лет в  этой сфере произошли значительные изменения, затрагивающие различные  аспекты оценки стоимости активов  предприятия при отражении их в бухгалтерском учете, в том  числе и порядок переоценки основных фондов.

 

Так, в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым  результаты переоценки основных средств  после 2002 года отражаются только в бухгалтерском  учете. Стоимость основных средств, по которой они отражены в налоговом  учете, остается неизменной. Следует  отметить, что данные поправки были приняты в мае 2002 года, но вступили в силу с 1 января 2002 года, т.е. «задним  числом». Следует также уточнить, что данные поправки по-разному меняют порядок переоценки основных средств, приобретенных до и после 1 января 2002 года.

Что касается переоценки основных средств, купленных до 1 января 2002 года, то по таким основным средствам их переоценка повлияет на стоимость основных средств в налоговом учете. Правда, не в полном размере. Как сказано  в обновленном Налоговом кодексе, "переоценка принимается в целях  налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной  стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском  учете налогоплательщика по состоянию  на 1 января 2001 года".

При принятии решения о  переоценке объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов, предприятию следует учитывать, что в будущем объекты основных средств однородной группы должны переоцениваться  регулярно, чтобы стоимость указанных  объектов основных средств, по которой  они отражаются в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей  стоимости.

Следует отметить, что согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом № 91н Минфина РФ от 13 октября 2003 г., земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат.

 

2. ВВЕДЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2. 1. Оценщик и  оценочная фирма

С развитием экономической  реформы в России, ростом частной  инициативы, ростом конкуренции, увеличением  количества сделок с разнообразными экономическими ресурсами растет востребованность независимой оценки стоимости. Многосторонний анализ наиболее эффективного использования  различных объектов, проводимый в  ходе работы оценщиков, применение различных  методик оценки способствуют в целом  росту культуры управленческих решений  в сфере экономики. Специалисты, обладающие знанием технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом, необходимым для осуществления  экономических преобразований.

Вместе с этим востребованность оценки предъявляет растущие требования к качеству работы оценщика. Решение  этой ключевой для рынка оценки задачи в ближайшие годы возможно при  тесном взаимодействии государства, саморегулируемых организаций оценщиков, образовательных  учреждений, потребителей оценочных  услуг.

Профессия оценщика имущества  в России появилась сравнительно недавно - с 1994 года, когда впервые  оценщики были привлечены к переоценке основных средств предприятий и  организаций. 27 ноября 1996 года постановлением Министерства труда и социального  развития утверждена квалификационная характеристика по должности "оценщик" (эксперт по оценке имущества), а  также сформулированы основные требования к его обязанностям и квалификации.

На сегодня деятельность оценщиков регламентируется Федеральным  законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ. Оценочная деятельность на территории РФ относится к лицензированной  деятельности. На основании федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" принято Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное постановлением правительства РФ от 7 июня 2002 года N 395. Потому оценочной деятельностью могут заниматься специалисты, имеющие специальное образование и лицензии на осуществление оценочной деятельности. Контроль осуществляет Министерство имущественных отношений РФ.

Основными целями оценки имущества  являются купля-продажа имущества, лизинг, залог, страхование, исчисление налогов, отражение в отчетности, передача прав собственности, внесение имущества в уставный капитал  и прочие цели. Частные лица чаще всего обращаются по вопросам оценки для раздела имущества, наследования, разрешения имущественных споров, возмещения ущерба по недвижимости и транспортным средствам.

Информация о работе Роль и место оценочной деятельности в России