Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.
Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40
Сокращено количество административных и технических процедур, совершаемых государственными органами и организациями в сфере здравоохранения. Так, количество административных процедур, совершаемых Минздравом, уменьшено на 29 %, органами государственного санитарного надзора – на 58,8 %.
Увеличены до 5 лет сроки действия удостоверений о государственной гигиенической регистрации в соответствии со сроками реализации, а также по результатам инспектирования зарубежного производства.
Это позволило в среднем на 30 % уменьшить финансовую нагрузку на субъектов хозяйствования, практически в 2 раза снизить количество обращений за получением удостоверений о государственной гигиенической регистрации, создать благоприятные условия в части подтверждения соответствия продукции, поступающей в республику в рамках реализации инвестпроектов.
Упрощены и оптимизированы административные процедуры, совершаемые Минтрансом, в том числе исключена процедура выдачи лицензионных карточек на транспортное средство. Кроме того, издан указ главы государства, предусматривающий расширение и уточнение перечня случаев предоставления автомобильным перевозчикам права выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении без проведения конкурса.
Упрощена сертификация строительных, санитарных, противопожарных норм и правил, отменена обязательная сертификация туристических услуг, строительных работ (стекольных и малярных, штукатурных, облицовочных, обойных, работ по заполнению дверных проемов).
В целях совершенствования процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов, определен порядок проведения проектных работ по принципу параллельного проектирования.
То есть каждый следующий этап строительства проектируется одновременно с возведением объектов в данный момент.
В целом количество административных и технических процедур сокращено на 36 % от их общего числа. Кроме того, упрощен порядок совершения 330 административных процедур, совершаемых 24 органами государственного управления.
Исключены из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, 124 наименования из 600, в том числе по 25 видам продукции обязательная сертификация заменена на декларирование соответствия.
В целях совершенствования имущественных и земельных отношений упрощены порядок проведения аукционов и конкурсов, распоряжения государственным имуществом, процедура его отчуждения, механизмы вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Внесены изменения в действующий порядок налогообложения доходов нерезидентов, предусматривающие:
освобождение от уплаты налога в Республике Беларусь с доходов нерезидентов, полученных ими от долговых требований (обязательств), с использованием инструментов еврооблигаций и синдицированных кредитов;
совершенствование действующего порядка налогообложения доходов нерезидентов при консорциальном кредитовании субъектов Республики Беларусь с участием белорусских банков [5, c. 85].
Для стимулирования развития предпринимательства, в том числе сферы услуг по месту жительства граждан, издан указ главы государства, в соответствии с которым упрощена процедура перевода жилых помещений, находящихся на первых этажах многоквартирных жилых домов, принадлежащих на праве собственности гражданам, в том числе соответствующих санитарным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в нежилые по решению местных исполнительных и распорядительных органов.
С целью комплексного урегулирования вопросов арендных отношений в республике издан указ главы государства, которым утверждено Положение о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений, помещений и их частей. За основу для определения размера арендной платы принимается базовая ставка за 1 кв. метр арендуемой площади, дифференцированная с учетом административной значимости городов и иных населенных пунктов. При этом ее величина устанавливается в белорусских рублях и увязывается с базовой ставкой. Положением предусмотрена возможность применения коэффициентов в размере от 0,5 до 3 включительно, которые устанавливаются по согласованию между арендатором и арендодателем в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния.
Кроме того, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, также утвержденным президентским указом, предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,4 к базовым ставкам за площади, арендуемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для организации 10 видов бытовых услуг.
Издан указ главы государства, которым определены цели и основные направления оказания государственной поддержки малого предпринимательства.
В частности, установлено, что государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, определен порядок оказания такой поддержки, введены новые механизмы поддержки, такие как льготное кредитование и предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства.
В целях создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности издан указ главы государства, комплексно регулирующий контрольную (надзорную) деятельность. Документ, в частности, регламентирует двухлетний мораторий на проверки для вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования, вводит выборочный, а не сплошной метод контроля, учитывающий степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом. Ограничен период проведения проверок – не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки. Сам же срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней. В целом предусмотрено кардинальное сокращение количества проверок, исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, создание гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля [5, c. 87].
Усовершенствован также порядок распределения прав собственности на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных полностью или частично за счет бюджетных средств, между государственными заказчиком и разработчиком.
Результаты работы по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в нашей стране были положительно оценены экспертами Всемирного банка: Беларусь по итогам исследования «Ведение бизнеса» в 2009 году сохраняет свои позиции в четверке стран-лидеров по числу проведенных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
В настоящее время правительство реализует меры с целью скорейшего вхождения республики в число тридцати стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.
Достижение данной цели, вне зависимости от успехов по тем или иным направлениям, требует постоянного проведения реформ, в том числе с учетом рекомендаций Всемирного банка и положительного опыта зарубежных стран. При этом особое внимание будет уделено мероприятиям по совершенствованию условий налогообложения, кредитования, ведения международной торговли.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Мировой опыт подтверждает значимость малого бизнеса в создании конкурентной среды, способствующей формированию мотивационных механизмов к инвестированию, совершенствованию финансово-кредитных рычагов.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.
Вывод о ведущей роли малого и среднего предпринимательства в развитии рыночных отношений в странах с переходной экономикой, по сложившемуся мнению, представляется бесспорным. Белорусские ученые конкретизируют этот тезис применительно к Республике Беларусь; "Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определит темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества".
Малые предприятия призваны играть не менее важную роль и в других факторах рыночной экономики: в свободном выборе хозяйственной деятельности, рыночном (на основе законов спроса и предложения) формировании производства, в развитии собственности рыночной инфраструктуры, принципах имущественной ответственности. Как отличающиеся хозяйственной гибкостью, они быстро улавливают рыночные тенденции и перестраивают производственную деятельность под требования рынка. В настоящее время правительство реализует меры с целью скорейшего вхождения республики в число тридцати стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. 286 с.
2. Гламбоцкая А. Либерализация условий осуществления экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.research.by. – Дата доступа: 05.04.2010.
3. Головачев А.С. Микроэкономика. Мн.: АУП, 2005. 256 с.
4. Добрынин А.И. Экономическая теория. М.: Юнити, 2004. 554 с.
5. Жабко П. Большие возможности малого бизнеса // Экономика Беларуси. – 2009. - №3. – С.81-87.
6. Жигулич А.М. Развитие малого предпринимательства – одно из приоритетных направлений государственной политики // Налоги Беларуси. – 2008. – №29. – С.26-32.
7. Иванова Н.Ю. Сущность и социально-экономические функции малого бизнеса. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 156 с.
8. Информационно-аналитические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w3.economy.gov.by. – Дата доступа: 2.04.2010.
9. Козел К.Н. Практические аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Вестник БНТУ. – 2008. - №6. – С.32-36.
10. Лобан Л.А. Экономика предприятия. Мн.: Мисанта, 2006. 264 с.
11. Пыко В.Т. Малое предпринимательство и его роль в экономике Республики Беларусь // Вестник БГЭУ. – 2008. - №3. – С.41-47.
12. Савченко Н.И. Национальная экономика. М.: Экономистъ, 2005. 813 с.
13. Слуцкий Л.Э. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике. М.: Юнити, 2004. 211 с.
14. Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №2. – С.41-52
2
Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь