Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.

Оглавление

Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

  – развитие экспорта — предоставление экспортных гарантий на благоприятных условиях, улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников; оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований. Примером может служить британская программа «Экспортная инициатива», ориентированная на повышение заинтересованности малых фирм в расширении международной торговли.

Программа включает следующие направления: консультации специалистов экспортерам-новичкам; обеспечение доступа начинающих экспортеров к массивам данных о рынках, аккумулируемых в информационном центре; услуги, оказываемые справочной службой по информированию о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах маркетинговых исследований на определенных секторах рынка;

   – повышение конкурентоспособности — улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров. В Нидерландах и Ирландии были введены налоговые льготы, а в Португалии — дотации предприятиям, которые заняты разработкой новой продукции или технологии.

В Германии в 1989 г. правительством была разработана концепция стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширение государственных закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхования банковских кредитов на приобретение современного оборудования. При этом государство оплачивает консультационные услуги, которые научно-технические общества предоставляют мелким и средним фирмам.

Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.

 

2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь

 

Вывод о ведущей роли малого и среднего предпринимательства в развитии рыночных отношений в странах с переходной экономикой, по сложившемуся мнению, представляется бесспорным. Польский ученый, доктор экономики Славомир Янкович полагает, что для обеспечения долгосрочного высокого темпа экономического развития в постсоциалистических странах особое значе­ние имеют малые и средние предприятия. Именно эти субъекты хозяйствования представляют главный фактор экономического развития. Белорус­ские ученые конкретизируют этот тезис применительно к Республике Бела­русь; "Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определит темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего про­дукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опо­ры стабильности общества".

Но сможет ли малый сектор экономики нашей страны решить сталь гран­диозные задачи?

Малое предпринимательство участвует в формировании рыночной эконо­мики Беларуси вот уже более полутора десятков лет. Тем не менее оно являет­ся проблемным как в количественном, так и в качественном аспекте развития.

Малые предприятия Беларуси не играли первостепенную роль в госу­дарстве, их было всего лишь 3 на 1 тыс. населения, что меньше чем у наших ближайших соседей - России (6), Украины (7) [11, c. 41].

Экономическая доктрина западных государств изначально базировалась на преимущественном развитии небольших предприятий. Восточные страны (со­циалистический лагерь) стремились создать мощнейшие предприятия и объе­динения.

В итоге, в Беларуси сложилась крупнейшая по уровню концентрации про­мышленность. На предприятия численностью свыше 1 тыс. чел. приходилось 2/3 валового промышленного производства и около 73 % промышленно произ­водственного персонала. И в настоящее "время среди стран СНГ Беларусь сохраняет ведущие позиции в производстве многих значимых видов промышленной продукции, выпуская, тракторов - 67, металлорежущих станков — 44, мотоциклов — 64 %. Но крупные предприятия - антиподы рынка.

Малые предприятия призваны играть не менее важную роль и в других факторах рыночной экономики: в свободном выборе хозяйственной деятель­ности, рыночном (на основе законов спроса и предложения) формировании произ­водства, в развитии собственности рыночной инфраструктуры, принципах имущественной ответственности. Как отличающиеся хозяйственной гибкостью, они быстро улавливают рыночные тенденции и перестраивают производственную деятельность под требования рынка.

Значит, малые предприятия — локомотив, который призван "тащить" хо­зяйственный эшелон? Постулат оправдал себя в ряде стран, но условия в Рес­публике Беларусь иные. Модель рыночной экономики должна быть эксклю­зивной, а ее составные элементы - воплощать особенности материального производства государства.

Возникает дилемма: чему же дальше отдавать предпочтение - малым или крупным предприятиям?

Возрождение малого предпринимательства (после 20-х г. XX в.) приходит­ся в республике на 1986 г., когда еще в БССР создавались кооперативы по вто­ричной переработке сырья. В 1991 г. уже в Республике Беларусь, эта форма хозяйствования приобретает серьезную правовую основу, в мае принимается закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь".

Реализация государственной экономической политики послужила дальней­шему росту малых предпринимательских структур (см. рисунок 3.1).

Рисунок 2.1- Динамика образования малых предприятий в Республике Беларусь

И все же тенденция возникновения малых предприятий, как показывают исследования, неоднозначно положительна: 1991-1995 гг. - наращивание, 1996-1998 гг. - падение: с 1999 по 2006 гг. - снова рост. Это свидетельствует о сложности становления и развития малого сектора, ибо он адекватно реагирует на складывающуюся предпринимательскую среду. За изучаемые годы трижды осуществлялась перерегистрация, что сокращало число структур; про­цесс регистрации сложный, обусловлен рядом ограничений, платный причем размер оплаты ощутимый; до 1995 г. в реестр малых предприятий входили и общества с ограниченной ответственностью.

Несмотря на увеличение объемов производства (работ, услуг), продолжает оставаться незначительной доля малых предприятий в валовом внутреннем про­дукте: 6,5 -8,8 за 2001 —2006 гг. Из опыта мировой экономики можно считать оптимальным этот показатель в 60 — 70 %. Наращивание же происходит доволь­но медленно, и для достижения ориентира потребуется несколько десятилетий [11, c. 42].

Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны.

По информации Министерства статистики и анализа за 2008 год удельный вес ВВП произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 9,3 процента от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт [8].

За 2008 год субъектами малого предпринимательства произведено 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год– 7,6 процента); 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007 год – 11,2 процента); 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2007 год – 15,2%).

Удельный вес выручки, полученной в 2008 году малыми предприятиями, составил 20,7% и вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6 процентных пункта.

Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь приведен ниже.

Рисунок 2.2 - Доля малого предпринимательства в экономических показателях развития Республики Беларусь

 

Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 17,1 процента, за 2007 год этот показатель составил 13,7 процента. При этом по предприятиям, не относящимся к малому бизнесу, уровень рентабельности составил 16,3%. Ниже приведена динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг.


 

Рисунок 2.3 - Рентабельность малых предприятий, %

 

Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом – 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта – 33,3 %, в торговле и общественном питании – 32,5%, в сфере информационного обслуживания – 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве – 18,7%, в сельском хозяйстве – 20,0%, на транспорте – 9,9%.

По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч предприятий, что на 16,8 тысяч больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента [8].

Ниже приведена динамика количества малых предприятий за 2002-2008 годы.

Рисунок 2.4 - Динамика количества малых предприятий

 

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании – 42,5%, промышленности – 21,0%, в строительстве - 9,6%, в транспорте – 8,7%, в сельском хозяйстве – 3,5%.

Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3% и 15,1% соответственно от общего количества малых предприятий).

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике республики: с 14,4 % в 2003 году до 17,1 % в 2007 году. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2008 году, составила 535,7 тысяч человек, за 2007 год этот показатель составил 429 тыс. человек.

По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%) [8].

На протяжении 9-ти месяцев 2009 г. в республике сохраняется положительная динамика количества субъектов малого предпринимательства, что является следствием проводимой Правительством и Главой государства политики улучшения условий ведения бизнеса, деловой среды.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2009 года составил 17,3%, в том числе от юридических лиц – 14,9%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%.

 

Таблица 2.1- Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.10.2009 г.

 

Число малых предприятий

Количество индивидуальных предпринимателей

Единиц

В %

Единиц

В %

Республика Беларусь

77228

100,0

219201

100,0

Области:

Брестская

7443

9,6

33885

15,5

Витебская

7123

9,2

29292

13,4

Гомельская

7567

9,8

29498

13,4

Гродненская

5952

7,8

26973

12,3

Продолжение таблицы 2.1

Г. Минск

30916

40,0

48468

22,1

Минская

11799

15,3

29329

13,4

Могилевская

6428

8,3

21756

9,9

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь