Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.
Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40
– развитие экспорта — предоставление экспортных гарантий на благоприятных условиях, улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников; оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований. Примером может служить британская программа «Экспортная инициатива», ориентированная на повышение заинтересованности малых фирм в расширении международной торговли.
Программа включает следующие направления: консультации специалистов экспортерам-новичкам; обеспечение доступа начинающих экспортеров к массивам данных о рынках, аккумулируемых в информационном центре; услуги, оказываемые справочной службой по информированию о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах маркетинговых исследований на определенных секторах рынка;
– повышение конкурентоспособности — улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров. В Нидерландах и Ирландии были введены налоговые льготы, а в Португалии — дотации предприятиям, которые заняты разработкой новой продукции или технологии.
В Германии в 1989 г. правительством была разработана концепция стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширение государственных закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхования банковских кредитов на приобретение современного оборудования. При этом государство оплачивает консультационные услуги, которые научно-технические общества предоставляют мелким и средним фирмам.
Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.
Вывод о ведущей роли малого и среднего предпринимательства в развитии рыночных отношений в странах с переходной экономикой, по сложившемуся мнению, представляется бесспорным. Польский ученый, доктор экономики Славомир Янкович полагает, что для обеспечения долгосрочного высокого темпа экономического развития в постсоциалистических странах особое значение имеют малые и средние предприятия. Именно эти субъекты хозяйствования представляют главный фактор экономического развития. Белорусские ученые конкретизируют этот тезис применительно к Республике Беларусь; "Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определит темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также будет способствовать формированию среднего класса как опоры стабильности общества".
Но сможет ли малый сектор экономики нашей страны решить сталь грандиозные задачи?
Малое предпринимательство участвует в формировании рыночной экономики Беларуси вот уже более полутора десятков лет. Тем не менее оно является проблемным как в количественном, так и в качественном аспекте развития.
Малые предприятия Беларуси не играли первостепенную роль в государстве, их было всего лишь 3 на 1 тыс. населения, что меньше чем у наших ближайших соседей - России (6), Украины (7) [11, c. 41].
Экономическая доктрина западных государств изначально базировалась на преимущественном развитии небольших предприятий. Восточные страны (социалистический лагерь) стремились создать мощнейшие предприятия и объединения.
В итоге, в Беларуси сложилась крупнейшая по уровню концентрации промышленность. На предприятия численностью свыше 1 тыс. чел. приходилось 2/3 валового промышленного производства и около 73 % промышленно производственного персонала. И в настоящее "время среди стран СНГ Беларусь сохраняет ведущие позиции в производстве многих значимых видов промышленной продукции, выпуская, тракторов - 67, металлорежущих станков — 44, мотоциклов — 64 %. Но крупные предприятия - антиподы рынка.
Малые предприятия призваны играть не менее важную роль и в других факторах рыночной экономики: в свободном выборе хозяйственной деятельности, рыночном (на основе законов спроса и предложения) формировании производства, в развитии собственности рыночной инфраструктуры, принципах имущественной ответственности. Как отличающиеся хозяйственной гибкостью, они быстро улавливают рыночные тенденции и перестраивают производственную деятельность под требования рынка.
Значит, малые предприятия — локомотив, который призван "тащить" хозяйственный эшелон? Постулат оправдал себя в ряде стран, но условия в Республике Беларусь иные. Модель рыночной экономики должна быть эксклюзивной, а ее составные элементы - воплощать особенности материального производства государства.
Возникает дилемма: чему же дальше отдавать предпочтение - малым или крупным предприятиям?
Возрождение малого предпринимательства (после 20-х г. XX в.) приходится в республике на 1986 г., когда еще в БССР создавались кооперативы по вторичной переработке сырья. В 1991 г. уже в Республике Беларусь, эта форма хозяйствования приобретает серьезную правовую основу, в мае принимается закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь".
Реализация государственной экономической политики послужила дальнейшему росту малых предпринимательских структур (см. рисунок 3.1).
Рисунок 2.1- Динамика образования малых предприятий в Республике Беларусь
И все же тенденция возникновения малых предприятий, как показывают исследования, неоднозначно положительна: 1991-1995 гг. - наращивание, 1996-1998 гг. - падение: с 1999 по 2006 гг. - снова рост. Это свидетельствует о сложности становления и развития малого сектора, ибо он адекватно реагирует на складывающуюся предпринимательскую среду. За изучаемые годы трижды осуществлялась перерегистрация, что сокращало число структур; процесс регистрации сложный, обусловлен рядом ограничений, платный причем размер оплаты ощутимый; до 1995 г. в реестр малых предприятий входили и общества с ограниченной ответственностью.
Несмотря на увеличение объемов производства (работ, услуг), продолжает оставаться незначительной доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте: 6,5 -8,8 за 2001 —2006 гг. Из опыта мировой экономики можно считать оптимальным этот показатель в 60 — 70 %. Наращивание же происходит довольно медленно, и для достижения ориентира потребуется несколько десятилетий [11, c. 42].
Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.
Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны.
По информации Министерства статистики и анализа за 2008 год удельный вес ВВП произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 9,3 процента от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт [8].
За 2008 год субъектами малого предпринимательства произведено 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год– 7,6 процента); 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007 год – 11,2 процента); 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2007 год – 15,2%).
Удельный вес выручки, полученной в 2008 году малыми предприятиями, составил 20,7% и вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6 процентных пункта.
Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь приведен ниже.
Рисунок 2.2 - Доля малого предпринимательства в экономических показателях развития Республики Беларусь
Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 17,1 процента, за 2007 год этот показатель составил 13,7 процента. При этом по предприятиям, не относящимся к малому бизнесу, уровень рентабельности составил 16,3%. Ниже приведена динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг.
Рисунок 2.3 - Рентабельность малых предприятий, %
Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом – 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта – 33,3 %, в торговле и общественном питании – 32,5%, в сфере информационного обслуживания – 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве – 18,7%, в сельском хозяйстве – 20,0%, на транспорте – 9,9%.
По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч предприятий, что на 16,8 тысяч больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента [8].
Ниже приведена динамика количества малых предприятий за 2002-2008 годы.
Рисунок 2.4 - Динамика количества малых предприятий
Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании – 42,5%, промышленности – 21,0%, в строительстве - 9,6%, в транспорте – 8,7%, в сельском хозяйстве – 3,5%.
Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3% и 15,1% соответственно от общего количества малых предприятий).
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике республики: с 14,4 % в 2003 году до 17,1 % в 2007 году. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2008 году, составила 535,7 тысяч человек, за 2007 год этот показатель составил 429 тыс. человек.
По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%) [8].
На протяжении 9-ти месяцев 2009 г. в республике сохраняется положительная динамика количества субъектов малого предпринимательства, что является следствием проводимой Правительством и Главой государства политики улучшения условий ведения бизнеса, деловой среды.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2009 года составил 17,3%, в том числе от юридических лиц – 14,9%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%.
Таблица 2.1- Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.10.2009 г.
| Число малых предприятий | Количество индивидуальных предпринимателей | ||
Единиц | В % | Единиц | В % | |
Республика Беларусь | 77228 | 100,0 | 219201 | 100,0 |
Области: | ||||
Брестская | 7443 | 9,6 | 33885 | 15,5 |
Витебская | 7123 | 9,2 | 29292 | 13,4 |
Гомельская | 7567 | 9,8 | 29498 | 13,4 |
Гродненская | 5952 | 7,8 | 26973 | 12,3 |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||
Г. Минск | 30916 | 40,0 | 48468 | 22,1 |
Минская | 11799 | 15,3 | 29329 | 13,4 |
Могилевская | 6428 | 8,3 | 21756 | 9,9 |
Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь