Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.
Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает социальные конфликты, создает новые рабочие места. Малое предпринимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов.
Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.
Объект курсовой работы – предпринимательство как локомотив экономического развития страны с рыночной моделью развития.
В ходе написания курсовой работы будут использованы следующие научные методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
В хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики понятия "предпринимательство" и "бизнес" тесно связаны между собой и практически взаимозаменяемы. С понятиями "предприниматель" или "бизнесмен" ассоциируется человек, занимающийся производственными, посредническими, торговыми, финансовыми, инновационными операциями с целью получения определенного дохода.
Предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности означают свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги на основе взаимной выгоды для партнеров.
Однако понятия "предпринимательство" и "бизнес" не могут считаться синонимами при рассмотрении экономической сферы их действия. Понятие "бизнес" гораздо шире, чем "предпринимательство". Бизнес охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, служащих государственных структур. В некоторой мере синонимами слова "бизнес" в этом случае являются такие понятия, как коммерция, торговля и др. В обобщенном виде бизнес - это деловая активность человека в системе рыночных отношений [12, c. 344].
Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления [10, c. 14].
Предприниматель — это энергичный, деловой человек, который, владея какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела.
В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны.
В законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" есть определение малого бизнеса. Это предприниматели, в бизнесе которых задействовано следующее количество работников: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек. В других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [10, c. 35].
Важными свойствами предпринимательства и малого бизнеса являются мобильность, динамичность. Предприниматель непрерывно ищет новые способы действий, которые по замыслу должны привести его к успеху, поскольку связаны с изменением продукции, технологии, круга потребителей, качества его товаров или услуг. Предприниматель -это тот, кто сводит вместе деньги, материалы и рабочую силу, создавая новый продукт, новый бизнес, производственный процесс или более совершенную организацию дела.
Наиболее четко сущность предпринимательства отражают основные его признаки.
Первый признак: - независимость предпринимателей и предпринимательских структур и экономическая их самостоятельность. В основе их поведения положена не команда сверху, а внутренние побуждения. Производственная самостоятельность в отношении - что, как и для кого производить, решается самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая свобода выражается в выборе путей и способов реализации своей продукции, в выборе поставщиков и покупателей, с которыми предприниматель будет иметь дело. Данные экономические связи закрепляются договорами. Производственная и коммерческая самостоятельность связана со свободой в ценообразовании. Но свободу, самостоятельность предпринимателя нельзя абсолютизировать, она всегда относительна. Предприниматель не свободен от рынка и общества.
Второй признак - личная экономическая заинтересованность. Выгода предпринимателя материализуется в стремлении получить максимальную прибыль. В рыночной экономике хозяйствующий субъект одновременно, преследуя свои особые интересы, работает и на общественные интересы. Таким образом, проявляется переплетение личных и общественных интересов.
Третий признак - личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распылена. Она лежит на конкретном предпринимателе и не перекладывается на вышестоящие органы. Все это вызывает соответствующую связь между затратами и результатами производства. Результаты производства должны быть выше всех видов затрат. Личная экономическая заинтересованность в сочетании с ответственностью постоянно заставляет и стимулирует предпринимателя работать.
Четвертый признак - новаторство и творческий поиск. Предпринимательство неразрывно связано с творческой природой человека, раскрытием его потенциальных возможностей. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и обновление продукции, а для этого нужны новая техника и технология, новые формы организации труда, производства и управления, нестандартные решения, творческий подход к оценке ситуации. В конечном итоге, предпринимательство становится своего рода способом самореализации личности.
Пятый признак предпринимательства - хозяйственный (или предпринимательский) риск. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а. следовательно, возникает риск. т.е. опасность неудачи, непредвидимых потерь [13, c. 11].
Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, которая началась в XIX в. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX в. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако оно приобрело необычайную широту, охватило в начале прошлого столетия различные сферы деятельности.
К началу 1917 г. в России в кооперативах участвовало около 84 млн. человек, или половина населения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало 47187 кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ. 20000 потребительских обществ, 8132 сельскохозяйственных общества, 3000 маслодельных артелей. С этого времени можно выделить следующие этапы функционирования предпринимательства [13, c. 18].
Первый этап (с октября 1917 г.) характеризуется установлением государственной монополии и централизацией экономики. На практике это означало лишение экономической самостоятельности производителей и устранение конкуренции между ними.
Второй этап - период нэпа. Новая экономическая политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено в таких организационно-структурных формах хозяйствования, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества. В этот период предпринимательство получило бурное развитие.
В 1925 г. в промышленности действовали 1 882 408 мелких, частных и кустарных ремесленных предприятий. На них приходилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора.
Такая многоукладность экономики обусловливала развитие конкуренции показывала благотворное влияние на уровень потребительских цен. Нэп не только позволил ликвидировать дефицит, но и оказал большое оздоравливающее влияние на экономику.
Третий этап (с конца 20-х до второй половины 80-х годов) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуги) и теневую экономику. Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством. В эти годы развитие предпринимательства было приостановлено.
Четвертый этап (80-е годы) - поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках традиционной модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.
Возрождение предпринимательства в нашей стране по сути дела началось с принятия в 1986 г. постановления бывшего союзного правительства "О создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства". Затем Верховным Советом СССР были приняты законы СССР: в 1987 г. - "Об индивидуальной трудовой деятельности", 1988 г. - "О кооперации", в 1990 г. - "О предприятиях", "О предпринимательской деятельности".
Пятый этап (90-е годы) характеризуется переходом к рыночной экономике, изменением отношения к частной собственности, конкуренции и предпринимательству. Предпринимательство стало составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Конкуренция и предпринимательство неотделимы: без конкуренции нет предпринимательства, а без предпринимательства нет конкуренции.
В Республике Беларусь законодательными актами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, являются законы "О предприятиях в Республике Беларусь", "О предпринимательской деятельности", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и др.; постановления Кабинета Министров Республики Беларусь "О малых предприятиях", "О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей" и др.[3, c. 71].
В странах с развитой рыночной экономикой конец 60-х - начало 70-х гг. ознаменовались расцветом малого бизнеса, который продолжает укреплять свои позиции и поныне. Доля мелких и средних предприятий в общем числе фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99,7 в Японии. В этом секторе занято 45 - 75% всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитых странах выступает как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь