Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.

Оглавление

Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 289.00 Кб (Скачать)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Предпринимательство в рыночной экономике

1.1 Сущность и факторы предпринимательства

1.2 Предпринимательский доход и его виды              12

2 Развитие предпринимательства на современном этапе

2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран              15

2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь              22

3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь              30

Заключение

Список использованных источников              40


ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представ­ляет самый многочисленный слой мелких собственников, ко­торые в силу своей массовости в значительной мере определя­ют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положе­нию они принадлежат к большинству населения, одновремен­но являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

Сектор ма­лого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых пред­приятий, их технологической, производственной и управлен­ческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реаги­ровать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, бы­стро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает соци­альные конфликты, создает новые рабочие места. Малое пред­принимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов.

Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

            – oсветить содержание и направления развития предпринимательства;

  – oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;

  – исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.

Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.

Объект курсовой работы – предпринимательство как локомотив экономического развития страны с рыночной моделью развития.

В ходе написания курсовой работы будут использованы следующие научные методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.


1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1Сущность и факторы предпринимательства

 

В хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики по­нятия "предпринимательство" и "бизнес" тесно связаны между собой и практически взаимозаменяемы. С понятиями "предприниматель" или "бизнесмен" ассоциируется человек, занимающийся производственны­ми, посредническими, торговыми, финансовыми, инновационными операциями с целью получения определенного дохода.

Предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельно­сти означают свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги на основе взаимной выго­ды для партнеров.

Однако понятия "предпринимательство" и "бизнес" не могут счи­таться синонимами при рассмотрении экономической сферы их дейст­вия. Понятие "бизнес" гораздо шире, чем "предпринимательство". Биз­нес охватывает отношения между всеми участниками рыночной эко­номики и включает действия не только предпринимателей, но и потре­бителей, наемных работников, служащих государственных структур. В некоторой мере синонимами слова "бизнес" в этом случае являются такие понятия, как коммерция, торговля и др. В обобщенном виде биз­нес - это деловая активность человека в системе рыночных отношений [12, c. 344].

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и фи­зических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполне­ния работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназна­чаются для реализации другим лицам и не используются для собствен­ного потребления [10, c. 14].

Предприниматель — это энергичный, деловой человек, который, владея какими-либо материальными ценностями и финансовыми ре­сурсами, использует их для организации своего дела.

В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется таки­ми отличительными особенностями, как размер, численность рабо­тающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фир­мы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйст­венной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятель­ности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не пре­вышает 20 млн. долларов. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавлен­ную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое оп­ределение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны.

В законе "О государственной поддержке малого предприниматель­ства в Республике Беларусь" есть определение малого бизнеса. Это предприниматели, в бизнесе которых задействовано следующее коли­чество работников: в промышленности и на транспорте - до 100 чело­век; в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяй­ства, и в научно-технической сфере - до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек. В других отраслях непроиз­водственной сферы - до 25 человек [10, c. 35].

Важными свойствами предпринимательства и малого бизнеса яв­ляются мобильность, динамичность. Предприниматель непрерывно ищет новые способы действий, которые по замыслу должны привести его к успеху, поскольку связаны с изменением продукции, технологии, круга потребителей, качества его товаров или услуг. Предприниматель -это тот, кто сводит вместе деньги, материалы и рабочую силу, создавая новый продукт, новый бизнес, производственный процесс или более совершенную организацию дела.

Наиболее четко сущность предпринимательства отражают основ­ные его признаки.

Первый признак: - независимость предпринимателей и предпри­нимательских структур и экономическая их самостоятельность. В ос­нове их поведения положена не команда сверху, а внутренние побуж­дения. Производственная самостоятельность в отношении - что, как и для кого производить, решается самостоятельно, исходя из экономиче­ской выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая свобода выра­жается в выборе путей и способов реализации своей продукции, в вы­боре поставщиков и покупателей, с которыми предприниматель будет иметь дело. Данные экономические связи закрепляются договорами. Производственная и коммерческая самостоятельность связана со сво­бодой в ценообразовании. Но свободу, самостоятельность предприни­мателя нельзя абсолютизировать, она всегда относительна. Предпри­ниматель не свободен от рынка и общества.

Второй признак - личная экономическая заинтересованность. Вы­года предпринимателя материализуется в стремлении получить макси­мальную прибыль. В рыночной экономике хозяйствующий субъект одновременно, преследуя свои особые интересы, работает и на обще­ственные интересы. Таким образом, проявляется переплетение личных и общественных интересов.

Третий признак - личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распы­лена. Она лежит на конкретном предпринимателе и не перекладывает­ся на вышестоящие органы. Все это вызывает соответствующую связь между затратами и результатами производства. Результаты производ­ства должны быть выше всех видов затрат. Личная экономическая за­интересованность в сочетании с ответственностью постоянно заставля­ет и стимулирует предпринимателя работать.

Четвертый признак - новаторство и творческий поиск. Предпри­нимательство неразрывно связано с творческой природой человека, раскрытием его потенциальных возможностей. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и об­новление продукции, а для этого нужны новая техника и технология, новые формы организации труда, производства и управления, нестан­дартные решения, творческий подход к оценке ситуации. В конечном итоге, предпринимательство становится своего рода способом само­реализации личности.

Пятый признак предпринимательства - хозяйственный (или пред­принимательский) риск. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в усло­виях неопределенности и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конеч­ного результата, а. следовательно, возникает риск. т.е. опасность не­удачи, непредвидимых потерь [13, c. 11].

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, которая началась в XIX в. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если об­ратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX в. кооперативного движения как одной из форм предпри­нимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако оно приобрело необы­чайную широту, охватило в начале прошлого столетия различные сфе­ры деятельности.

К началу 1917 г. в России в кооперативах участвовало около 84 млн. человек, или половина населения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало 47187 кооперативов, в том числе 16055 кре­дитных товариществ. 20000 потребительских обществ, 8132 сельскохо­зяйственных общества, 3000 маслодельных артелей. С этого времени можно выделить следующие этапы функционирования предпринима­тельства [13, c. 18].

Первый этап (с октября 1917 г.) характеризуется установлением го­сударственной монополии и централизацией экономики. На практике это означало лишение экономической самостоятельности производи­телей и устранение конкуренции между ними.

Второй этап - период нэпа. Новая экономическая политика преду­сматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предприниматель­ство было представлено в таких организационно-структурных формах хозяйствования, как аренда, кооперативы, акционерные общества, то­варищества. В этот период предпринимательство получило бурное раз­витие.

В 1925 г. в промышленности действовали 1 882 408 мелких, част­ных и кустарных ремесленных предприятий. На них приходилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска по­требительских промышленных товаров. На частную торговлю прихо­дилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной тор­говли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора.

Такая многоукладность экономики обусловливала развитие конку­ренции показывала благотворное влияние на уровень потребительских цен. Нэп не только позволил ликвидировать дефицит, но и оказал большое оздоравливающее влияние на экономику.

Третий этап (с конца 20-х до второй половины 80-х годов) характе­ризуется перемещением предпринимательской деятельности из ле­гального в нелегальное положение (сервис, услуги) и теневую эконо­мику. Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребно­стями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством. В эти годы разви­тие предпринимательства было приостановлено.

Четвертый этап (80-е годы) - поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчиво­сти. В рамках традиционной модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.

Возрождение предпринимательства в нашей стране по сути дела началось с принятия в 1986 г. постановления бывшего союзного прави­тельства "О создании кооперативов по заготовке и переработке вто­ричных ресурсов и отходов производства". Затем Верховным Советом СССР были приняты законы СССР: в 1987 г. - "Об индивидуальной трудовой деятельности", 1988 г. - "О кооперации", в 1990 г. - "О пред­приятиях", "О предпринимательской деятельности".

Пятый этап (90-е годы) характеризуется переходом к рыночной экономике, изменением отношения к частной собственности, конку­ренции и предпринимательству. Предпринимательство стало состав­ным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предприниматель­ства нет рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Конкуренция и предпринимательство неотделимы: без конкуренции нет предпринимательства, а без предпринимательства нет конкуренции.

В Республике Беларусь законодательными актами, регламенти­рующими предпринимательскую деятельность, являются законы "О предприятиях в Республике Беларусь", "О предпринимательской дея­тельности", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О разгосударст­влении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и др.; постановления Кабинета Министров Республики Бе­ларусь "О малых предприятиях", "О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей" и др.[3, c. 71].

В странах с развитой рыночной экономикой конец 60-х - начало 70-х гг. ознаменовались расцветом малого бизнеса, который продолжа­ет укреплять свои позиции и поныне. Доля мелких и средних предпри­ятий в общем числе фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99,7 в Японии. В этом секторе занято 45 - 75% всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитых странах выступает как особый, нова­торский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на иннова­ции, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь