Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.

Оглавление

Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

 

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 октября 2009 г. на учете состоит:

77228 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 10808 (или на 16,3%);

219201 индивидуальных предпринимателей. К уровню 1 октября 2008г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 2987 человек (или 1,4 %), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 3617 человек (или на 1,6 %).

Количественный анализ субъектов малого предпринимательства в стране приводит к выводу, что их становление — процесс далеко не всегда положи­тельный. Малые предприятия сосредоточиваются, главным образом, в торговле и общественном питании, к производству продукции и товаров народного потребле­ния имеют незначительное отношение, во всех отраслях они малочисленны, объем производства, работ, услуг прирастает, в сравнении с крупной промышленностью, медленно. Зарождающийся рыночный сектор пока похож на саженец, требую­щий пристального и профессионально грамотного ухаживания, хотя должен был бы плодоносить в полную меру.

Развиваемая в Республике Беларусь рыночная экономика предъявляет многократно большие требования к субъектам хозяйствования всех форм соб­ственности, чем плановая. Они должны работать экономически эффективно с целью выживания в конкурентной борьбе. Естественно, малые предприятия в силу особой чувствительности к внешней среде призваны соответствовать этим требованиям в первую очередь.

К сожалению, должного качественного роста предпринимательского мало­го сектора не происходит [11, c. 44].

Анализ доминирующих показателей экономической эффективности ма­лых предприятий показывает, что, несмотря на относительно длительный период их становления и развития, качественный уровень работы остается низким.

Малые предприятия остаются высокозатратными, со значительным уров­нем материалоемкости, что указывает на отсутствие инновационных/техноло­гий и прогрессивных производственных мощностей. Увеличение и без того вы­сокой материалоемкости составляет основную проблему качественного роста малых предприятий. При длительном сохранении такого положения данный сектор рискует превратиться в неконкурентоспособную среду экономики.

Проблема усугубляется медленным наращиванием материально-техниче­ской базы, низкой капитализацией прибыли.

Итак, несмотря на значительный период развития, малый сектор в Респуб­лике Беларусь добился весьма скромных успехов: удельный вес объемов в ВВП по сравнению со странами ЕС во много раз меньший, доля работающих по отношению к экономически активному населению незначительна. Экономи­ческая эффективность практически идентична этому показателю в госсекторе. Причем параметры устойчивы, фактически повторяются из года в год и осо­бенно рельефны на базе сравнения с крупной промышленностью страны.

Реально оценивая сложившееся положение, можно сделать следующее за­ключение. В Республике Беларусь исторически сложилась крупнейшая в мире по уровню концентрации промышленность. Основные проблемы государства решает у нас именно крупная промышленность. Поэтому представляется целе­сообразным смещение акцентов: нельзя ставить перед малыми и средними пред­приятиями задачу развивать рыночную экономику, быть ведущим фактором в формировании ВВП, а следует помочь этому сектору определить рыночные ни­ши и на инновационной основе сотрудничать с крупной промышленностью.


3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси осуществляет­ся органами власти, а также различными орга­низациями, осуществляющими консультиро­вание и поддержку субъектов предпринима­тельства.

Ежегодно Совет Министров Республики Бе­ларусь принимает Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Рес­публике Беларусь (далее - Программа), в кото­рой предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфе­ре малого предпринимательства. Финансирова­ние мероприятий Программы осуществляется за счет средств, запланированных на эти цели в республиканском и местных бюджетах на соот­ветствующий финансовый (бюджетный) год, иных источников, предусмотренных законода­тельством. На основе Программы облиспол­комам и Минскому горисполкому, как правило, рекомендуется утверждать (вносить изменения в ранее принятые) региональные программы государственной поддержки малого предпри­нимательства [9, c. 32].

При Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве его структурного подраз­деления функционирует Департамент по пред­принимательству, основными задачами кото­рого являются защита, поддержка и регулиро­вание субъектов малого и среднего предприни­мательства в Республике Беларусь, а именно:

    – координация деятельности республикан­ских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты, поддержки и регули­рования малого и среднего предпринима­тельства;

   – разработка концепции и программы госу­дарственной защиты, поддержки и регулирова­ния малого и среднего предпринимательства и осуществление контроля за их реализацией;

    – осуществление взаимодействия с Белорус­ским фондом финансовой поддержки предпри­нимателей;

    – обеспечение эффективного использования средств республиканского бюджета, направ­ляемых на поддержку и развитие малого пред­принимательства;

    – содействие формированию инфраструкту­ры поддержки предпринимательства в Респуб­лике Беларусь, оказание соответствующей кон­сультационной и информационной поддержки местных исполнительных и распорядительных органов;

   – осуществление иных функций в соответ­ствии с возложенными на него задачами.

Также в некоторых белорусских банках от­крыты кредитные линии финансирования мало­го предпринимательства. На сегодняшний день банки предлагают несколько видов кредитов для индивидуальных предпринимателей малых и средних предприятий. Лицо, зарегистриро­ванное в качестве индивидуального предпри­нимателя, может претендовать на получение кредита при условии предоставления ликвид­ного обеспечения, а также разработки обосно­ванного бизнес-плана, который сможет убедить банк в перспективности данного бизнеса.

В каждом областном центре осуществляют свою деятельность отделения Белорусской тор­гово-промышленной палаты. Это негосударст­венная некоммерческая организация, созданная в целях содействия развитию предпринима­тельской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хо­зяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской дея­тельности с иностранными партнерами.

Для улучшения информированности пред­принимателей и получения ими практических советов и консультаций функционирует Интер­нет-портал Bel. Biz, который был создан Меж­дународной финансовой корпорацией в рамках проекта «Улучшение деловой среды в Бела­руси».

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предприниматель­ства осуществляет Белорусский фонд финансо­вой поддержки предпринимателей, средства которого формируются за счет отчислений из республиканского бюджета, а также других ис­точников.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей с государственными терри­ториальными фондами финансовой поддержки предпринимателей образуют единую систему, основанную на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответст­венности [9, c. 33].

Основными направлениями деятельности фонда являются:

     – содействие проведению государственной политики в области поддержки малого пред­принимательства и развитию конкуренции пу­тем привлечения и эффективного использова­ния финансовых ресурсов для реализации соот­ветствующих целевых программ, проектов и мероприятий;

   – участие в разработке, проведении экспер­тизы и конкурсном отборе, а также реализации государственной, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих созда­ние рабочих мест посредством развития малого предпринимательства и конкуренции, демоно­полизации экономики, насыщения товарных рынков;

     –     участие в формировании рыночной инфра­структуры;

     – поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;

    –      проведение многопрофильных исследова­ний предпринимательских структур [6, c. 27].

В Беларуси также функционирует ряд орга­низаций, оказывающих поддержку и осуществ­ляющих консультирование субъектов малого предпринимательства.

1. Центры поддержки предпринимательства (ЦГШ). Взаимодействие ЦПП с субъектами ма­лого предпринимательства осуществляется на договорной основе в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь.

Основной задачей ЦПП является оказание содействия субъектам малого предпринима­тельства в получении информационных, мето­дических и консультационных услуг.

ЦПП осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

   – информационное обеспечение;

   – маркетинговые исследования;

   – консалтинговые услуги;

   – подготовка и переподготовка кадров;

   – независимая экспертиза инвестиционных проектов;

   – иная деятельность, не противоречащая за­дачам Центра и не запрещенная законодатель­ством Республики Беларусь.

2. Инкубаторы малого предпринимательства (инкубатор). Взаимоотношения инкубатора с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляют­ся на договорной основе. Основной задачей инкубатора является формирование благопри­ятной среды для развития и поддержки субъек­тов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических усло­вий, стимулирующих их деятельность.

3. Научно-технологические парки (технопар­ки). В целях создания организационно-эконо­мических условий для развития инновационной деятельности постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь было утверждено По­ложение о научно-технологическом парке (да­лее - технопарк).

Предметом деятельности технопарка явля­ются комплексное решение проблем ускорен­ной передачи результатов научных исследова­ний в производство и доведение их до потреби­теля на коммерческой основе.

4. Бизнес-ассоциации, Такие организации созданы как в форме объединения юридиче­ских лиц, так и общественной организации (объединения). Среди них наиболее представи­тельными являются: Белорусский союз пред­принимателей и нанимателей имени профессо­ра Кунявского (организационно-правовая фор­ма - объединение юридических лиц), а также Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей (организационно-правовая форма - объединение юридических лиц), кото­рая включает в себя общественные организа­ции: Белорусскую научно-промышленную ас­социацию, Белорусский союз предпринимате­лей, Минский столичный союз предпринима­телей и работодателей и др.[9, c. 35].

Помимо организаций республиканского уровня имеется ряд общественных организаций регионального плана: ОО «Брестский союз предпринимателей "Содействие"», Витебская ассоциация нанимателей и предпринимателей,

Гродненское ОО «Клуб предпринимателей», первичная организация работников и частных предпринимателей свободного профсоюза Бе­лорусского г. Могилева, Профсоюз работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства Беларуси «Садружнасць» (г. Гомель).

Несмотря на то, что в Беларуси на протяжении многих лет делались попытки изменений бизнес среды, в частности, законодательства, административных процедур, и бизнес сообщество инициировало диалог с властью по проблемам регулирования бизнеса, более ли менее активные реформы в сфере регулирования бизнеса, направленные на его либерализацию, начались в 2008 г. Это отражено в отчете/рейтинге по условиям ведения бизнеса «Doing Business 2009», подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В рейтинге представлены оценки изменений регуляторной среды в различных странах мира за истекший год (с июня по июнь).

По итогам анализа, проведенного международными институтами, в 2008 г. позиция Беларуси в рейтинге «Doing Business» выросла со 115 до 85 места. Страна благодаря реформам в семи из десяти анализируемых в рейтинге сфер регулирования (регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; регистрация собственности; кредитование; международная торговля; обеспечение исполнения контрактов; ликвидация предприятий) вошла в десятку лидеров-реформаторов. Предполагается, что с учетом декларируемых мер правительства по либерализации экономики, позиции Беларуси в рейтинге могут стать еще более привлекательными. Белорусское правительство ставит перед собой задачу войти в тридцатку лидирующих стран по условиям ведения бизнеса [2].

Для стимулирования развития предпринимательского сектора экономики в Беларуси в 2008–2009 годах принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих создание благоприятного делового климата в стране.

Основной акцент в них сделан на поощрение предпринимательства в реальном секторе экономики, привлечение иностранных инвестиций, увеличение экспортного потенциала республики.

В частности, с 1 февраля 2009 года введен в действие полноценный механизм реализации заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов, до пяти рабочих дней сокращены сроки постановки на соответствующие виды учета при предоставлении минимального перечня документов.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь