Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ предпринимательства как фактора производства в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
– oсветить содержание и направления развития предпринимательства;
– oхарактеризовать проблемы развития предпринимательства в современных условиях;
– исследовать проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.
Предмет курсовой работы – специфика и особенности развития предпринимательства как сектора национальной экономики в условиях значительной монополизации народного хозяйства Беларуси.
Введение
1 Предпринимательство в рыночной экономике
1.1 Сущность и факторы предпринимательства
1.2 Предпринимательский доход и его виды 12
2 Развитие предпринимательства на современном этапе
2.1 Место предпринимательства в экономике зарубежных стран 15
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 30
Заключение
Список использованных источников 40
По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 октября 2009 г. на учете состоит:
77228 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13211 (или на 20,6%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 10808 (или на 16,3%);
219201 индивидуальных предпринимателей. К уровню 1 октября 2008г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 2987 человек (или 1,4 %), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 3617 человек (или на 1,6 %).
Количественный анализ субъектов малого предпринимательства в стране приводит к выводу, что их становление — процесс далеко не всегда положительный. Малые предприятия сосредоточиваются, главным образом, в торговле и общественном питании, к производству продукции и товаров народного потребления имеют незначительное отношение, во всех отраслях они малочисленны, объем производства, работ, услуг прирастает, в сравнении с крупной промышленностью, медленно. Зарождающийся рыночный сектор пока похож на саженец, требующий пристального и профессионально грамотного ухаживания, хотя должен был бы плодоносить в полную меру.
Развиваемая в Республике Беларусь рыночная экономика предъявляет многократно большие требования к субъектам хозяйствования всех форм собственности, чем плановая. Они должны работать экономически эффективно с целью выживания в конкурентной борьбе. Естественно, малые предприятия в силу особой чувствительности к внешней среде призваны соответствовать этим требованиям в первую очередь.
К сожалению, должного качественного роста предпринимательского малого сектора не происходит [11, c. 44].
Анализ доминирующих показателей экономической эффективности малых предприятий показывает, что, несмотря на относительно длительный период их становления и развития, качественный уровень работы остается низким.
Малые предприятия остаются высокозатратными, со значительным уровнем материалоемкости, что указывает на отсутствие инновационных/технологий и прогрессивных производственных мощностей. Увеличение и без того высокой материалоемкости составляет основную проблему качественного роста малых предприятий. При длительном сохранении такого положения данный сектор рискует превратиться в неконкурентоспособную среду экономики.
Проблема усугубляется медленным наращиванием материально-технической базы, низкой капитализацией прибыли.
Итак, несмотря на значительный период развития, малый сектор в Республике Беларусь добился весьма скромных успехов: удельный вес объемов в ВВП по сравнению со странами ЕС во много раз меньший, доля работающих по отношению к экономически активному населению незначительна. Экономическая эффективность практически идентична этому показателю в госсекторе. Причем параметры устойчивы, фактически повторяются из года в год и особенно рельефны на базе сравнения с крупной промышленностью страны.
Реально оценивая сложившееся положение, можно сделать следующее заключение. В Республике Беларусь исторически сложилась крупнейшая в мире по уровню концентрации промышленность. Основные проблемы государства решает у нас именно крупная промышленность. Поэтому представляется целесообразным смещение акцентов: нельзя ставить перед малыми и средними предприятиями задачу развивать рыночную экономику, быть ведущим фактором в формировании ВВП, а следует помочь этому сектору определить рыночные ниши и на инновационной основе сотрудничать с крупной промышленностью.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси осуществляется органами власти, а также различными организациями, осуществляющими консультирование и поддержку субъектов предпринимательства.
Ежегодно Совет Министров Республики Беларусь принимает Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь (далее - Программа), в которой предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, запланированных на эти цели в республиканском и местных бюджетах на соответствующий финансовый (бюджетный) год, иных источников, предусмотренных законодательством. На основе Программы облисполкомам и Минскому горисполкому, как правило, рекомендуется утверждать (вносить изменения в ранее принятые) региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства [9, c. 32].
При Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве его структурного подразделения функционирует Департамент по предпринимательству, основными задачами которого являются защита, поддержка и регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а именно:
– координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты, поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства;
– разработка концепции и программы государственной защиты, поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства и осуществление контроля за их реализацией;
– осуществление взаимодействия с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей;
– обеспечение эффективного использования средств республиканского бюджета, направляемых на поддержку и развитие малого предпринимательства;
– содействие формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, оказание соответствующей консультационной и информационной поддержки местных исполнительных и распорядительных органов;
– осуществление иных функций в соответствии с возложенными на него задачами.
Также в некоторых белорусских банках открыты кредитные линии финансирования малого предпринимательства. На сегодняшний день банки предлагают несколько видов кредитов для индивидуальных предпринимателей малых и средних предприятий. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может претендовать на получение кредита при условии предоставления ликвидного обеспечения, а также разработки обоснованного бизнес-плана, который сможет убедить банк в перспективности данного бизнеса.
В каждом областном центре осуществляют свою деятельность отделения Белорусской торгово-промышленной палаты. Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.
Для улучшения информированности предпринимателей и получения ими практических советов и консультаций функционирует Интернет-портал Bel. Biz, который был создан Международной финансовой корпорацией в рамках проекта «Улучшение деловой среды в Беларуси».
Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, средства которого формируются за счет отчислений из республиканского бюджета, а также других источников.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей с государственными территориальными фондами финансовой поддержки предпринимателей образуют единую систему, основанную на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности [9, c. 33].
Основными направлениями деятельности фонда являются:
– содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;
– участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также реализации государственной, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих создание рабочих мест посредством развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения товарных рынков;
– участие в формировании рыночной инфраструктуры;
– поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
– проведение многопрофильных исследований предпринимательских структур [6, c. 27].
В Беларуси также функционирует ряд организаций, оказывающих поддержку и осуществляющих консультирование субъектов малого предпринимательства.
1. Центры поддержки предпринимательства (ЦГШ). Взаимодействие ЦПП с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основной задачей ЦПП является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг.
ЦПП осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
– информационное обеспечение;
– маркетинговые исследования;
– консалтинговые услуги;
– подготовка и переподготовка кадров;
– независимая экспертиза инвестиционных проектов;
– иная деятельность, не противоречащая задачам Центра и не запрещенная законодательством Республики Беларусь.
2. Инкубаторы малого предпринимательства (инкубатор). Взаимоотношения инкубатора с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляются на договорной основе. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.
3. Научно-технологические парки (технопарки). В целях создания организационно-экономических условий для развития инновационной деятельности постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о научно-технологическом парке (далее - технопарк).
Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.
4. Бизнес-ассоциации, Такие организации созданы как в форме объединения юридических лиц, так и общественной организации (объединения). Среди них наиболее представительными являются: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского (организационно-правовая форма - объединение юридических лиц), а также Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей (организационно-правовая форма - объединение юридических лиц), которая включает в себя общественные организации: Белорусскую научно-промышленную ассоциацию, Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей и др.[9, c. 35].
Помимо организаций республиканского уровня имеется ряд общественных организаций регионального плана: ОО «Брестский союз предпринимателей "Содействие"», Витебская ассоциация нанимателей и предпринимателей,
Гродненское ОО «Клуб предпринимателей», первичная организация работников и частных предпринимателей свободного профсоюза Белорусского г. Могилева, Профсоюз работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства Беларуси «Садружнасць» (г. Гомель).
Несмотря на то, что в Беларуси на протяжении многих лет делались попытки изменений бизнес среды, в частности, законодательства, административных процедур, и бизнес сообщество инициировало диалог с властью по проблемам регулирования бизнеса, более ли менее активные реформы в сфере регулирования бизнеса, направленные на его либерализацию, начались в 2008 г. Это отражено в отчете/рейтинге по условиям ведения бизнеса «Doing Business 2009», подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В рейтинге представлены оценки изменений регуляторной среды в различных странах мира за истекший год (с июня по июнь).
По итогам анализа, проведенного международными институтами, в 2008 г. позиция Беларуси в рейтинге «Doing Business» выросла со 115 до 85 места. Страна благодаря реформам в семи из десяти анализируемых в рейтинге сфер регулирования (регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; регистрация собственности; кредитование; международная торговля; обеспечение исполнения контрактов; ликвидация предприятий) вошла в десятку лидеров-реформаторов. Предполагается, что с учетом декларируемых мер правительства по либерализации экономики, позиции Беларуси в рейтинге могут стать еще более привлекательными. Белорусское правительство ставит перед собой задачу войти в тридцатку лидирующих стран по условиям ведения бизнеса [2].
Для стимулирования развития предпринимательского сектора экономики в Беларуси в 2008–2009 годах принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих создание благоприятного делового климата в стране.
Основной акцент в них сделан на поощрение предпринимательства в реальном секторе экономики, привлечение иностранных инвестиций, увеличение экспортного потенциала республики.
В частности, с 1 февраля 2009 года введен в действие полноценный механизм реализации заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов, до пяти рабочих дней сокращены сроки постановки на соответствующие виды учета при предоставлении минимального перечня документов.
Информация о работе Предпринимательство как фактор производства в Республике Беларусь