Предмет, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определила цель работы: исследовать предмет, метод и задачи управленческого учета.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- раскрыть понятие бухгалтерского управленческого учета, и его предмета;

- изучить объекты исследования, методы и задачи бухгалтерского управленческого учета;

- научиться решать тематические задачи;

- рассмотреть на практике организацию управленческого учета в ОАО КБ «Восточный».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 5

1.1 Предмет и объекты бухгалтерского управленческого учета…………5

1.2 Метод бухгалтерского управленческого учета …………………….. ..8

1.3 Задачи бухгалтерского управленческого учета ……………………..12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………14

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…25

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

      Управленческая  отчетность систематизируется по видам решаемых задач и готовится не исходя из возможностей учета, а исходя из потребностей менеджмента.

      На  схеме 1 в Приложении приведена структура управленческой отчетности кредитной организации – банка ОАО КБ «Восточный».

      Управленческую  отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя управленческая отчетность также необходима в системе корпоративного управления, так как является частью корпоративной отчетности для привлечения потенциальных инвесторов и содержит некоторые интересные для пользователей данные из системы управленческого учета. Эта отчетность может включать информацию об организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

      Классификация управленческой отчетности позволяет систематизировать и упорядочить управленческую отчетность, сформулировать основные требования к информации, содержащейся в ней и постоянно совершенствовать процесс ее подготовки.

      При формировании управленческой отчетности банка необходимо последовательно пройти ряд этапов:

      1. Определение целей формирования информации в отчетности и методов оценки результатов.

      2. Обеспечение точности расчетов  и учета показателей отчетности.

      Это важный этап, требующий раскрытия  и закрепления в системе внутрибанковских нормативных документах методологии и методики формирования показателей. В данной работе приведена классификация затрат по группам, видам и составу в управленческом учете и отчетности.

      3. Изучение и оценка (по возможности)  систем управленческого учета  и отчетности в других банках.

      4. Оценка текущей ситуации в  банке в сфере управленческого  учета и отчетности.

      5. Выбор форм управленческой отчетности для анализа и оценки деятельности подразделений.

      6. Выделение объектов управленческого  учета и отчетности по видам деятельности (процессам), продуктам, группам клиентов.

      7. Определение форм отчетности для анализа продуктов и клиентов Банка.

      8. Определение необходимой информации для управленческого учета и отчетности.

      К числу необходимой информации для управленческого учета и отчетности следует отнести:

      а) данные, требующие классификации  и актуализации как отдельных  справочников в банке;

      б) данные для учета;

      в) данные для проведения расчетов.

      Критериями  выделения объектов управленческого  учета и отчетности в бизнес-процессах банка являются следующие:

    • для каждого объекта возможно определение набора количественных показателей (финансовых и нефинансовых), позволяющих проводить оценку эффективности финансовых операций по такому объекту;
    • изменение финансовых и нефинансовых показателей по объекту оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности банка в целом;
    • для каждого объекта возможно определение одного центра ответственности, деятельность которого напрямую влияет на финансовые и нефинансовые показатели по данному объекту;
    • выделение отдельных объектов и, как следствие, организация оперативного аналитического учета операций в детализации по объекту позволяет исключить применение при оценке финансовых показателей банка допущений, оказывающих существенное влияние на точность и обоснованность результатов оценки и, следовательно, на принятие управленческих решений.

      В таблице 1 в Приложении приведены основные цели выделения различных объектов управленческого учета и отчетности (цели управления), а также основные количественные показатели, используемые для оценки результатов по указанным объектам.

      Построение системы управленческого учета и отчетности банка включает следующие ключевые действия:

      1. Формирование перечня центров  финансовой отвой ответственности  – участников бизнес-процессов банка и обоснование выбора базовых объектов.

      2. Разработка методологии и технологии  системы управленческого учета  и отчетности.

      3. Разработка и внедрение системы  планирования по объектам.

      4. Организация учета и последующего  анализа финансовых показателей  по отдельным продуктам и клиентам банка.

      5. Развитие системы управленческого  учета и анализа в зависимости  от направлений развития банка и изменений в организационной структуре Банка.

      Поскольку в процессе планирования все подразделения  банка являются участниками планирования (центры прибыли планируют финансовые показатели и сметы расходов, центры затрат – сметы расходов), то соответственно, все центры финансовой ответственности банка являются также участниками процесса контроля исполнения финансового плана, в функции которых входит текущий мониторинг и оперативное принятие решений для выполнения своих плановых заданий.

      На  схеме 2 в Приложении представлена концепция формирования управленческой отчетности банка ОАО КБ «Восточный».

      Объектами системы управленческого учета и отчетности являются продуктовые группы (линейки) банка и центры финансовой отчетности (ЦФО), ответственные за результаты продаж банковских продуктов. Технология расчета финансовых показателей (балансовых, доходов/расходов) по данным объектам может выстраиваться одним из следующих способов.

      1. Отчет «сверху», т.е. построение технологии отчетности по данным бухгалтерского учета, являющегося завершающим этапом процесса осуществления и оформления банковских операций. При этом указанная технология предполагает возможность соотнесения основных бухгалтерских учетных регистров (лицевых счетов) либо записей (проводок) с объектами управленческого учета (в данном случае – банковскими продуктами);

      2. Учет «снизу-вверх» и последующее формирование отчетности, то есть:

  • определение полного состава информации, обеспечивающего все необходимые текущие и перспективные аналитические срезы, а также дополнительные параметры для отчетности в управлении,
  • определение и обеспечение единой точки входа этой информации в учетную систему банка (организации внутреннего учета) для целей последующего использования в задачах управленческого учета и финансового анализа,
  • анализ данных внутреннего учета.

      Для обеспечения возможности анализа  факторов, влияющих на финансовые результаты по каждому объекту учета и отчетности, на практике необходимо наличие следующих срезов информации по банковским операциям:

    • в разрезе по продуктовым группам/банковским продуктам,
    • в разрезе по каждому клиентскому сегменту/клиенту банка,
    • в детализации по подразделениям – инициаторам сделок,
    • в разрезе видов валют и управленческой срочности банковских продуктов,
    • ведение баз данных с действующими значениями процентных ставок и тарифов по сделкам, продуктам банка и т.д.

      Поскольку информация о клиенте, подразделении – инициаторе сделки, цене сделки (процентной ставке, тарифе), реальном сроке завершения сделки является информацией, представленной в первичных документах банка, и представляет собой неотъемлемые параметры фактически осуществленных сделок, то наиболее приемлемым вариантом построения технологии управленческого учета и анализа является технология на основе учета «снизу-вверх». Таким образом, основной информационной базой управленческого учета и отчетности является единая база сделок, поддерживаемая системой внутреннего учета банка.

      В расчетах финансовых результатов по объектам управленческого учета и отчетности необходимо учитывать соглашения между центрами прибыли о перераспределении доходов/расходов. Как указанные соглашения, так и дополнительные записи управленческого учета составляют собственную базу записей (документов) управленческого учета.

      Каждый  центр финансовой отчетности должен рассматриваться в управленческом учете как экономически самостоятельный субъект, взаимодействующий с другими ЦФО на принципах хозрасчета, то есть ответственности и мотивации за свой финансовый результат с учетом стоимости оказанных другими центрами финансовой ответственности услуг, стоимости ресурсов.

      Технология  регулярного контроля позволяет  на ранней стадии обнаружить тенденции  к нарушению плана и принять  меры для корректировки финансовой ситуации.

      В конце планового периода выполняется  окончательный контроль на основе отчетов об исполнении бюджета.

      Основным отличием управленческого формата плана и фактических результатов от бухгалтерского, является отражение операций по их экономическому содержанию, а не юридической форме.

      Управленческий  отчет по выполнению финансового  плана в целом по банку может иметь довольно простой вид (табл. 2 в Приложении).

      При составлении управленческой отчетности важны не только форма отчета, его информационная насыщенность, но и комментарий, оценка, связанная с особенностями формирования показателей.

      При наличии у банка разветвленной  филиальной сети возникает необходимость контроля и оценки деятельности филиалов. Для этой цели, в первую очередь, и должна быть приспособлена управленческая отчетность.

      Структурно управленческая отчетность по филиалам должна включать следующие группы отчетной информации (схема 3 в Приложении).

      1. Отчетность по ранжированию филиалов  по основным показателям с  определением номера места филиала по каждому показателю, а затем и сумме мест каждого филиала.

      2. Отчетность по финансовым показателям  включает отчетность по абсолютным показателям, по динамике основных показателей, по структуре активов и пассивов, объеме кредитного портфеля, кредитным рискам, неудовлетворенным кредитным заявкам.

      3. Отчетность по характеристике  региона, в котором находится  филиал, является важным аспектом оценки результатов его работы. Эта отчетность должна включать показатели, характеризующие региональные особенности, которые могут и оказывают влияние на деятельность филиала.

      4. Отчетность по продуктам и  технологии банка включает отчеты  по характеристике активного продуктового ряда и технологий банковских продаж, выполнению плановых показателей в этой области, состояние работы с проблемными активами.

      5. Отчетность по организации работы  филиала включает информацию  о материально-технической базе филиала, его структурных подразделениях, штате сотрудников, перспективах и проблемах в работе.

      Управленческую отчетность по основным финансовым показателям филиалов банка необходимо строить следующим образом. Сначала необходимо представить абсолютные значения показателей (таблица 3) с определением места филиала в филиальной сети.

      Управленческая  отчетность филиалов должна включать и ключевые показатели эффективности (таблица 4).

      При составлении управленческой отчетности по филиалам банка необходимо отслеживать  и динамику основных объемных показателей  деятельности (таблица 5). Для оценки деятельности филиалов в управлении банком важно отслеживать и место банка в филиальной сети.

      Для характеристики потенциала региона  для банковской деятельности филиала банка необходимо оценить информацию:

      - о субъектах региона с наиболее значимыми оборотами;

      - о динамике валового регионального продукта;

Информация о работе Предмет, метод и задачи бухгалтерского управленческого учета