Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:33, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие субъекта хозяйствования
2. Общая характеристика организационно-правовых форм. 3.иИндивидуальное и частное предпринимательство.
4. Виды хозяйственных обществ.
5. Порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Бизнес 3.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

Общество  с дополнительной ответственностью (ОДО)

 

Такой специально выделенный вид хозяйственных обществ встречается только в законодательстве Украины. В Европе эта форма товариществ в отдельную категорию не выделятся, а является разновидностью обществ с ограниченной ответственностью.

Фактически и в Украине  это общество действует, в основном, в режиме ООО.

Обществом с  дополнительной ответственностью признается общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в уставной фонд, а при недостаточности таких сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника.

Предельный размер ответственности  участников предусматривается в учредительных документах (там же, ч1 ст.65).

Иначе говоря, в учредительных  документах должна быть установлена кратность (например, пять, семь, десять или иная), которая и поможет при соответствующих условиях установить размер ответственности каждого участника.

 

 

 

Полное общество (ПО)

 

Полное товарищество именуется  в США General Partnership, в Великобритании – Unlimited Partnership.

По законодательству Украины, в отличие от США, Великобритании, ФРГ, России и др., полное общество является юридическим лицом.

Полным признается такое общество, все участники  которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

ПО, создаются на основе учредительного договора. Устав для данного вида обществ не требуется. Учредительный договор ПО, помимо прочего, должен содержать форму участия в делах общества.

Ведение дел ПО осуществляется с общего согласия всех участников либо несколькими из них, или одним участником.

Объем полномочий участников определяется поручением, подписываемым остальными участниками общества.

В учредительном договоре может быть отмечено, что несколько  участников могут вести дела общества от имени общества самостоятельно либо только сообща.

Участники, которым получено ведение дел ПО, обязаны предоставить остальным участникам по их требованию полную информацию о действиях, выполненных то имени и в интересах общества.

Полномочия на ведение  дел общества прекращаются полностью  или частично:

  • с прекращением деятельности самого общества;
  • в связи с отказом участника от поручения;
  • в связи с отменой поручения по требованию хотя бы одного из остальных участников.

Нельзя не отметить и  то, что, в отличие от АО, ООО, ОДО, передача участником полного общества своей доли (ее части) другим участникам этого общества или третьем лицам может быть осуществлена лишь с согласия всех участников (ч.1 ст.69 Закона Украины «О хозяйственных обществах»}.

Особенностью ПО является также то, что правопреемник должен быть готовым взять на себя ответственность по долгам участника, возникшим во время деятельности общества, пред ПО, а также за долги общества перед третьими лицами.

Полное общество, как  и частный предприниматель, не обязано  делать достоянием публики отчетность о своей работе.

 

Коммандитное  общество (КО)

 

Коммандитные общества существую также под различными названиями во Франции и ФРГ. В США и Великобритании этой правовой форме соответствует общество с ограниченной ответственностью.

Коммандитным  обществом признается общество, включающее наряду с одним или более участником, несущих ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного или -более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков).

Если в коммандитном обществе участвуют два или более  участника с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Таким образом, отличительной  особенностью КО по сравнению с другими видами обществ является наличие в нем двух категорий участников:

1) лиц, отвечающих неограниченно  и солидарно по обязательствам общества (так называемых «комплементариев» или «полных товарищей»}

2) лиц, принимающих на  себя обязанность лишь внести  определенный вклад в общее имущество общества, ответственность которых по обязательствам общества ограничивается вкладом в имущество общества «вкладчиков» или «коммандистов».

КО так же, как и ПО, создается на основе  учредительного договора.

Особенностью учредительного договора в КО является:

  • указание формы участия участников с полной ответственностью в делах общества,
  • относительно вкладчиков указывается только совокупный размер, состав и порядок внесения ими вкладов.

Нельзя не обратить внимания на особенности обозначения наименования КО.

Если следовать строго ст. 2 Закона «О хозяйственных обществах», необходимо воспроизвести в наименовании КО фамилии (наименования) участников общества, а вкладчики обозначаются специальным обозначением - КО. Однако выполнение этого требования закона нередко бывает весьма затруднительным, когда участников 4, 5 и т.д. Поэтому часто ограничиваются указанием фамилии того участника, которому доверяют эту «честь» остальные участники.

Управление делами КО осуществляется только участниками с полной ответственностью. Если в обществе только один участник с полной ответственностью, он самостоятельно осуществляет управление делами общества.

Особый статус в КО у  вкладчика, который вступает в КО посредством внесения денежных или материальных вкладов. Он вправе:

1)   требовать предоставления  ему годовых отчетов и балансов, а также обеспечения возможности проверки их составления;

2)    действовать  от имени КО только при наличии поручения и согласно ему;

3)   требовать первоочередного  возврата вклада (преимущественно перед участниками с полной ответственностью).

Совокупный размер долей  вкладчиков не должен превышать 50% имущества общества, указанного в учредительном договоре.

 

5. Порядок государственной регистрации предпринимательской

деятельности

Перейдем к порядку  регистрации предпринимательской  деятельности.

В ХК Украины данному вопросу посвящена ст. 58 .

В соответствии со ст. 58 Кодекса определен порядок государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационных форм и форм собственности, за исключением отдельных видов субъектов предпринимательства (банки, средства массовой информации, фондовые биржи и т.п.), для которых законодательными актами Украины установлены специальные правила государственной регистрации.

Так, чтобы заняться предпринимательской  деятельностью без создания юридического лица, физическое лицо обязано зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности в исполнительном комитете городской, районной администрации по своему месту проживания.

Лицо, собирающееся осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляют в вышеуказанные органы государственной регистрации:

1) регистрационную карту,  которая одновременно является  заявлением о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

2) документ, подтверждающий  уплату регистрационного сбора;

3) документ, который удостоверяет личность.

Частный предприниматель  также должен стать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации и регулярно (ежеквартально и в конце года) уплачивать налоги по результатам деятельности.

Хозяйственные общества приобретают права юридического лица со дня их государственной регистрации.

Обязательно для регистрации  представляются, кроме других документов:

  • учредительный договор и устав - при создании акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью;
  • учредительный договор - при создании полных и коммандитных обществ.

Кроме того, создание отдельных  организационно - правовых форм предпринимательской деятельности осложнено дополнительными условиями:

Так, к моменту регистрации  ООО каждый участник должен внести не менее 30 % указанного в учредительных документах вклада, что должно быть подтверждено документами, выданными банковским учреждением (ч.2 ст.52 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).

К моменту регистрации  коммандитного общества каждый из вкладчиков должен внести не менее 25 % своего взноса.

Особое внимание учредителям  следует уделять описанию предмета деятельности общества (впрочем, как и любого иного юридического лица). Это связано с тем, что:

во-первых, в Украине  размер платы за регистрацию любых субъектов предпринимательской деятельности поставлен в прямую зависимость от видов деятельности последних. Причем, при государственной регистрации субъекта предпринимательства, имеющего намерение осуществлять несколько видов деятельности, плата за регистрацию взимается в соответствии с тем видом деятельности, за который предусмотрен ее наивысший размер;

во-вторых, в нынешних условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка у предприятия должны иметься юридические возможности для мгновенной переориентации на другой вид деятельности.

Статья 58. Государственная  регистрация субъекта хозяйствования

  1. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации, 
    кроме случаев, установленных настоящим Кодексом.
  2. Государственная регистрация субъектов хозяйствования проводится   в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или;   в районной государственной администрации по местонахождению или 
    местожительству данного субъекта, если иное не предусмотрено законом.
  3. Для государственной регистрации субъекта хозяйствования представляются следующие документы:
  • решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа в случаях, предусмотренных законом;
  • учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;
  • решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;
  • документ (документы), удостоверяющие уплату учредителем (учредителями) взноса в уставный фонд субъекта хозяйствования в размере, установленном законом;
  • регистрационная карточка установленного образца;
  • документ, удостоверяющий уплату денежных средств за государственную регистрацию.

При создании в процессе приватизации и/или корпоратизации открытых акционерных обществ должен также быть представлен отчет о результатах подписки на акции, утвержденный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

  1. Граждане, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подают регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о 
    государственной регистрации, копии справки о присвоении идентификационного номера гражданина - плательщика налогов и других обязательных платежей и документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию.
  2. Собственник (учредитель) или уполномоченные им органы несут ответственность за несоответствие требований законодательства и недостоверность документов, которые представляются для регистрации.
  3. Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется 
    в срок не более десяти дней со дня представления документов, указанных в 
    данной статье. Регистрирующий орган обязан в течение этого срока выдать 
    субъекту хозяйствования свидетельство о его государственной регистрации.
  4. На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указываться 
    идентификационный код, под которым этот субъект включен в государственный реестр  субъектов хозяйствования, или идентификационный код  
    гражданина-предпринимателя.
  5. Свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования и копия документа, который подтверждает взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в учреждениях банков.
  6. Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования 
    включаются в единый государственный реестр, открытый для общего ознакомления.

10. Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования, 
внесении изменений в них подлежат опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур'ер» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение десяти дней с момента проведения государственной регистрации субъекта хозяйствования (внесения изменений в сведения государственной регистрации) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

  1. Нарушение установленного законом порядка создания субъекта 
    хозяйствования или недостоверность либо несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для его регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации субъекта 
    хозяйствования. Отказ в регистрации субъекта хозяйствования по другим 
    мотивам не допускается.
  2. Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования 
    может быть обжалован в судебном порядке.
  3. Деятельность незарегистрированного субъекта хозяйствования, 
    подлежащего государственной регистрации, запрещается. Доходы, полученные таким субъектом, взимаются в Государственный бюджет Украины в установленном законом порядке.
  4.   Перерегистрация субъекта хозяйствования проводится в случае изменения формы собственности, на которой основан данный субъект, или организационной формы хозяйствования, или наименования субъекта хозяйствования и осуществляется в порядке, установленном для его регистрации.
  5. Отмена (прекращение) государственной регистрации субъекта хозяйствования осуществляется по его личному заявлению, а также на основании решения суда в случаях признания недействительными или противоречащими законодательству учредительных документов, или осуществления деятельности, противоречащей закону или учредительным документам, или в других случаях, предусмотренных законом.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства