Общая характеристика государственных нужд и государственного контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Государственные нужды – одна из наиболее важных характеристик государственного заказа, один из ключевых его признаков. Государственные нужды составляют сущность государственного заказа.
Необходимость разработки специальных нормативных актов, определяющих, какие из потребностей признаются государством в качестве государственных нужд и обеспечиваются в специальном порядке, обусловлена переходом к свободной рыночной экономике.
Термин "государственные нужды" появился в законодательстве с переходом к рыночной экономике, основанной на различных формах собственности.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

Решения, принимаемые комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех участников конкурсов (аукционов) и запроса котировок. Они могут быть обжалованы любым участником в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказ может размещаться двумя способами:

1. Путем проведения торгов  в форме:

- открытого или закрытого конкурса;

- открытого аукциона в электронной форме или закрытого аукциона.

2. Без проведения торгов  путем:

- запроса котировок;

- у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Возможно размещение заказа путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками. Сделать это можно, если заказ размещается на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг).

Также можно проводить закрытые торги на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), составляющих государственную тайну.

Закон N 44-ФЗ расширил способы проведения закупок.

1. Конкурентные способы. Помимо способов, которые были  установлены Законом N 94-ФЗ (запрос  котировок, открытый конкурс, открытый  аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион), введены  следующие способы:

- конкурс с ограниченным  участием;

- двухэтапный конкурс;

- закрытый конкурс с  ограниченным участием;

- закрытый двухэтапный  конкурс;

- запрос предложений.

2. Закупка у единственного  поставщика (подрядчика, исполнителя)

Проведение аукциона в электронной форме

Под аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Законом N 94-ФЗ Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, если необходимо разместить заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ.

В соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион, если он проводит закупки товаров, работ, услуг, включенных:

- в перечень, установленный  Правительством РФ;

- дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным  органом государственной власти  субъекта РФ, - при проведении  закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения нужд субъекта РФ.

Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

- существует возможность  сформулировать подробное и точное  описание объекта закупки;

- критерии определения  победителя такого аукциона имеют  количественную и денежную оценку

Процедура размещения заказа путем запроса котировок

Запрос котировок - наверное, самая простая форма конкурентного размещения заказа. В данном случае к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) предъявляется наименьшее количество требований, а котировочная заявка состоит обычно всего из одного-двух листов. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Очных торгов здесь также, как и при конкурсе, не происходит - сопоставление идет по ценам, указанным в котировочных заявках. Но, применение запроса котировок ограничено - он используется, если сумма контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Нововведение Закона N 44-ФЗ - совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

В соответствии с Законом N94-ФЗ контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется уполномоченным органом власти (ФАС России, Рособоронзаказ). Контроль проводится с помощью плановых и внеплановых проверок.

При этом плановые проверки проводятся в законодательно установленном порядке, а внеплановые - при поступлении жалобы от участника размещения заказа, иной информации о нарушении законодательства в данной сфере в целях контроля за исполнением предписаний.

В соответствии с Законом N44-ФЗ Контроль в сфере закупок осуществляют:

- федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный на осуществление  контроля в сфере закупок (ФАС  России);

- контрольный орган в  сфере государственного оборонного  заказа (Рособоронзаказ);

- уполномоченные органы  исполнительной власти субъекта  РФ, органы местного самоуправления  муниципального района, органы местного  самоуправления городского округа;

- Казначейство России;

- финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований;

- органы управления государственными  внебюджетными фондами;

- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата) - в целях установления  законности расходования бюджетных  средств.

Введены положения по проведению:

- ведомственного контроля  в сфере;

- контроля проводимого  заказчиком;

- общественного контроля .

Также в Законе N94-ФЗ отсутствовали такие разделы как мониторинг в сфере закупок и аудит в сфере закупок. Закон N44-ФЗ определил, что с 1 января 2016 года будет проводиться мониторинг закупок в целях:

- оценки степени достижения  целей осуществления закупок;

- оценки обоснованности  закупок;

- совершенствования законодательства  о контрактной системе в сфере  закупок.15

Глава 2. Правовое регулирование поставки товаров и порядок удовлетворения государственных нужд.

 

2.1 Система отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд.

 

С учетом выработанных наукой права моделей построения правового материала и особенностей процесса удовлетворения государственных  нужд, к которым относятся «этапность», участие публично-правовых образований, а также неоднородностью самих отношений, исследуемые отношения могут быть рассмотрены на предмет того, какая модель правового регулирования (диспозитивная - частноправовая, или императивная - публично-правовая) используется по преимуществу на тех или иных этапах удовлетворения нужд, а также проблемы эффективности используемых моделей.

Правовое регулирование отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд может быть рассмотрено с позиции преобладания в них публично-правового и частно-правового регулирования на различных этапах развития.

Система отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд представляет собой совокупность предусмотренных нормами права и структурно обособленных общественных отношений, возникающих при планировании, подготовке и применении договорных и внедоговорных способов обеспечения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в товарах, работах и услугах, получаемых от частных лиц.

Правоотношения по удовлетворению государственных нужд классифицируются:

1) по видам публичных  образований - на отношения по  удовлетворению нужд РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований;

2) в зависимости от  структуры расходов бюджета, которые  выражают государственные и муниципальные  нужды - на отношения по удовлетворению  государственных нужд в области  здравоохранения, образования, культуры  и других сферах общественной  жизни;

3) в зависимости от  объекта отношений - отношения, объектом  которых являются имущество, работы, услуги.

Удовлетворение государственных нужд как структурно организованный процесс включает в себя определенные этапы.

Возникновение и развитие отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд предусматривает следующие этапы:

1) планирование социально  значимых нужд (определение потребностей);

2) обеспечение финансирования  удовлетворения нужд (расчет сметы  расходов, анализ соответствия планируемых  расходов возможностям бюджета);

3) применение договорных  и внедоговорных способов удовлетворения  нужд;

4) фактическое удовлетворение  нужд (использование, потребление материальных  и нематериальных благ, выполнение  работ, оказание услуг).16

Этапы удовлетворения государственных нужд как планирование и финансовое обеспечение нужд характеризуются преобладанием управленческой деятельности органов исполнительной власти. Эта деятельность состоит из совокупности взаимосвязанных действий органов управления, направленных на обеспечение, в конечном счете, публичного интереса посредством использования договорных и внедоговорных способов удовлетворения государственных нужд. Управленческая деятельность на данных этапах должна осуществляться с помощью правовых, организационных и иных средств воздействия и быть сориентирована на нормативно-установленные цели управления.

На первых двух этапах удовлетворения нужд деятельность государственных и муниципальных органов управления имеет односторонне-властный характер. При этом отношения характеризуются строгой субординацией. Их императивное регулирование является детализированным и подробным. Такой результат достигается с помощью применения обязывающей модели правового регулирования, в соответствии с которой регулятивное воздействие сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах, обеспечивающих организованность и строгий порядок социальных отношений. В этой части отношения, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд составляют сферу регулирования преимущественно публичного права. Нормы публичного права закрепляют в данном случае предметное содержание деятельности управляющих органов и лиц и правила совершения действий, составляющих их компетенцию.

С учетом этого регламентация федеральным законом порядка и условий определения государственных нужд, объемов финансирования для их удовлетворения обусловлена, прежде всего, преимущественно публично-правовым характером таких отношений.

С момента принятия решения об использовании договорного либо внедоговорного способа удовлетворения государственных нужд, при подготовке и заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в сфере указанных отношений начинают действовать и нормы гражданского права.

При применении договорных способов удовлетворения государственных нужд участие уполномоченных органов на стороне публичного образования выражается в совершении юридических действий непосредственно направленных на заключение соответствующего договора с частным лицом. Эти отношения сторон оформляются, как правило, договорами купли-продажи имущества, подряда и оказания услуг.

Заключение и исполнение договоров, направленных на удовлетворение государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

При применении внедоговорных способов удовлетворения государственных нужд участие уполномоченных органов на стороне публичного образования выражается, как правило, в совершении юридических действий, непосредственно направленных на принудительное прекращение или ограничение прав частных лиц на имущество в публичных интересах. Эти отношения сторон развиваются либо в юрисдикционном (с участием органов правосудия), либо во внеюрисдикционном порядке.

Таким образом, разнообразие отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд, предопределяет особенность их правового регулирования, заключающуюся сочетании элементов публично-правового и частноправового воздействия на субъектов отношений по удовлетворению нужд. Соотношение между публично-правовым и частно-правовым воздействием на исследуемые отношения таково, что преимущество одного из них обнаруживается на разных этапах. На этапах планирования и финансового обеспечения преимущество публично-правового регулирования очевидно, в то время как на этапах реализации договорных и внедоговорных способов удовлетворения нужд преимущественное значение имеет частноправовое регулирование рассматриваемых отношений. В связи с этим целостное восприятие системы отношений по удовлетворению государственных нужд возможно только с учетом обоих названных моментов в механизме правового регулирования. В тоже время для целей гражданского права ключевым в правовом регулировании указанных отношений является именно реализация способов удовлетворения государственных нужд.17

 

2.2 Понятие, особенности и содержание договора поставки товаров для государственных нужд.

Информация о работе Общая характеристика государственных нужд и государственного контракта