Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:22, курсовая работа
Государственные нужды – одна из наиболее важных характеристик государственного заказа, один из ключевых его признаков. Государственные нужды составляют сущность государственного заказа.
Необходимость разработки специальных нормативных актов, определяющих, какие из потребностей признаются государством в качестве государственных нужд и обеспечиваются в специальном порядке, обусловлена переходом к свободной рыночной экономике.
Термин "государственные нужды" появился в законодательстве с переходом к рыночной экономике, основанной на различных формах собственности.
Глава 1. Общая характеристика государственных нужд и государственного контракта.
1.1 Понятие государственных нужд.
Государственные нужды – одна из наиболее важных характеристик государственного заказа, один из ключевых его признаков. Государственные нужды составляют сущность государственного заказа.
Необходимость разработки специальных нормативных актов, определяющих, какие из потребностей признаются государством в качестве государственных нужд и обеспечиваются в специальном порядке, обусловлена переходом к свободной рыночной экономике.
Термин "государственные нужды" появился в законодательстве с переходом к рыночной экономике, основанной на различных формах собственности. Это не означает, что при административно-плановой системе ведения хозяйства не существовало общественных потребностей, удовлетворение которых обеспечивалось государством. Однако в тот период общественно-экономического развития господствовала концепция, согласно которой государство осуществляло руководство всеми сторонами экономической жизни: производством, обменом, распределением и потреблением. Как выразитель интересов народа государство организовывало выполнение планов в области промышленного развития, строительства, транспорта, заготовок сельскохозяйственной продукции и др.
Понятие государственные нужды формально несколько шире, чем понятие государственный заказ, поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.1
Согласно п. 3 ст. 3 закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"2 под государственными нуждами понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Государственный заказ отличается, прежде всего, тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции – тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Липецкой области). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают3.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Единая информационная система
в сфере закупок (далее - единая информационная
система) - совокупность информации, указанной
в части 3 статьи 4 настоящего Федерального
закона4 и содержащейся в базах данных,
информационных технологий и технических
средств, обеспечивающих формирование,
обработку, хранение такой информации,
а также ее предоставление с использованием
официального сайта единой информационной
системы в информационно-
Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 1 настоящего постановления, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций5.
1.2 Понятие государственных заказчиков.
Достаточно часто можно встретить термин "государственный заказчик". Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 закона N 44-ФЗ государственными заказчиками могут выступать:6
- государственный орган (в том числе орган государственной власти). Структура федеральных органов исполнительной власти периодически утверждается указами Президента РФ;
- государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- органы управления
- уполномоченные принимать
бюджетные обязательства в
- бюджетные учреждения. Бюджетное
учреждение - государственное (муниципальное)
учреждение, финансовое обеспечение
выполнения функций которого, в
том числе по оказанию
- иные получатели средств
федерального бюджета. К числу
получателей бюджетных средств (получатель
средств соответствующего
Получатели бюджетных средств имеют право на:
- своевременное получение
и использование бюджетных
- своевременное доведение
уведомлений о бюджетных
- компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
- своевременно подавать
бюджетные заявки или иные
документы, подтверждающие право
на получение бюджетных
- эффективно использовать
бюджетные средства в
- своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
- своевременно и в полном
объеме вносить плату за
- своевременно представлять
отчет и иные сведения об
использовании бюджетных
На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг, который подписывается непосредственно самим государственным или муниципальным заказчиком.8
1.3 Законодательство о государственных нуждах и сравнительный анализ действующего законодательства.
Правовая регламентация государственных нужд исключительно путем определения их содержания недостаточна, так как оно не имеет четких отличительных признаков и в большинстве случаев совпадает по существу с нуждами иных участников гражданского оборота. В то же время изменчивость содержания государственных нужд не означает, что оно вообще является юридически безразличным. В отношениях по удовлетворению государственных нужд с использованием принудительных процедур определение точного содержания нужд, установление соответствия их правомерной цели и их обоснование является решающим для их удовлетворения.
В силу разнообразия государственных нужд по своему объему, содержанию, времени и месту их возникновения, представляется неэффективной существующая практика законодательного определения названных нужд путем указания на закрытый перечень объектов или наличие международных обязательств. Ключевым фактором определения государственной нужды должна стать сама процедура ее определения, позволяющая обеспечить реальное участие в этом процессе населения соответствующего публичного образования.
В действующей законодательной системе не определены чётко правоотношения, направленные на удовлетворение государственных нужд. В России отсутствуют точные сведения о составе и объемах государственных нужд, что не позволяет выработать систему обеспечения удовлетворения государственных нужд.
Под правоотношениями, направленными на удовлетворение государственных нужд понимают урегулированные правом общественные отношения, возникающих при планировании, подготовке и применении договорных и внедоговорных способов обеспечения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в товарах, работах и услугах получаемых от частных лиц.
Под источниками правового регулирования отношений, направленных на удовлетворение государственных нужд понимают нормативные юридические акты, содержащие юридические нормы официальные документы, принятые в установленном порядке и направленные на регулирование отношений по удовлетворению государственных нужд.
Источники правового регулирования отношений по удовлетворению государственных нужд распределяются на следующие группы:
1) источники, определяющие
понятие и содержание
2) источники, определяющие
средства удовлетворения
3) источники, определяющие
правовые способы
4) источники, определяющие
правовое положение субъектов - участников
отношений, направленных на
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере реализации государственных нужд является комплексным, содержащим источники и нормы как публичного, так и частного права.
К основным нормативным актам, содержащим публичо-правовые нормы, относится:
Информация о работе Общая характеристика государственных нужд и государственного контракта