Категориально - понятийный аппарат социального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель научно-исследовательской работы – выявить организационно-
технологические особенности распространения социального
предпринимательства за рубежом и в России.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские
задачи:
- рассмотреть существующие теории анализа социального
предпринимательства как социального феномена;
- осуществить понятийный анализ социального
предпринимательства;
- определить границы социального предпринимательства;
- осуществить страноведческий анализ форм и методов
распространения социального предпринимательства в разных странах мира;
- выявить формы социального предпринимательства и методы их
распространения на примере Великобритании;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.52 Кб (Скачать)

человека, который «переводит экономические ресурсы из области низкой

продуктивности в область высокой продуктивности и более высокой

доходности», таким образом, расширяя буквальный перевод слова с

французского «тот, кто предпринимает», чтобы включить в понятие

концепцию создания ценностей.

Сто лет спустя австрийский экономист Йозеф Шумпетер, определил

предпринимателя как основную движущую силу экономического прогресса,

без которой экономика была бы статичной, структурно неподвижной и

подверженной разложению. Успешное предприятие, по его мнению, создает

цепную реакцию, заставляя других предпринимателей вслед за ним

использовать новшество, пока, наконец, инновация не приходит к точке

«созидательного разрушения», состояния, при котором новое предприятие и

все предприятия, связанные с ним, воспроизводят существующие товар,

услуги и модели бизнеса, устаревают.

Анализ Шумпетера помещает предпринимательство в систему,

которая придает роли предпринимателя парадоксальный смысл – как

разрушительный, так и созидательный. Шумпетер рассматривает

предпринимателя как источник изменений внутри большой экономики.

 Питер Друкер не рассматривает предпринимателя как обязательно

непосредственный источник изменений, а скорее как человека, который

умело и активно использует изменения. По мысли Друкера,

«предприниматель всегда ищет изменений, реагирует на них и использует их,

как возможность», это положение получило развитие в работах И.Кирцнера,

который определяет «бдительность» как основное качество

предпринимателя.

Вне зависимости от того, рассматривается ли предприниматель как

новатор или как тот, кто первым использует изменения, теоретики

повсеместно связывают предпринимательство с возможностями.

Предпринимателям приписывают исключительную способность видеть и

использовать новые возможности, активность и мотивацию, которые

необходимы, чтобы находить эти возможности и решительность в принятии

неизбежных рисков.

Термин «социальное предпринимательство» является относительно

новым для российской практики и допускает широкую трактовку.

Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение

между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности:

от первого оно отличается своими целями – направленностью на социальные

изменения, разрешение социальных проблем; а от второй – коммерческим

характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых

вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности).

Существует следующее определение социального предпринимателя – это

субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий

принципы предпринимательства для организации предприятия и управления

им с целью решения этой проблемы, либо производства социального

изменения.

Для того, чтобы понять, каковы различия между предпринимательством и социальным предпринимательством, важно отказаться от представления о том, что различия можно описать

 исключительно при  помощи мотивационных факторов, предположив, что 

предпринимателями руководит жажда денег, а социальными

предпринимателями – альтруизм. Правда заключается в том, что

предпринимателей редко привлекает возможность обогащения, поскольку на

пути к процветанию их ожидает множество препятствий. Напротив, и

предприниматель, и социальный предприниматель руководствуются

возможностью, которую они видят, неустанно следуя своим идеям, и

получают значительное психологическое удовлетворения в процессе

воплощения своих идей в жизнь. Вне зависимости от того, работают ли они в

условиях рынка или в некоммерческом секторе, большинство

предпринимателей так и не получают достойной материальной компенсации

за то время, риски, усилия и капитал, которые они вкладывают в свое дело.

Основное различие между предпринимательством и социальным

предпринимательством заключается в самом определении ценностей2. Для

предпринимателя ценность предусмотрена и организована таким образом,

чтобы служить рынкам, которые смогут легко использовать новый продукт

или услугу, и таким образом ориентирована на извлечение финансовой

прибыли. Изначально ожидается, что предприниматель и его инвесторы

получат от работы какой-то личный доход. Прибыль – это необходимое

условие, основа для устойчивости любого предприятия и средство

достижения конечной цели – крупномасштабного выхода на рынок и

установления новой системы равновесия.

Социальный предприниматель не ждет и не стремится достигнуть

существенной финансовой прибыли для своих инвесторов – в основном,

благотворительных и государственных организаций – или для себя. Вместо

этого он стремится к ценностям в виде крупномасштабных положительных

трансформаций, которые затрагивают значительный сегмент общества или

 все общество в целом. В отличие от определения ценности  в

предпринимательстве, которое предполагает, что рынок способен платить за

инновации, и даже может обеспечить инвесторам солидный доход,

назначение ценности в понимании социального предпринимателя в том,

чтобы служить социально уязвимому и бедствующему населению, которому

не хватает собственных финансовых средств или политической воли, чтобы

самому добиваться положительных изменений. Это не означает, что

социальные предприниматели всегда избегают получения прибыли за счет

создаваемых ценностей.

Естественно, предприятия, которые они создают, будут приносить

прибыль, и могут быть организованы и как НКО, и как коммерческие

предприятия. Социальное предпринимательство отличает главенствующая

роль социальных изменений, что профессор Грег Диc называет стремлением

к «результату, связанному с миссией». Можно определить три основных

компонента социального предпринимательства3:

1) выявление стабильного, но по сути несправедливого  равновесия,

которое приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы

людей, которые не имеют достаточное количество финансовых средств или

политической воли, чтобы добиться положительных изменений

самостоятельно;

2) выявление возможности  в рамках этого несправедливого 

равновесия, выработка определения социальной ценности, использование

таких личных качеств, как вдохновение, творческий подход, решительность,

смелость и настойчивость для того, чтобы нарушить господство

существующего положения дел;

3) создание нового стабильного  равновесия, которое позволяет 

раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы и через

создание аналогов и построение стабильной экосистемы, основанной на

новом равновесии, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом

лучшее будущее.

Таким образом, единственный подход к определению понятия

«социального предпринимательства» не выработан. Определение данного

понятия будет зависеть от того, какой подход к пониманию осуществляет

ученый. Рассмотреть это понятие можно с точки зрения экономики или

социологии. Наиболее полно сущность социального предпринимательства,

на наш взгляд, отражает определение, что социальное предпринимательство

– это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или

решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными

признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и

финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость,

предпринимательский подход.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Модели социального  предпринимательства за рубежом  на примере 

Великобритании

Феномен социального предпринимательства сегодня широко

распространен по всему миру, но сильнее всего оно развито в

Великобритании.

Рассмотрим модели социального предпринимательства на примере

этого государства.

Основой для изучения опыта Британии стала статья «Аналитика

малого предпринимательства».4 Материал посвящен социальному

предпринимательству в Лондоне.

Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло

определение социального предпринимательства как социально-

ориентированного бизнеса, прибыль от деятельности которого

принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие этого бизнеса или

местного сообщества, и не используется для максимизации доходов

совладельцев или собственника предприятия. При этом социальное

предприятие является такой моделью частного бизнеса, которая нацелена на

получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в

защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и

сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и

деградации. Сообщество социальных предприятий, провайдеров бизнес-

услуг, ученые и предприниматели пришли к заключению, что модель

социального бизнеса может обеспечить масштабные позитивные изменения в

общественной жизни Лондона.

Социальные предприятия могут иметь различные юридические

 статусы, например: компания  общественных интересов, общество  с

ограниченной ответственностью, общество доверительного управления

(трастовая компания), кооператив  и др.

Социальные предприятия действуют в различных сферах

экономической и общественной жизни. В том числе здравоохранение,

социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организация

отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное

обслуживание, обустройство территорий и многое другое.

Важнейшей особенностью социальных предприятий является их

сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами, в которых они

работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих

сотрудников, т. к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом

способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует

устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие

человеческих отношений в местном сообществе.

Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость

и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на

удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем

культуры обслуживания клиентов. Сообщество социальных предприятий в

Лондоне позволит создать социально ориентированную экономику, которая

обеспечит мощное и благотворное влияние на все слои городского общества,

одновременно повысит качество жизни горожан и улучшит состояние

городской среды обитания. Стратегия развития социального

предпринимательства в Лондоне направлена на практическое решение таких

насущных проблем города как борьба с бедностью, сокращение уровня

безработицы, улучшение жилищных условий и совершенствование

городской среды обитания.

Государственные органы власти и Правительство Большого Лондона

Информация о работе Категориально - понятийный аппарат социального предпринимательства