Категориально - понятийный аппарат социального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель научно-исследовательской работы – выявить организационно-
технологические особенности распространения социального
предпринимательства за рубежом и в России.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские
задачи:
- рассмотреть существующие теории анализа социального
предпринимательства как социального феномена;
- осуществить понятийный анализ социального
предпринимательства;
- определить границы социального предпринимательства;
- осуществить страноведческий анализ форм и методов
распространения социального предпринимательства в разных странах мира;
- выявить формы социального предпринимательства и методы их
распространения на примере Великобритании;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 70.52 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема социального предпринимательства становится все более обсуждаемой и популярной во всем мире. Она вдохновляет теоретиков на осмысление природы этого явления, жизнеописания ведущих фигур, практики порождают новаторские идеи и воплощают невероятные по масштабам проекты. Данная тема является новой и обладает масштабной перспективой. В разных странах и разных форматах проходят представительные встречи, объединившие в один круг социологов, экономистов, финансистов, лидеров гражданского общества, практиков социального сектора и даже политиков. Появились перспективы распространения социального предпринимательства и в нашей стране. Именно этими аспектами продиктован интерес к теме курсовой работы.

Объектом исследовательской работы является социальное предпринимательство как социальный феномен.

Предмет исследовательской работы - формы и методы

распространения социального предпринимательства.

Цель научно-исследовательской работы – выявить организационно-

технологические особенности распространения социального

предпринимательства за рубежом и в России.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские

задачи:

- рассмотреть существующие  теории анализа социального 

предпринимательства как социального феномена;

- осуществить понятийный  анализ социального

предпринимательства;

- определить границы социального  предпринимательства;

- осуществить страноведческий анализ форм и методов

 распространения социального  предпринимательства в разных  странах мира;

- выявить формы социального  предпринимательства и методы  их 

распространения на примере Великобритании;

- рассмотреть организационно-технологические  проблемы развития 

социального предпринимательства в России.

Социальное предпринимательство - это тема, изучение которой идет

не настолько долго, чтобы говорить о большом теоретическом опыте. Еще

нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса.

Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических

изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и

многообразной проработке вопросов деятельности малого

предпринимательства, вопросы социального предпринимательства еще не

раскрыты. Приоритет экономической мысли по проблемам

предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным

ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции

предпринимательства.

Качественно новую страницу в исследование сущности

предпринимательства внесли Б. Драйтон, основатель компании «Ашока», и

исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти,

которые одними из первых стали изучать теоретические основы социального

предпринимательства.

Сегодня над этой темой работают и отечественные ученые и

практики, в том числе исследовательская группа «Циркон», под

руководством И.В.Задорина, фонд «Наше будущее» (директор Н.Зверева),

аналитики Ф.С.Сайдуллаев, А.М.Шестоперов, специалист по развитию

малого бизнеса В.Глушков, эксперт И.Б.Рутковская.

Основными методами в ходе выполнения курсовой работы явились:

 изучение и анализ  литературы и документов, обобщение, исторический 

метод, сравнительный анализ.

Практическая значимость научной работы заключается в

актуализации поиска форм и методов распространения социального

предпринимательства, в определении организационных и технологических

перспектив распространения социального предпринимательства в регионе.

 

1.Категориально - понятийный аппарат социального предпринимательства

1.1 Социологические теории анализа социального предпринимательства

как социального феномена

При анализе теории социального предпринимательства ученые не

выделяют отдельно этот вид деятельности и рассматривают его в категории

общественных организаций или общественных движений.

Первая или наиболее ранняя по времени возникновения (конец 50 –

60-х годов XX века) - теория  «коллективного поведения» и  «массового 

общества». Действия индивидуумов, образующих малые подсистемы, куда

входят и некоммерческие организации как вид общественных движений,

соответствуют моделям коллективных действий. В данном теоретическом

подходе общественные движения рассматриваются в одном ряду с толпой и

публикой и, по мнению С.Липсета, рекрутируются из «низших» в

социальном плане слоев. Основной недостаток данного теоретического

подхода - в узком толковании общественных движений как протестных,

радикальных формирований с достаточно размытой социальной идеологией

и неясными социальными горизонтами, участники которых обладают низкой

степенью осознанности и рациональности совершаемых действий. Предельно

упрощая, можно сказать, что общественные движения видятся как реакция

толпы на изменения социальной ситуации.

Теории относительной депривации представляют вторую группу

теорий, исследующих и прогнозирующих развитие общественных движений.

Авторы этой группы концепций - Т.Герр, Д.Девис связывают

возникновение протестных ориентаций с субъективными и объективными

депривациями личности. Относительную депривацию в широком смысле

можно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное

уверенностью людей в том, что они имеют меньше по сравнению с другими.

 Чувство депривации  может возникать как у отдельных  людей, так и у 

социальных групп. В последнем случае возникает чувство не

индивидуальной, а групповой социальной зависти. Показательно, что

чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные,

но и доминирующие группы. Так, теория относительной депривации

утверждает, что чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто

имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в

обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные

слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами, по

утверждению представителей данной концепции, обычно являются выходцы

из средних, а то и высших слоев общества. Протестные ориентации

рассматриваются в теории как важнейшие предпосылки возникновения

общественных движений.

Третий и принципиально новый подход к объяснению общественных

движений, возникший первоначально в противовес первым двум,

определился в середине 70-х годов ХХ в. - это теория мобилизации

ресурсов1. Среди ее разработчиков: Ч.Тилли, Дж. Маккарти, М.Зальд,

М.Асим, К.Вильсон, А.Обершол, К.Дженикс и др. Этот подход

сосредоточивает внимание на ресурсах и мобилизационных возможностях

коллектива как решающих факторах возникновения общественных

движений.

Согласно теории мобилизации ресурсов, недовольство,

неудовлетворенность должны рассматриваться в лучшем случае как

вторичный фактор; все типы обществ обладают достаточным потенциалом

недовольства для развития общественных движений, однако возникновение

движения зависит от ресурсов и возможностей.

В рамках данной теории, Джон Маккарти определяет общественные

движения чрезвычайно широко как «совокупность настроений и установок в обществе, направленных на изменение социальной структуры или социальных институтов».

Новый подход социологически анализирует тактику и стратегию

движений, проблемы их роста, упадка и изменений. Движения

рассматриваются не столько как определенный вид коллективного

поведения, типичный для массового общества, а как один из специфических

видов организации, имеющий внутренние и внешние факторы и ресурсы

развития, наличие которых делает возможным совместные протестные

действия, способствует преобразованию ориентаций на перемены в

целенаправленную преобразовательную деятельность. В теории

мобилизационных ресурсов различают внешние и внутренние ресурсы

общественной организации.

В рамках культурологического направления в Европе возникла теория

социальных действий или социальных движений. Представители теории

связывают увеличение числа общественных движений и организаций с

экономическим ростом в капиталистических странах и переходом их к

постиндустриальному обществу. Приоритетами индустриального общества

являлись сначала материальное производство, затем сфера контроля за

капиталом, образующимся в процессе производства и реализации

материальной продукции. По мере развития технологий сокращается время,

затрачиваемое в материальной сфере, и высвобождается время для

производства услуг в нематериальной сфере, удовлетворения культурных,

духовных потребностей. «Если индустриальное общество характеризуется

конфликтом в промышленности и организацией труда, постиндустриальное

строится на конфликте, основанном на целях производства и культуры. Пост-

индустриальное общество основано на приоритете социального действия

над политическим действием».

Теория социальных действий изучает поведение индивидуумов,

участников действий, их отношения, определяет, является ли их поведение

реакцией на ограничения со стороны общества или оно свидетельствует о

способности к действию и «основывается на понятиях культурных моделей и

общественных движений»

По определению А.Турена общественные движения - это

«одновременно культурно ориентированное и социально конфликтное

действие некоего общественного класса, который определяется позицией

господства или зависимости, то есть культурных моделей инвестиции,

знания и морали, которым он сам ориентирован».

По утверждению ученого, общественные движения не являются ни последствиями, ни факторами изменения. Они являются коллективными действиями классов, посредством которых общество нормативно организует свои отношения со своим окружением.

1.2 Понятие и  сущность социального предпринимательства 

Термин «социальное предпринимательство» является сложным.

Состоит из двух понятий «социальное» и «предпринимательство». Слово

«социальное» просто определяет вид предпринимательства. Если у слова

«предпринимательство» не будет четко определенного значения, то

определение его при помощи слова «социальное» не будет иметь большого

смысла.

 Слово «предпринимательство», являясь сложным понятием, несет  в

себе ряд противоречий: с одной стороны, речь идет о «социальной», т. е.

принадлежащем к общественной сфере, деятельности, а с другой – это

ассоциации с желанием только лишь получать прибыль. С положительной

стороны, оно ассоциируется с особой врожденной способностью чувствовать

и использовать возможности сочетанием нестандартного мышления и

стремления создать или принести в жизнь что-то абсолютно новое. С

отрицательной стороны, это термин «ex post», означающий свершившееся

событие - поскольку необходимо, чтобы после предпринимательской

деятельности прошло некоторое время, прежде чем станет ясен ее

действительный результат.

Жан-Батист Сэй в начале ХIХ века описывал предпринимателя как

Информация о работе Категориально - понятийный аппарат социального предпринимательства