Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа
Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка основанного на малом и среднем бизнесе. Тогда, в начале девяностых годов, в полном объеме возникла проблема юридической защиты субъектов предпринимательства. В последующее время, проявилась масса проблем, связанных с развитием предпринимательства. Отсутствовало соответствующее законодательство и экономическая поддержка государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов ещё не было.
Введение………………………………………….…..…………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и необходимость правовой защиты
предпринимателей……………..…………………………………………......6
1.2 Понятие, способы и механизм правовой защиты
предпринимателей…………………………………………………………….7
Глава 2
2.1 Гражданско-правовая защита прав
предпринимателей в суде…………………………………………................14
2.2 Характеристика новой редакции закона
«О защите конкуренции»……………………………………………….......20
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………...31
Необходимость в признании права как способе
защиты законных интересов предпринимателя
возникает в случаях, когда наличие у лица
определенного субъективного права подвергается
сомнению и неопределенность в данном
вопросе затрудняет реализацию субъективного
права. Признание права является средством
устранения неопределенности.
Широкий круг
разнообразных действий предусматривает
такой способ защиты нарушенных прав,
как восстановление положения, существовавшего
до нарушения права. Они могут предусматривать
возврат имущества субъекту предпринимательской
деятельности, выселение лиц, незаконно
занявших принадлежащее ему помещение
и т. д.
Пресечение действий, нарушающих
право или создающих угрозу
его нарушения, как способ
Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки представляют собой частные случаи реализации такого способа защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Большое практическое значение имеет и такой способ защиты прав предпринимателей, как признание недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. Признание вышеназванных актов недействительными влечет за собой обязанность органов, издавших противоправный акт, возместить ущерб предпринимате-
лю.
Распространенным способом защиты прав предпринимателей является прекращение и изменение правоотношения.
Этот способ защиты нарушенных прав реализуется, как правило, в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но возможно и самостоятельное его применение потерпевшим.
Предусмотренный статьей 12 ГК
РФ перечень гражданско-
Объективно существующие
возможности реализации способов защиты
гражданских прав сводятся к следующим
видам механизма защиты:
- самозащита (например, удержание имущества
должника);
- урегулирование
разногласий во внесудебном порядке (путем
переговоров, устранения нарушений в добровольном
порядке, отступного, прощения долга);
- разрешение заявлений и жалоб органами
исполнительной власти в порядке подчиненности
(налоговыми и таможенными органами);
- предоставление
защиты путем осуществления
- конституционная
защита (признание несоответствующими
конституции как отдельных
- рассмотрение экономических споров
судами общей юрисдикции и арбитражными
судами (например, хозяйственной спор
между физическим лицом - не предпринимателем
и юридическим лицом об устранении недостатков
строительства подведомствен суду общей
юрисдикции, в то же время аналогичный
спор с физическим лицом - предпринимателем,
без образования юридического лица будет
рассматриваться арбитражным судом);
- рассмотрение экономических споров
третейскими судами (в случае прямого
указания в договоре либо в иной форме
до принятия решения арбитражным судом).
Защита субъективных прав предпринимателей
производится в предусмотренной законом
форме. Она может быть юрисдикционной
и неюрисдикционной.
Неюрисдикционная
форма защиты охватывает собой действия
субъектов предпринимательской деятельности
по защите своих прав и охраняемых законом
интересов, которые совершаются ими самостоятельно,
без обращения за помощью к государственным
органам. По своей сущности такие действия
являются самозащитой. Способы самозащиты
должны быть адекватны нарушению.
Наряду с самозащитой, защита нарушенных прав предпринимателей осуществляется и государством, то есть в юрисдикционной форме. Применение мер государственного принуждения обеспечивает реальное осуществление прав субъектов предпринимательской деятельности и исполнение соответствующих им обязанностей, способствует предотвращению правонарушений.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу, защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке.
В новых экономических условиях роль
и значение судебной защиты прав существенно
возрастает, расширена компетенция судебных
органов.
В соответствии с п.1 ст. 11 ГК РФ
защиту нарушенных или оспариваемых прав
предпринимателей, как и других субъектов
права, осуществляют в соответствии с
установленной процессуальным законодательством
подведомственностью суды, арбитражные
суды, а также третейские суды. Круг рассматриваемых
ими споров многогранен, объектом судебного
рассмотрения арбитражных судов и судов
общей юрисдикции не могут быть лишь действия,
проверка которых отнесена к исключительной
компетенции Конституционного суда РФ.
В защите прав субъектов
Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника, нотариусы обеспечивают нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав граждан и юридических лиц.
Основным способом защиты прав и законных интересов предпринимателей в настоящее время является судебная защита. Подчеркивая принципиальное значение этого положения, следует вместе с тем отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях, права предпринимателей могут быть защищены и в административном порядке, в частности, посредством обращения к вышестоящему органу по отношению к органу и должностному лицу, принявшим решение или совершившим иное действие, ущемляющие права и законные интересы предпринимателя. Решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Альтернативой административному порядку, как правило, является возможность обратиться за разрешением спора непосредственно в суд. Право выбора между административным и судебным порядком принадлежит лицу, права которого нарушены и лишь в некоторых, прямо предусмотренных законом случаях, предварительный административный порядок разрешения споров является обязательным и предприниматель не имеет возможности оспорить распорядительный акт непосредственно в судебном порядке, вынужден пройти административные процедуры, прежде чем обратиться в суд. В этих случаях имеет место смешанный административно-судебный порядок защиты нарушенных прав.
2.1 Гражданско-правовая
защита прав предпринимателей
в суде.
Важное место при защите
прав и охраняемых законом интересов предпринимателей
в судебном порядке занимает полная и
последовательная реализация конституционного
принципа независимости судей, принципов
равноправия сторон, состязательности
и диспозитивности.
Судебную защиту прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляют суды различных видов и уровней: арбитражные, третейские, суды общей юрисдикции.
Важная роль в защите прав предпринимателей
принадлежит Конституционному Суду Российской
Федерации. Не рассматривая непосредственно
экономических споров и споров, возникающих
в области управления экономикой, Конституционный
Суд РФ оказывает значительное влияние
на создание нормативно-правовой основы
предпринимательства, посредством признания
нелегитимными, не соответствующими Конституции
Российской Федерации федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, ущемляющих права
субъектов предпринимательской деятельности.
Экономические споры между субъектами
предпринимательской деятельности и споры,
возникающие в области управления экономикой,
рассматриваются, в основном, арбитражными
судами, являющимися составными звеньями
судебной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 2 АПК РФ задачами
арбитражных судов являются:
- защита нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов предприятий,
учреждений, организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности;
- содействие укреплению законности и
предупреждению правонарушений в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
К
подведомственности арбитражного суда
отнесены экономические споры, возникающие
из гражданских, административных и иных
правоотношений, их перечень определен
статьей 22 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, но он требует уточнения. В
АПК РФ необходимо разграничить экономические
и управленческие категории дел, рассматриваемых
арбитражными судами, подобно тому, как
это было закреплено в АПК РФ 1992 года.
Экономическим спором является любой
юридический спор в хозяйственной сфере,
аналогично к спорам в сфере управления,
следует отнести все юридические споры,
возникающие между субъектами предпринимательской
деятельности и органами власти и управления.
Нуждается в конкретизации
и подсудность дел арбитражным судом,
определение их компетенции при разрешении
споров в качестве суда первой инстанции,
разграничение полномочий между различными
звеньями единой системы арбитражных
судов. В зависимости от рода дел, подлежащих
рассмотрению и их отношения к определенной
территории, на которой действует тот
или иной суд, подсудность делится на
родовую и территориальную. Новым
Арбитражным кодексом изменена подсудность
дел, связанных с деятельностью филиалов
юридических лиц. Если в соответствии
с ранее действовавшим порядком иск должен
был подаваться в арбитражный суд региона,
где находилось головное предприятие
филиала, то сейчас, в соответствии с частью
второй статьи 25 АПК РФ, иск юридическому
лицу, вытекающий из деятельности его
обособленного подразделения, предъявляется
по месту нахождения обособленного подразделения.
Филиалам предоставлено право осуществлять
в арбитражном суде полномочия стороны
по делу, но они выступают от имени юридического
лица, и взыскания производятся с юридического
лица или в пользу юридического лица.
В целях создания оптимальных условий для разрешения отдельных категорий дел арбитражным процессуальным законодательством установлена исключительная подсудность. Правило об исключительной подсудности распространяется на ограниченный круг экономических споров, рассмотрение которых возможно лишь в определенных арбитражных судах. Так иски о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки подаются по месту нахождения этих объектов, иски к перевозчику подаются по месту нахождения органа транспорта, иски к государственным органам и органам местного самоуправления предъявляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, а не по месту нахождения соответствующего органа.
В условиях рыночной экономики актуальной задачей является разрешение экономических споров, участниками которых являются иностранные предприниматели.
Судопроизводство по делам с участием иностранных лиц осуществляется по общим правилам судопроизводства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Защита нарушенных или оспариваемых прав
субъектов предпринимательской деятельности
может осуществляться третейскими судами.
Третейские суды являются
особыми правовыми институтами. Сущность
третейского разбирательства споров заключается
в том, что спор решается третьими лицами
с обоюдного согласия спорящих сторон.
Цель третейского разрешения дел - максимально
справедливое урегулирование возникших
правовых конфликтов и обеспечения добровольного
исполнения обязательств на основе обычаев
делового оборота.
Третейские суды рассматривают экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений; экономический спор, возникший из административных и иных правоотношений, не может быть передан на рассмотрение третейского суда, то есть подведомственность споров третейским судам ограничена, значительно уже подведомственности арбитражных судов.
Третейские суды являются одним из специфических институтов рыночной экономики и в целях обеспечения эффективности их деятельности предлагаются меры по созданию обоснованной комплексной правовой основы третейского разбирательства экономических споров, структура и содержание основных положений федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
Завершающей стадией судебного процесса
является исполнение решений. Именно на
этой стадии осуществляется фактическая
защита прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности. Защита
права есть не что иное, как его реальное,
в необходимых случаях принудительное
осуществление. Поэтому в рамках судебного
процесса регулируются и осуществляются
правоотношения не только по рассмотрению
и разрешению споров, но и исполнению принятых
решений.
По общему
правилу взыскание с должника, являющегося
субъектом предпринимательской деятельности,
обращается на денежные средства, находящиеся
на его счетах, поэтому решения арбитражных
судов чаще всего исполняются коммерческими
банками и другими кредитными учреждениями,
в которых находятся счета должников.
В юридической литературе высказывалось
мнение о том, что учреждения банка, производящие
исполнение решений арбитража путем списания
на основании исполнительного документа
денежных средств без согласия плательщика,
по роду своей деятельности не могут быть
причислены к органам исполнения. Эта
точка зрения обосновывалась тем, что
банки являются лишь держателями имущества
должника и взыскания производят по требованию
исполнительного органа. Другие же авторы
признают банки в качестве исполнительного
органа. Нельзя утверждать, что банки и
иные кредитные учреждения, исполняющие
решения арбитражных судов о взыскании
с должников денежных средств, являются
исполнительными органами. И в дореформенный
период, когда государственные банки наделялись
контрольными полномочиями, а споры, вытекающие
из их деятельности, не рассматривались
даже в государственном арбитраже, банки
нельзя было причислять к исполнительной
системе, поскольку они лишь исполняли
приказ арбитража. В рыночных же условиях
банки и иные кредитные учреждения являются
равноправными партнерами хозяйствующих
субъектов. Но в силу специфики деятельности
банков, заключающейся в том, что только
они осуществляют операции с денежными
средствами юридических лиц, банки и иные
кредитные учреждения можно отнести к
инструменту органов, осуществляющих
принудительное исполнение судебных решений.
Информация о работе Экономика и предпринимательство в социально культурном сервисе и туризме