Холдинговые кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Под холдинговой компанией понимается коммерческое предприятие, контролирующее одну или несколько дочерних фирм. Холдинги являются одной из самых распространенных форм объединения юридических лиц и концентрации капитала, как в России, так и в международной практике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Холдинговые компании
1.1 Понятие и сущность холдинговой компании…………………………..5-7
1.2 Типология холдинговых компаний и структурные характеристики…..7-10
1.3 Причины и преимущества создания холдингов………………………..11-14
2. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
2.1 Холдинговые компании и антимонопольное законодательство…….15-18
2.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством………………………………………………………….19-23
3. Формирование холдингов в России……………………………………..24-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Список литературы……………………………………………………….……29

Файлы: 1 файл

кр работа.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

До настоящего времени  имеются существенные противоречия между гражданским и налоговым  законодательством в вопросе  установления ответственности основного  общества (преобладающего. Участвующего) и дочернего (зависимого) общества по долгам друг друга.

Поправками в часть  первую Налогового кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным  законом15 предусмотрена норма, согласно которой налоговые органы получили не только право требовать через суд взыскания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам дочерних (зависимых) обществ с основных, но и право требовать взыскания задолженности основных обществ с дочерних, когда на банковские счета последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Холдинговые компании имеют  специальный налоговый режим, прямо  в законе не прописанный, но косвенно подтверждаемый. Действующим законодательством  регулируются отдельные особенности  обложения холдинговых компаний налогами на добавленную стоимость  и на прибыль, в частности, связанные  с возможностью формирования в основном обществе централизованных средств, фондов (резервов). Так, Методические рекомендации по применению НДС16 определяют, что должно учитываться при определении налоговой базы для расчета НДС, а что не входит в неё. Во внимание принимаются только денежные средства, оставшиеся у дочерних обществ после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, которые перечисляются дочерними обществами основному, минуя счета реализации для расходования основным обществом согласно утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению дочерними обществами, а так же для формирования целевых централизованных фондов (резервов). Так же Методические рекомендации не включат в налогооблагаемую базу денежные средства, передаваемые (распределяемые) от основного общества к дочернему из централизованного фонда для использования по целевому назначению.

При обложении налогом  на прибыль (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ) для определения налоговой базы не учитывается, в частности, имущество, полученное российской организацией: от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада этого физического лица. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Для понимания правовой природы  передачи имущества внутри холдинга следует отметить, что Налоговый  кодекс косвенно предполагает, что  это безвозмездно передаваемое имущество. Так, ст. 250 НК РФ, определяющая вне реализационные доходы, в п. 8 включает в их состав безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Использование холдинговыми компаниями льгот по НДС в части формирования централизованных фондов возможно после оформления ряда документов17.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального налогового режима холдинговых компаний (кстати, возможность установления консолидированного учета в холдингах является одним  из камней преткновения в принятии федерального закона «О холдингах»), российское налоговое законодательство и бухгалтерский  учет признают необходимость учета  особенностей правового регулирования  этого вида предпринимательских  объединений.

В составе показателей  базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков содержатся сведения о дочерних обществах, зависимых  обществах, включая долю участия  организации в обществе.

Холдинговая компания и входящие в неё общества кроме собственного бухгалтерского учета должны составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких  обществ. Это предусмотрено Методическими  рекомендациями Министерства финансов РФ18. Сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Исходя из существующей практики, сводная бухгалтерская отчетность составляется далеко не всеми холдингами. Такая ситуация вполне объяснима  с той точки зрения, что консолидированная  отчетность российских холдинговых  компаний, в отличие от стран с  развитой рыночной экономикой, где  операции внутри холдинга вообще являются внутренним оборотом и не подлежат налогообложению (например, США), не влечет за собой установления льготного  режима налогообложения внутрихолдинговых  финансовых потоков.

В целом, несмотря, на отсутствие системного правового регулирования  холдингов налоговым законодательством  и связанные с этим неудобства, специалисты компаний проявляют  творческий подход к осуществлению  финансового планирования и оптимизации  налогообложения в объединении. Но до принятия основного для холдинговых  компаний закона, все действия, направленные на оптимизацию налоговых платежей будут подпадать под рамки  уголовного закона, потому что получается не оптимизация налогообложения, а  уход общества от уплаты налогов.

 

3. Формирование холдингов в России

Первые холдинговые компании в России появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Согласно этому закону, холдинги могли организовываться на основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Корпорации холдингового типа с долей государственного участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящимся к естественным монополиям, либо к демонополизированным отраслям. Отличительной чертой этих структур было то, что они и создавались государством для контроля над деятельностью подчиненных или интегрированных в них предприятий.

Правовой основой образования  холдинговых компаний в процессе приватизации является Временное положение  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (вместе с "Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества), закрепило понятие, порядок создания, ограничения на создание холдинговых компаний, правовой статус финансовых холдинговых компаний. Положение о холдинговых компаниях предусматривает публичность их деятельности: холдинговые компании обязаны ежеквартально публиковать в общедоступной периодической печати свои балансы, счета прибылей и убытков, а также полные сведения о принадлежащих им акциях (долях участия в капитале) других предприятий в порядке, установленном действующим законодательством.

Процесс создания холдингов  в России начался примерно в 1989 г. В 90-х годах крупный российский бизнес скупал потенциально привлекательные, но зачастую убыточные и даже лежащие  в руинах предприятия. К настоящему моменту этот процесс практически  подошел к концу: большинство  крупных предприятий находятся  в сфере влияния того или иного  конгломерата. Однако современные российские холдинги зачастую являются просто совокупностью  разнородных активов, контролируемых из одного центра.

В постсоветской России процесс  концентрации собственности шел  вокруг групп, обладающих значительным экономическим или политико-экономическим  влиянием. В период до 1998 г. это были, как правило, группы, образованные успешными  банками. После кризиса 1998 г. многие финансовые холдинги исчезли (например, группа Инкомбанка или бизнес СБС-Агро).

Напротив, те группы, которым  удалось заблаговременно диверсифицировать  сферы деятельности и наладить взаимодействие компаний внутри холдинга, хотя и столкнулись  с трудностями, но успешно их преодолели и в настоящее время претендуют на роль основных двигателей российской экономики. К ним добавились лидеры наиболее успешных предприятий, для  которых работа в финансовом секторе  не была основной. Это крупнейшие компании нефтегазовой сферы, отдельные металлургические компании (такие как Северсталь). Отдельно стоят крупнейшие естественные монополии, контроль над которыми полностью или в значительной степени остается в руках государства (Газпром, РАО ЕЭС, МПС, Связьинвест). Их положение в российской экономике в высшей степени способствует тому, чтобы они также становились точками концентрации бизнеса.

 

Заключение

В контрольной работе я рассмотрела понятие сущности холдинговых компании и перечислена их разновидность, сформулированы основные причины, а также преимущества создания холдингов. Так же затронула вопросы правового регулирование деятельности холдинговых компаний налоговым и антимонопольным законодательством.

На современном этапе развития рыночных отношений в России процессы интеграции хозяйствующих субъектов, происходящие на рынке, приобретают  все более широкомасштабный характер. Холдинговая организация предпринимательской  деятельности или ее отдельные черты  характерны для многих российских объединений.

Поэтому в процессе проведения в  России экономических преобразований все большее значение в предпринимательской  сфере приобретает проблема создания современного правового механизма  для формирования интегрированных  корпораций, обеспечивающих эффективное  слияние промышленного, транспортного, строительного, торгового, научно-технического и финансового капитала. Такие  структуры пытаются занять целые  сектора экономики путем создания единых технологических цепочек, повышающих рентабельность и конкурентоспособность  бизнеса. Формирование правовой базы для  создания корпоративных структур холдингового типа в России является исключительно  актуальной проблемой.

В России целесообразно создание холдингов  в технологических сферах, сопряженных  между собой и тяготеющих к  высокой степени интеграции. Крупные  хозяйственные комплексы в нефтяной, энергетической, транспортной сферах, в сфере агропромышленного комплекса  не могут функционировать без  взаимосогласования всех звеньев технологической  цепочки, от получения сырья, осуществления  НИОКР, до организации сбыта готовой  продукции и ее сервисного обслуживания19.

Для России это является актуальным, поскольку такие технологические  объединения составляют основу отечественной  экономики. Кроме того, создание холдинга позволяет укрепить инвестиционный потенциал компании, повысить рентабельность и технологический уровень производства.

Наличие дочерних обществ в холдинге является важным фактором в конкурентной борьбе, поскольку он во многом определяет организационные возможности предприятия  и его финансовый потенциал. Участие  в холдингах дочерних обществ  позволяет:

  1. Перераспределять издержки и доходы между участниками холдинга, минимизировать коммерческие, финансовые и прочие риски;
  2. Создавать «вспомогательные» центры прибыли;
  3. Оптимизировать внутрифирменное финансирование и обеспечить привлечение внешних источников финансовых ресурсов;
  4. Координировать инвестиции и консолидировать финансовый потенциал компании, координировать фондовые операции.

Интересы общества и государства  в связи с функционированием  таких структур также очевидны. Так, злоупотребления со стороны крупных  интегрированных структур, направленные на уклонение от уплаты налогов, были снижены посредством принятия Седьмой  директивы ЕС 13 июня 1983 г., которая  обозначила важность правового регулирования  трансфертного ценообразования  внутри холдингов и способности  холдинга выступать в качестве консолидированного налогоплательщика. Кроме того, признание  холдинга субъектом предпринимательской  деятельности и оптимизация налоговых  платежей в рамках участников холдинга в результате повышения рентабельности приводит к увеличению налогооблагаемой базы.

Единые технологические цепочки  холдингов, интеграция науки и производства в их рамках обеспечивают увеличение качества и степени переработки  сырья, что способствует диверсификации и инноватизации экономики.

Функционирование таких крупных  структур имеет и социальные последствия - такие как повышение количества рабочих мест, возможность не экономить  на социальных льготах, соблюдать трудовые права и гарантии работников. В  связи с этим существует объективная  необходимость в формировании эффективных  механизмов правового регулирования  процессов создания и деятельности холдингов. Однако действующее законодательство не вполне отвечает указанным экономическим  потребностям, а многие его нормы, касающиеся холдингов, нуждаются в  совершенствовании.

Информация о работе Холдинговые кампании