Холдинговые кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Под холдинговой компанией понимается коммерческое предприятие, контролирующее одну или несколько дочерних фирм. Холдинги являются одной из самых распространенных форм объединения юридических лиц и концентрации капитала, как в России, так и в международной практике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Холдинговые компании
1.1 Понятие и сущность холдинговой компании…………………………..5-7
1.2 Типология холдинговых компаний и структурные характеристики…..7-10
1.3 Причины и преимущества создания холдингов………………………..11-14
2. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
2.1 Холдинговые компании и антимонопольное законодательство…….15-18
2.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством………………………………………………………….19-23
3. Формирование холдингов в России……………………………………..24-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Список литературы……………………………………………………….……29

Файлы: 1 файл

кр работа.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

Также существует два варианта создания холдинговых компаний на имущественной  базе существующего хозяйственного общества:

  1. Реорганизация в форме выделения отдельных структурных единиц в самостоятельные хозяйственные общества;
  2. Учреждение новых дочерних хозяйственных обществ путем внесения в их уставный капитал части движимого и недвижимого имущества существующей коммерческой организации, в том числе путем приобретения контрольного пакета акций такой организации.

Преимущества холдинговых  компаний обусловлены тем, что они  являются объединениями различных  предприятий, дополняющих друг друга  и находящихся под общим руководством. Эти преимущества заключаются в следующем8:

  1. Холдинги более эффективно внедряют технические новшества;
  2. Они легче добиваются снижения общих издержек;
  3. Объединения, имеющие общее руководство, предоставляют отдельным предприятиям большие возможности по созданию запасов сырья и товаров;
  4. Разноплановость входящих в холдинги предприятий позволяет, с одной стороны, в меньшей степени зависеть от конъюнктуры рынка, а с другой - добиваться лучших результатов в условиях конкурентной среды;
  5. Мобильность холдинговых компаний дает им дополнительные возможности во взаимодействиях с государственными органами.

Также преимуществами конструкций  холдинговых групп являются9:

  1. Приобретение компаний через холдинги проще и менее затратное, чем приобретение активов таких компаний. Возможность такой юридической конструкции дает возможность крупным капиталистам приобретать существующие компании, обращая их в свои дочерние компании, не платя полной стоимости таких компаний, ведь для установления контроля и управления необходимо лишь наличие контрольного пакета акций (50% + 1), а в условиях, когда присутствует очень много мелких акционеров, достаточно и менее (50% + 1 голос). Таким образом, путем приобретения контрольного пакета акций холдинговая компания получает возможность контролировать и управлять другой компанией, и этот путь намного дешевле, чем покупка целой компании.
  2. Компании, контрольные пакеты акций которых скупаются холдингами, сохраняют свое имя и коммерческий имидж, цели и виды своей деятельности. Это очень важно, когда имя компании, пакет акций которой покупается холдингом, уже очень известно на определенном рынке, и было бы нежелательно его менять.
  3. Распределение коммерческого риска. Это актуально тогда, когда холдинговая компания владеет пакетами акций компаний, вовлеченных в различные секторы экономики или работающих на различных национальных рынках. Эта тенденция получила в последние десятилетия XX в. огромный размах, когда одна компания стала приобретать управление и контроль над другими компаниями, действующими в совершенно различных сферах экономики. Диверсификация позволяет обществам получать устойчивую прибыль, даже если произойдет падение спроса на отдельные виды продукции, т.к. доходы от другой хозяйственной деятельности перекроют убытки. Если в одном секторе или на определенном рынке наблюдаются проблемы и снижение прибыли, холдинговая компания может переключить свои интересы и сконцентрироваться на других отраслях или рынках. Более того, каждая компания, входящая в холдинговую группу, является по отношению к третьим лицам отдельным субъектом права и несет ответственность перед этими третьими лицами за долги отдельно от других компаний в группе.
  4. Дочерние компании являются отдельными юридическими лицами и не растворяются в одной большой компании. Холдинговая компания имеет лишь долю в них. Любая из дочерних компаний может быть легко продана.
  5. Поскольку дочерние компании являются отдельными юридическими лицами, холдинговая компания может приобретать новые виды бизнеса (новые компании) путем их поглощения или слияния с дочерними компаниями.

Наряду с преимуществами конструкция холдинговых групп  и появление экономически зависимых  юридических лиц могут также  представлять неудобства, как для  экономических магнатов, так и  для мелких акционеров и для всего  общества в целом.

Для экономических магнатов основной проблемой создания самостоятельных  юридических лиц является двойное  налогообложение. "Дочерняя компания, получив прибыль, должна платить  государству налог с дохода. Нередко  по распоряжению материнского общества вся или часть этой прибыли  передаются головному обществу. В  отчетности последнего указанные суммы  также фигурируют в качестве доходов  и, следовательно, подлежат новому обложению  налогом. С точки зрения бухгалтеров, здесь происходит форменное ограбление, поскольку один и тот же доход  дважды облагается налогом". Если при  открытии филиала иностранного юридического лица ему предоставляются льготы, то при учреждении дочернего общества такие льготы не предоставляются.

Создание дочерних обществ  создает также целый комплекс юридических, бухгалтерских и налоговых  отношений, в частности отношений  управления в компаниях, защиты прав мелких акционеров, проблемы избегания  ответственности и злоупотреблений  при банкротстве, антимонопольное  регулирование, трудовые отношения, влияние  транснациональных корпораций на национальное законодательство и др.

Однако существование  некоторого рода неудобств при создании холдингов и появлении, таким  образом, зависимости одних компаний от других не может превзойти целого ряда вышеуказанных преимуществ  их создания.

 

2. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

2.1 Холдинговые компании и антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство не содержит определения понятий  «холдинг» и «холдинговая компания», но использует дефиницию «группа  лиц» и «аффилированные лица». Понятие  аффилированных лиц является на данный момент межотраслевым и содержится в акционерном законодательстве, законодательстве о ценных бумагах, по бухгалтерскому учету.

Значительным шагом для  признания согласованности деятельности участников холдинга и необходимости  рассматривать их как взаимосвязанную  совокупность организаций в отношениях с третьими лицами стало введение в антимонопольное законодательство правового понятия «группа лиц». Согласно ст. 4 Закона о конкуренции10 все положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц; положения относительно группы лиц распространяются на каждое входящее в указанную группу лицо. Под хозяйствующим субъектом при этом понимаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, и индивидуальные предприниматели.

Квалификация группы лиц  как единого хозяйствующего субъекта имеет большое правовое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц, а не к одному из участников. Например, если будет  установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, то антимонопольный  орган при рассмотрении данного  правонарушения, вправе выдать предписания  также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения. Установление доминирующего положения  хозяйствующих субъектов в соответствии со ст. 12 Закона о конкуренции11 осуществляется с учетом группы лиц в целом.

Холдинговые компании как  одна из разновидностей экономической  концентрации являются объектом антимонопольного контроля. Важно отметить, что антимонопольный  контроль не имеет целью запретить  хозяйственную интеграцию и экономическую  концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения  монопольных структур.

Действующее законодательство применительно к холдингам предусматривает  следующие основания установления антимонопольного контроля:

  1. Создание холдинговых компаний при приватизации в результате преобразования государственных предприятий в акционерные общества;
  2. Приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей) (п.1 ст. 18 Закона о конкуренции);
  3. Получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок) превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество (п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции12);
  4. Получение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (п. 1 ст. 18 Закона о конкуренции);
  5. Избрание физических лиц в исполнительные органы, советы директоров хозяйствующих субъектов, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ или внесенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (п. 6 ст. 18 Закона о конкуренции);
  6. Создание коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ (п. 4 ст. 17).

Антимонопольный контроль при  создании и осуществлении деятельности холдинговых компаний может осуществляться и по иным основаниям, предусмотренным  законодательством.

Антимонопольный контроль может  осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный  контроль осуществляется до создания, реорганизации, совершения сделки или  какого-либо иного действия, являющегося  объектом государственного контроля и  заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных  в ходатайстве в соответствии со ст. 17 и 18 Закона о конкуренции13.

Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым  условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка  осуществления подлежащих государственному контролю действий.

Последующий контроль заключается  в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов  об уже совершившихся фактах.

Государственный контроль за образованием холдинговых компаний в результате приватизации осуществляется в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных  предприятий в акционерные общества и носит разрешительный характер. Согласно этому Положению холдинговые  компании создаются при наличии  предварительного согласия антимонопольных  органов (п. 2.2)14.

Для рассмотрения заявки о  создании холдинговой компании Министерством  РФ создается комиссия по приватизации, в состав которой включается представитель  антимонопольного органа. Решение о  создании холдинговой компании принимается  соответствующим органом Министерства имущественных отношений после  получения согласия антимонопольного органа на создание холдинговой компании и согласования им перечня дочерних предприятий этой компании.

Временное положение о  холдинговых компаниях содержит ряд императивных запретов на создание холдинговых компаний. Так, не допускается  их создание, если оно приводит к  монополизации производства тех  или иных видов продукции (работ, услуг); запрещено создание холдинговых  компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном  рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов  составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют  третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее  входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение) или  подведомственными одному органу государственного управления.

 

2.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством

Налоговое законодательство относит холдинговые компании к  категории взаимозависимых лиц. Для целей налогообложения таковыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут  оказывать влияние на условия  или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми признаются организации, когда одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%.

Закон не устанавливает, о  какой доле участия идёт речь: доли в уставном капитале или доле в  имущественных активах. Очевидно, предположить, что о доле участия в уставном (складочном) капитале соответственно хозяйственного общества или товарищества. Для акционерных обществ не оговаривается  «качественно содержание» такого участия - наличие только обыкновенных или  только привилегированных или совокупно  обыкновенных и всех типов привилегированных  акций. Исходя из смысла статьи, можно  предположить, что речь идет о доле участия в уставном капитале голосующими  акциями, поскольку владение именно голосующими акциями позволяет  оказывать влияние на условия  и экономические результаты деятельности организаций.

В отношении взаимозависимых  организаций (пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ) не рассматриваются  иные, чем обладание определенной долей участия, критерии взаимосвязанности  лиц, характерные для холдинговых  компаний,, хотя в общей норме (п. 1 ст. 20 НК РФ) речь идет о физических лицах и (или) организациях, отношения  между которыми могут оказывать  влияние на условия или экономические  результаты их деятельности, но применение слов «а именно» сужает этот перечень до количественного критерия - доли участия.

Налоговые органы при осуществлении  контроля за полнотой исчисления налогов, вправе проверять правильность применения цен (ст. 40 НК РФ). Такая норма установлена  с целью недопущения возможности  искусственного снижения взаимозависимыми лицами, в том числе основными  и зависимыми, налогооблагаемой базы по договоренности друг с другом, например, посредством регулирования ценообразования (установления так называемы трансфертных цен - расчетных цен внутригруппового оборота).

Возможность регулирования  внутреннего ценообразования, создание обществ, осуществляющих реализацию продукции  холдинговой компании в оффшорных  зонах, являются одной из причин интереса западных и российских предпринимателей к холдинговой системе организации  бизнеса.

Информация о работе Холдинговые кампании