Холдинг как форма предпринимательского объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа является результатом исследования современного российского законодательства. В основу работы, помимо анализа действующего законодательства, положено изучение позиций наиболее авторитетных практикующих специалистов. Целью работы является рассмотрение основных проблем, связанных с правовым положением холдингов в РФ. Раскрываются вопросы, касающиеся определения понятия «холдинги», структуры холдинговых объединений, оснований возникновения холдинговых отношений в РФ.
В соответствие с целями работы при проведении исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику холдинговых объединений;
- раскрыть структуру холдинговых объединений;
- провести исследование нормативно-правового регулирования организации и деятельности холдинговых объединений;

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика холдинговых объединений …………..5

Понятие холдингового объединения…………………………………….5
Структура холдингового объединения…………………………………13
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности холдинговых объединений……………………………………………………..21
Глава 2. Проблемы правового регулирования деятельности холдингов в Российской Федерации………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом (п.7 ПБУ 11/2008).

Юридическое и (или) физическое лицо оказывает значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств (п.8 ПБУ 11/2008).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы правового регулирования деятельности холдингов в Российской Федерации.

 

На сегодняшний день в российском законодательстве остается нерешенной проблема правового статуса холдинга. Ни один из проектов Закона «О холдингах» так и не был принят. Остается открытым целый ряд вопросов, с которыми все чаще сталкивается российская предпринимательская практика.

Некоторые законодательные акты называют холдинг в качестве самостоятельного участника некоторых правоотношений. К ним относятся: Налоговый кодекс РФ, который говорит о «взаимозависимых лицах» в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20% (ст. 20 НК РФ); Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»34 в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» допускает образование банковских холдингов и банковских групп.

Правовой базой функционирования холдинговых групп являются Закон РФ от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Временное положение о холдинговых компаниях.

Проблема заключается в том, что данное положение носило временный характер и должно было быть заменено другим, более фундаментальным и юридически проработанным нормативным актом. В связи с давним сроком принятия Положения (еще до введения в действие первой части ГК РФ), а также в связи со значительным развитием рыночных отношений, многие нормы Положения  пришли в противоречие с более поздним законодательством и утратили силу.

Как пример существенных противоречий, можно привести само определение холдинговой компании, приводимое в п. 1.1 Положения. Рассматриваемый нормативный акт оперирует понятием «предприятие» для обозначения субъекта предпринимательской деятельности. Согласно этому Положению у одного предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, в активах могут быть контрольные пакеты акций других предприятий, в этом случае первое становится холдинговой компанией, другие его дочерними предприятиями. Под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков). Вряд ли оправданно такое обобщенное понимание «контрольного пакета акций», поскольку акции могут заполнять уставные капиталы только акционерных обществ. В п. 1.3 Положения то ли преодолевается, то ли еще более усугубляется заложенное в п. 1.1 противоречие - холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа.

Следующим краеугольным камнем российского холдингового законодательства является, несомненно, так и не принятый Федеральный закон «О холдингах». Анализ данного законопроекта был подробно дан С. Галичем, в одной из его статей.35

Закон "О холдингах" был принят Государственной Думой 28 июня, одобрен Советом Федерации 7 июля и отклонен Президентом РФ Владимиром Путиным 20 июля 2000 г. В заключении на закон Президент отметил, что при его разработке «четко не была определена экономическая и юридическая цель создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено». Помимо этого, было отмечено, что отдельные положения закона противоречат Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам (банковскому законодательству и др.). На пленарном заседании Государственной Думы было принято Постановление «О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом РФ федерального закона «О холдингах».

Кроме того что закон вступал в противоречие с целым рядом законодательных актов, несовершенно было и содержание документа: единственное новшество заключалось в том, что участники холдинга могли быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Законопроект был направлен на установление основ правового положения и деятельности холдингов во всех сферах экономической деятельности, в частности, в банковской и страховой. Целью закона являлось формирование правовых инструментов для создания крупных интегрированных структур, способных максимально сконцентрировать имеющиеся ресурсы, повысить эффективность инвестиционных процессов, обеспечить возможности для оперативного перераспределения средств, отвечающих за повышение их конкурентоспособности на рынке, и улучшение финансово-экономического состояния предприятий, входящих в холдинг.

14 мая 1999 г. проект закона «О холдингах» был внесен на рассмотрение Думы. С 20 октября по 1 декабря 1999 г. закон «О холдингах» был принят Госдумой в трех чтениях. 22 декабря Совет Федерации отклонил закон со словами «холдинги ущемят интересы регионов". Впрочем, согласительная комиссия сняла опасения сенаторов, а 7 июля 2000 г. Совет Федерации одобрил согласованный с Думой вариант закона. Однако уже через две недели, 20 июля, закон «О холдингах» был отклонен Президентом по причине «наличия в законопроекте большого количества неясных положений». 18 октября Государственная Дума постановила создать согласительную комиссию, призванную доработать закон с учетом замечаний Президента. Вскоре за доработку закона принялось Главное государственно-правовое управление Президента РФ. В итоге были окончательно определены три возможных условия для возникновения холдинговых отношений. Первым является «преобладание головной компании в капитале прочих юридических лиц». Также холдинг может быть учрежден на основании договорных отношений, и третья форма - холдинговая компания, образованная собственником имущества. В июле 2001 г. Дума повторно приняла закон «О холдингах» с учетом поправок Президента, однако Совет Федерации отклонил проект закона. 11 октября 2001 г. была создана согласительная комиссия, которая была призвана снять очередные противоречия, но и в редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства, закон был отклонен в феврале 2002 г. 7 июня 2002 г. на своем пленарном заседании Государственная Дума сняла проект закона «О холдингах» с повторного рассмотрения. На этом была прекращена работа над законопроектом N 99049555-2, который, по оценке разработчиков, носил рамочный характер; а на взгляд специалистов, был недоработанным документом, слишком общим, отсылочным, не имеющим механизмов реализации многих содержащихся в нем положений (в последней редакции проекта было всего 13 статей). В законопроекте совсем не затрагивались вопросы взаимоотношений холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимания вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля.

Интересно при этом, что холдинговые компании, многие из которых возглавляют известные предприниматели и политики, имеющие определенное влияние на законодательные органы, активно не инициировали принятие федерального закона «О холдингах». Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам.

Отсутствие системного правового регулирования холдингов не является фактором, ограничивающим или запрещающим осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме. Однако возникают сложности в сфере правоприменительной практике, затруднена защита прав кредиторов, акционеров дочерних обществ. Именно поэтому, несмотря на снятие законопроекта № 99049555-2 с рассмотрения, у многих остается надежда на принятие системного законодательного акта, обеспечивающего правовую базу организации и деятельности холдинговых объединений.

Многие специалисты, выражают следующие пожелания по поводу формы и содержания правового регулирования холдингов в российском законодательстве:

Прежде всего представляется, что при обязательном наличии в ГК РФ ссылки на такую форму предпринимательского объединения необходим единый системообразующий федеральный закон «О холдингах», сочетающий в себе частноправовые и публично-правовые методы правового регулирования. И.А. Парфенов замечает, что «...восполнить пробелы законодательного регулирования холдингов возможно, если предпринять системные меры, в том числе с помощью совмещения (сочетания) публично-правовых и частноправовых актов, различных методов правового регулирования, посвященных отношениям зависимости предприятий»36.

Сложный состав субъектов и правоотношений в холдинге как объединении, основанном на экономической субординации и контроле, на властвовании одного участника над другими наряду с отношениями собственности, лежащими в основе этой формы объединения влекут за собой особенности правового регулирования этого субъекта предпринимательской деятельности. Характеризуя отношения собственности в холдинге, Е.А. Суханов отмечает, что "дочернее общество формально использует собственное имущество, однако экономически (фактически) - это в значительной мере имущество основной ("материнской") компании, к тому же находящееся под ее фактическим и юридическим контролем (как и органы дочерней компании)"37.

По мнению ученых, будущий закон «О холдингах» должен содержать следующие положения:

- определять цели, задачи  и основные принципы организации  такого предпринимательского объединения, как холдинг;

- регулировать холдинговые объединения  с различным составом участников, а не только образуемые хозяйственными  обществами;

- определять особенности правового  статуса основного и дочернего  юридического лица, в том числе  для целей антимонопольного, налогового  и другого публично-правового  регулирования;

- регулировать различные основания  холдинговой зависимости - наряду с имущественной также договорную и организационную, приводя примерный перечень оснований установления договорного и организационного типов зависимости;

- устанавливать особенности внутрихолдинговых  отношений - между основным и дочерними  юридическими лицами по вертикали, а также между самими дочерними организациями по горизонтали;

- регулировать вопросы управления  в холдинговом объединении, в  том числе в части взаимодействия  органов управления основного  и дочерних юридических лиц;

- определять основания и условия ответственности участников холдинга по гражданско-правовым и публично-правовым обязательствам друг друга;

- предусматривать возможность  создания внутри холдингового  объединения единого правового  пространства путем осуществления  внутреннего (локального) нормотворчества;

- предусматривать особенности  совершения сделок с заинтересованностью  между участниками холдинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно из данной работы, вопрос о правовом положении холдингов, является не до конца урегулированным законодательно, и вследствие чего дискуссионным. Предпринимательские объединения вообще, а холдинговые объединения в частности, требуют комплексного правового регулирования и согласованности нормативно-правовых актов, которое, к сожалению, отсутствует на современном этапе развития законодательной базы в РФ. Не смотря на это, определенные выводы все же можно сделать.

Холдинги, несомненно, представляют собой форму предпринимательского объединения, группу организаций, основанную на отношениях зависимости и контроля. В данном объединении можно выделить центр объединения – холдинговую компанию, которая в силу различных оснований (владение преобладающей долей в уставном капитале, договор или иные обстоятельства), имеет возможность оказывать определяющее влияние на других участников группы. Исходя из концепции дочерности, трактовка холдинга должна осуществляться широко, включая все типы зависимости: имущественную, договорную, организационную. Критерии установления типов зависимости необходимо законодательно формализовать.  Необходимо в целом усовершенствовать правовой механизм регулирования холдингов, что лучше всего сделать, приняв закон о холдингах, а также привести в состояние непротиворечия  действующее законодательство.

Информация о работе Холдинг как форма предпринимательского объединения