Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности физического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящего исследования является анализ экономической и правовой сущности предпринимательской деятельности гражданина, выявление тенденций и специфики развития законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства, выработка некоторых рекомендаций по направлениям его реформирования, а также определение актуальных вопросов государственной политики в сфере индивидуального предпринимательства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: исследование общих начал законодательства о предпринимательстве в РФ и определение путей его дальнейшего развития с учетом имеющегося исторического и зарубежного опыта;
• анализ предпринимательства как специфической формы хозяйствования, выявление и исследование критериев-признаков предпринимательской деятельности;
• изучение эволюции, становления и развития индивидуальной формы предпринимательства;
• анализ существующих в доктрине различных точек зрения по поводу правовой природы предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
• изучение субъектного состава индивидуальной предпринимательской деятельности с точки зрения общей теории права;
• раскрытие правового статуса предпринимателя без образования юридического лица в ракурсе его сущностных особенностей;
• выявление специфики и анализ порядка правового регулирования различных сторон предпринимательской деятельности гражданина, как организационно-правовых, административных так и обязательственных, хозяйственных, вещно-правовых;
• внесение предложений по усовершенствованию действующих нормативных актов, регулирующих различные организационно-правовые и гражданско-правые стороны индивидуальной предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

Существующие в законодательстве ограничения видов деятельности, на осуществление которых возможно получение специального разрешения (лицензии) только юридическими лицами - коммерческими организациями, значительно ухудшают положение индивидуальных предпринимателей.

 

21

 

Пойдя по пути ограничения в отношении  предпринимателей - физических лиц, законодатель не принял во внимание повышенную гражданскую  ответственность индивидуального  предпринимателя и, соответственно большую возможность привлечения его к возмещению причиненного вреда.

 

В параграфе делается вывод о  несоответствии ограничений круга  возможных лицензиатов для лицензирования некоторых видов деятельности исключительно  хозяйственными обществами правовому принципу равенства экономических субъектов. В параграфе также сформулировано предложение расценивать в качестве основания отнесения тех или иных видов деятельности к лицензируемым возможность нарушения интересов широкого круга лиц, прежде всего, потребителей конечной предпринимательской продукции, работ и услуг.

 

В третьем параграфе второй главы  «Правовое регулирование государственной  регистрации индивидуальных предпринимателей и лицензирования их деятельности за рубежом» при использовании метода сравнительного правоведения анализируется порядок легитимации субъектов предпринимательства в зарубежных государствах (в странах СНГ и дальнего зарубежья).

 

Как системы права стран Союза  независимых государств, так и  большинство систем зарубежного  права рассматривают государственную регистрацию в качестве обязательного условия законного предпринимательства. Единственным известным автору исключением является законодательство Республики Казахстан, где, согласно п. 2 ст. 19 ГК Казахстана и п. 1 ст. 27 Закона «О частном предпринимательстве», регистрация предпринимателей без образования юридического лица имеет явочный характер и заключается в уведомительной постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

 

ГК Беларуси и Закон Беларуси «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХП от 28.05.1991 г. идут по тому же пути, что и абсолютное большинство других зарубежных систем права, согласно которому гражданин, осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность в отсутствии государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является

 

22

 

индивидуальным предпринимателем. Специфической чертой действующего в Беларуси порядка легитимации  предпринимательства является тот факт, что по Белорусскому законодательству процедура лицензирования по времени предшествует процедуре государственной регистрации.

 

С принятием в Украине Закона «О государственной регистрации  юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» № 755 от 15.05.2003 г., комплексно урегулировавшего процедуру регистрации, впервые в украинском законодательстве появилось и само понятие государственной регистрации.

 

По гражданскому законодательству большинства западноевропейских стран  и США лицо признается коммерсантом с момента его регистрации под наименованием своей фирмы, а, следовательно, наличие государственной регистрации большинством правопорядков расценивается, как легализующий признак предпринимательской деятельности.

 

В США, где индивидуальное предпринимательство является основной формой ведения малого бизнеса, законодательством предусмотрен упрощенный порядок государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица. Законодательством большинства штатов установлено, что если гражданин является художником, писателем или ремесленником, который осуществляет свою работу на контрактной основе, агентом по продаже товаров, услуг и пр. - он автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя. В основном на территории США государственная регистрация в обязательном порядке требуется только в случаях, когда у индивидуального предпринимателя имеются наемные работники или если его деятельность подлежит обязательному лицензированию (получение идентификационного номера работодателя и регистрационного сертификата). Американские предприниматели могут осуществлять деятельность под собственным именем или под торговым обозначением, которое подлежит обязательной регистрации в уполномоченных органах штатов.

 

Лицензирование, как метод административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, применяется как на территории стран-участниц СНГ', так и в зарубежных экономически-развитых государствах. При

 

23

 

этом система лицензирования, существующая в странах континентальной правовой семьи, имеет общие черты с российской процедурой лицензирования. В США, напротив, лицензированию предпринимательской деятельности характерны значительные отличительные особенности, там в основе системы лицензирования лежит субъективный, а не объективный, как в России, принцип разрешительных действий.

 

Третья глава «Имущественные вопросы  индивидуальной предпринимательской  деятельности гражданина» раскрывает содержание и специфику таких  правовых институтов, как право собственности  индивидуального предпринимателя, предпринимательские договоры и несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

 

В первом параграфе третьей главы  «Право собственности индивидуального  предпринимателя» рассматриваются  отношения собственности предпринимателя  без образования юридического лица как материальная и финансовая основа его деятельности.

 

Базовые положения о праве собственности  устанавливаются конституционно-правовыми  нормами (ст. 35, п. «д» ст. 71, пп. «г»  п. 1 ст. 72 Конституции РФ и др.). Гражданско-правовой основой законодательного обеспечения отношений собственности в России является второй раздел первой части ГК РФ.

 

Ст. 209 ГК РФ предоставляет собственнику право по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам, а также не нарушающие права и законные интересы других лиц, в частности, отчуждать свое имущество в собственность третьим лицам, передавать им, оставаясь собственником, часть своих полномочий в отношении имущества, обременять его различными способами и пр. Добросовестный собственник может по своему личному усмотрению использовать принадлежащее ему имущество в любых законных целях, в частности для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

 

Собственность является финансовой и  материальной основой индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина. Индивидуальный предприниматель  вправе приобретать имущество на праве

 

24

 

собственности либо на иных вещных правах (временного владения и пользования), однако именно право собственности является первичным и основополагающим в системе вещных прав предпринимателя.

 

Правом собственности предпринимателя  можно считать, согласно формулировке А. Алчиана и У. Аллена, «ожидание  какого-либо лица, что его решение использовать определенные ресурсы будет эффективным». Таким образом, в основе определения права собственности, как одного из основных субъективных гражданских прав предпринимателя, находится понятие «интереса», который играет решающую роль в возникновении, изменении и прекращении вещных правоотношений в коммерческой среде. Значимая экономическая составляющая вещно-правовых отношений проявляется также в том, что экономическая сторона имущественных связей опосредуется через их правовую форму, а юридическая природа института права собственности делает его пригодным для применения в законотворчестве и практике.

 

В параграфе выделены виды имущества, которое не может принадлежать гражданину - индивидуальному предпринимателю  на праве частной собственности.

 

В рамках темы параграфа рассмотрены  такие актуальные вопросы, как правовой режим общей совместной собственности  супругов при осуществлении одним  из них предпринимательской деятельности, а также изменение круга объектов интеллектуальной собственности граждан в связи с принятием четвертой части ГК РФ.

 

Во втором параграфе третьей  главы «Индивидуальный предприниматель  как субъект обязательственных  правоотношений» проводится анализ специфики предпринимательских  договоров по сравнению с общегражданскими, выносится на обсуждение ряд важных для уяснения темы вопросов - институт диспозитивности в гражданском праве, принцип свободы договора, принцип взаимного сотрудничества предпринимателей и пр.

 

Термин «договор в сфере предпринимательской  деятельности» применяется как в действующем российском законодательстве, так и в цивилистике. В частности, он упоминается в нормах ГК РФ, характеризующих коммерческое представительство.

 

25

 

Понятия «договор в сфере предпринимательской  деятельности» и «предпринимательский договор», одинаково употребляемые в научной литературе, можно считать равнозначными. Понятие предпринимательского договора основано на легальном определении договора, под которым понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Договор - есть сделка, а, следовательно, к предпринимательским договорам применяются правила о двухсторонних и многосторонних сделках.

 

Принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), согласно которому договор признается основной формой опосредования гражданско-правовых отношений самостоятельных хозяйствующих субъектов, лежит в основе договорного права. По общему правилу, понуждение к заключению договора не допускается. Ограничение свободы договора в какой-либо форме возможно лишь в исключительных случаях и только в той мере, в которой это обусловлено целями защиты общественных и государственных интересов, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

 

В противовес провозглашенному принципу свободы договора законодательство в ряде случаев обязывает предпринимателей к заключению договора (публичный договор, соглашение поставки для государственных нужд и пр.).

 

Диспозитивность гражданско-правовых отношений проявляется в предоставлении их участникам права самостоятельно устанавливать содержание конкретного правоотношения, а также правила и обязательные условия, действию которых оно будет подчиняться.

 

Отличительными чертами предпринимательских  договоров в сравнении с общегражданскими является то, что, во-первых, данному виду договоров свойственен специальный субъектный состав (коммерческие организации либо индивидуальные предприниматели), а, во-вторых, характерным является особый порядок исполнения предпринимательского обязательства и привлечения сторон к договорной ответственности. Не смотря на это, гражданско-правовое регулирование предпринимательского договора осуществляется в общей системе общегражданских договоров.

 

26

 

В третьем параграфе третьей  главы «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя» исследуются вопросы прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в случае банкротства предпринимателя без образования юридического лица.

 

В целом под прекращением индивидуальной предпринимательской деятельности понимается аннулирование государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим и физическим лицам и внесение соответствующих сведений в государственный реестр.

 

Прекращение физическим лицом индивидуальной предпринимательской деятельности подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном ГК РФ, ст. 22.3 Федерального закона «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., п. 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 630 от 16.10.2003 г.

 

Одним из оснований прекращения государственной регистрации является вступление в законную силу решения арбитражного суда о признании гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, несостоятельным (банкротом) на основании норм пар. 2 Главы X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

 

Гражданским законодательством под  несостоятельностью (банкротством) установлено  понимать признанную судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 25 ГК РФ; ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

 

П. 2 ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что гражданин неспособен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить свои обязанности

 

27

 

по уплате обязательных платежей при  условии, что, во-первых, соответствующие  обязательства не исполнены им в  течение трех месяцев с надлежащей даты, и, во-вторых, сумма его обязательств превышает десять тысяч рублей. При этом некоторые авторы, в частности В.В. Витрянский, Н.Г. Лившиц, считают, что в отношении банкротства индивидуального предпринимателя условие о превышении суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества не является обязательным.

 

Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлено применение к гражданам-должникам при рассмотрении дел об их банкротстве таких процедур, как конкурсное производство и мировое соглашение. Таким образом, к физическим лицам - должникам применяется ограниченный круг конкурсных процедур в отличие от порядка, предусмотренного для юридических лиц - должников, в отношении которых законом установлена возможность применения процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности физического лица