Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:49, курсовая работа
Основной целью настоящего исследования является анализ экономической и правовой сущности предпринимательской деятельности гражданина, выявление тенденций и специфики развития законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства, выработка некоторых рекомендаций по направлениям его реформирования, а также определение актуальных вопросов государственной политики в сфере индивидуального предпринимательства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: исследование общих начал законодательства о предпринимательстве в РФ и определение путей его дальнейшего развития с учетом имеющегося исторического и зарубежного опыта;
• анализ предпринимательства как специфической формы хозяйствования, выявление и исследование критериев-признаков предпринимательской деятельности;
• изучение эволюции, становления и развития индивидуальной формы предпринимательства;
• анализ существующих в доктрине различных точек зрения по поводу правовой природы предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
• изучение субъектного состава индивидуальной предпринимательской деятельности с точки зрения общей теории права;
• раскрытие правового статуса предпринимателя без образования юридического лица в ракурсе его сущностных особенностей;
• выявление специфики и анализ порядка правового регулирования различных сторон предпринимательской деятельности гражданина, как организационно-правовых, административных так и обязательственных, хозяйственных, вещно-правовых;
• внесение предложений по усовершенствованию действующих нормативных актов, регулирующих различные организационно-правовые и гражданско-правые стороны индивидуальной предпринимательской деятельности.
Основное назначение права состоит в преобразовании посредством юридической техники единиц и явлений, физически существующих в реальном мире, в универсальные юридические категории. Государство в лице своих органов и должностных лиц на основании действующего законодательства определяет, на каком основании и при каких условиях реальные (существующие физически) субъекты становятся юридически-
14
значимыми
- способными приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать, изменять
и исполнять гражданские
Ст. 18 ГК РФ относит право заниматься предпринимательской деятельностью к объему общей правоспособности граждан. Предпринимательская правоспособность заключается в способности иметь права и нести обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности и управлению своей экономической активностью. Реализация данного права осуществляется гражданином-предпринимателем в особом статусе и с соблюдением специально установленной процедуры государственной регистрации, тем не менее, право на осуществление предпринимательской деятельности предлагается относить к объему общей правоспособности гражданина, а не специальной.
Таким образом,
содержание предпринимательской
Для формирования
статуса индивидуального
В соответствии со ст. 3 ГК РФ к источникам гражданского права относятся гражданское законодательство - законы, а также иные правовые акты, т.е. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Помимо этого, ст. 5 ГК РФ относит к источникам гражданского права и обычаи делового оборота.
15
В книге В.Ф. Яковлева «Россия: экономика, гражданское право» (Вопросы теории и практики)» проводится дифференциация требований к «иным актам» в качестве условия признания их источниками гражданского права. Так, требование к указам Президента РФ состоит в том, что они не должны противоречить нормам законов, из чего следует, что указы могут служить и самостоятельными источниками гражданского права. При этом они не всегда базируются на законах и могут являться дополнением к ним, восполняя тем самым пробелы в гражданском законодательстве. Иное требование установлено к постановлениям Правительства РФ. которые могут издаваться лишь на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства не являются самостоятельным источником гражданского права в РФ, они не могут самостоятельно использоваться для заполнения пробелов в гражданском законодательстве.
Содержание ст. 18 ГК РФ отражает главное условие предпринимательства - право на занятие предпринимательской деятельностью, что также установлено в ст. 34 Конституции РФ. Легальная трактовка предпринимательской деятельности содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, из которого следует, что индивидуальный предприниматель - это субъект гражданского права, самостоятельно на свой риск осуществляющий хозяйственную деятельность, нацеленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг и прошедший процедуру государственной регистрации в данном статусе в порядке, предусмотренном законом.
В параграфе делается вывод об усиленной личной гражданско-правовой и имущественной ответственности физического лица - индивидуального предпринимателя по сравнению с коммерческой организацией, приводится заключение об использовании правовой конструкции предпринимателя без образования юридического лица с целью расширения гражданско-правового статуса физического лица, с одной стороны, и ограничения его конституционно-правового статуса - с другой.
В третьем параграфе первой главы «Предпринимательская деятельность гражданина по законодательству зарубежных стран»
16
проводится сравнительный
Отношения общества и предпринимательства в разных странах складываются неодинаково, что, в частности, отражается и на выработанных доктриной трактовках понятий предпринимателя и его деятельности, закрепляемых в законодательстве.
Известные цивилистике различия в подходах к правовому регулированию, существующие в романо-германской правовой системе и в системе общего права, закономерно оказывают влияние на развитие экономики и гражданского законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства в зарубежных государствах. Одним из главных проявлений данных различий в подходах и методах правового регулирования является степень приверженности той или иной правовой системы к диспозитивному или императивному методу воздействия. Принцип «разрешено все то, что не запрещено законом» реально действует только в традиции общего права, что способствует свободной конкуренции в отношении производимых в стране товаров и услуг, процесса производства, а также передовому внедрению новых методов и технологий в науку и производство. Напротив, в странах романо-германской правовой семьи (в т.ч. в России) действуют императивные ограничения в отношении предпринимателей, что закономерно влияет на состояние национальной экономики государства и на уровень развития ее производственного сектора.
Гражданское законодательство Германии
под предпринимателем подразумевает
физическое или юридическое лицо,
которое заключает
Торговый кодекс Франции трактует понятие «коммерсант» как лицо, совершающее от своего имени и за свой счет торговые сделки и операции (при этом закон не предусматривает единого критерия отнесения сделки к категории торговой).
17
По торговому законодательству Японии коммерсант - это лицо, ведущее предпринимательскую деятельность от своего собственного имени. В частности, коммерсантом считается гражданин, который на промысловой основе осуществляет реализацию товаров в торговых точках, ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность в добывающей промышленности, занимается промыслом.
В основе понимания предпринимательской деятельности в США лежат такие понятия, как свобода личности, субъективная автономия, приоритет и защита частной собственности, способность реализовывать свои интеллектуальные, умственные, физические возможности и сформировать частный капитал. Именно частное денежное накопление в американском восприятии предпринимательства и его общественных целей лежит в основе общенационального денежного оборота и материального запаса.
В США адекватно и своевременно
оценили значимость сектора малого
предпринимательства для
В Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» под частным предпринимательством понимается инициативная деятельность субъектов, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства, осуществляемая от их имени, за их риск и под их имущественную ответственность.
Проведенное исследование позволило выявить общее в трактовках предпринимательской деятельности и субъекта предпринимательства в
18
законодательстве России и зарубежных государств, чем является личная и экономическая самостоятельность предпринимателя.
Отдельное внимание в параграфе
было также уделено зарубежному
опыту государственной
Вторая глава «Легитимация индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина» посвящена правовому регулированию государственной регистрации предпринимателя без образования лица и лицензирования его деятельности.
В первом параграфе второй главы «Государственная регистрация предпринимателя без образования юридического лица» рассматривается история становления института государственной регистрации предпринимателей, его современное состояние в России, а также значение государственной регистрации для формирования правового статуса предпринимателя без образования юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В современный период нормативно-правовой
основой государственной
14
создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей' иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством.
Изучением понятийной проблемы государственной регистрации предпринимателей занимались такие авторы, как Т.А. Гусева, С.В. Сарбаш К.Ю. Тотьев и др. В доктрине имеется множество определений государственной регистрации и характеристик ее роли в формировании правового статуса предпринимателя без образования юридического лица.
Присутствие признака государственной регистрации в числе сущностных признаков предпринимательской деятельности представляется во многом формальным, легализующим эту деятельность, т.к. не соблюдение процедуры регистрационной процедуры не является препятствием для признания той или иной деятельности гражданина предпринимательской. На самом деле государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не является абсолютной гарантией реализации его права на осуществление предпринимательской деятельности, а может расцениваться лишь в качестве условной процедуры, которую лицу необходимо соблюсти для легитимации его права на самостоятельное предпринимательство.
При ныне существующей нормативно-правовой базе по-прежнему нерешенными остаются некоторые проблемы, касающиеся процедуры регистрации предпринимателей. В частности, открыт вопрос о порядке государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей лиц, не обладающих полной дееспособностью. В действующем законодательстве существует коллизия между определением предпринимательской деятельности как самостоятельной (ст. 2 ГК РФ) и возможностью заниматься предпринимательской деятельностью уже с шестнадцатилетнего возраста (ст. 27 ГК РФ), что свидетельствует о несовершенстве гражданского законодательства в части определения момента возникновения у гражданина права быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
20
Государственную регистрацию гражданина
в статусе индивидуального
Второй параграф второй главы «Лицензирование
отдельных видов
Правовое регулирование
Абзацем 4 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. дается определение лицензирования, согласно которому лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.