Франчайзинг. Преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как его успешность доказана на практике. В ответ франчайзи делится с франчайзором частью дохода и, в какой-то степени, своей независимостью.

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 55.28 Кб (Скачать)

Но самое главное –  при грамотном подходе франчайзинг обеспечивает быстрое и эффективное начало бизнеса. И у франчайзи существуют дополнительные возможности легально минимизировать налоги, в частности НДС (см: Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», ст.5, п.12, пп. к.; Инструктивное письмо Министерства финансов РФ от 23 ноября 1994 года № 04-03-11 «О налоге на добавленную стоимость»).

То есть, можно сделать  вывод: приобретая разработки франчайзера, в силу франчайзингового договора, предприниматель сокращает высокий риск, связанный с открытием нового бизнеса. Также франчайзи имеет ряд других преимуществ:

  • отсутствие у предпринимателя основных и специализированных знаний преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером, к тому же франчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества;
  • франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации;
  • использование имени и репутации, уже получивших признание у потребителя;
  • на создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнения с открытием самостоятельного аналогичного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты, кроме того, франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам;
  • возможность использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, проводимых франчайзером;
  • доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров;
  • возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговых исследований франчайзера, его программами развития, направленными на совершенствование и повышение конкурентоспособности бизнеса;
  • минимизация налогов.

Суть франчайзинга состоит в «тиражировании» успешно работающего бизнеса, то есть в приобретении готового бизнеса, всесторонне апробированного на практике. Одна из сторон предоставляет право использовать свое имя, фирменный стиль, опыт, знания, технологии, ноу-хау в деятельности другой компании. Другая сторона вкладывает инвестиции и приобретает право пользования технологией ведения бизнеса.

Потенциальный франчайзи (пользователь), приобретая готовый стандарт бизнеса и возможность работы под популярным торговым знаком франчайзера (правообладателя), снижает коммерческий риск, связанный с открытием нового дела и, тем самым, снижает капиталовложения по сравнению с открытием собственного предприятия.

Кроме того, франчайзи оказывается постоянная и разносторонняя поддержка со стороны компании франчайзера, например, в области закупок и снабжения. Банки охотнее финансируют предприятия, работающие в рамках франчайзинга: кредит и его условия для франчайзи более доступны.

После того, как бизнес своим  успехом доказал свою жизнеспособность, у франчайзера может возникнуть желание развивать это дело. При выборе способа развития своего бизнеса в отношении франчайзинга следует учитывать следующие положительные моменты коммерческой концессии для франчайзера. Во-первых, франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет, а также как правило, оплачивает по выбранной сторонами схеме консультационные и иные услуги франчайзера по управлению (менеджменту), особая поддержка по консалтингу и маркетингу и так далее, что соответственно служит дополнительным источником дохода для франчайзера.

Во-вторых, франчайзинг открывает возможности быстрого расширения бизнеса на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Каждый отдельный франчайзер получает огромные преимущества в бизнесе потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие своего дела в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера при другой ситуации ушло, возможно, большее количество средств.

В-третьих, франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия осуществляют рекламную деятельность в отношении продаваемого продукта под маркой франчайзера в средствах массовой информации, что делает марку известной среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

В-четвертых, франчайзинг позволяет франчайзеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы освоенными.

Итак, делая вывод, можно  преимущества при ведении бизнеса  по системе франчайзинга для франчайзера представить в следующих пунктах:

  • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса;
  • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
  • более низкий уровень собственных капиталовложений;
  • государственная регистрация договора франчайзинга;
  • подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы;
  • доход от продажи лицензии;
  • прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования;
  • прибыль от возможности кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота.

Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но есть и недостатки. При обращении предпринимателей к франчайзингу необходимо рассматривать не только плюсы, но и минусы такого рода деятельности.

Для начала, определим, какие минусы в ведении предпринимательского дела по системе франчайзинга могут быть для франчайзера. Во-первых, франчайзи являются не работниками франчайзера, а независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.

Во-вторых, на предпринимательскую  деятельность головной компании и (на ее репутацию и признание товарного  знака, например) негативное влияние могут оказать плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес (например, реализует товар, не соответствующий установленным стандартам качества головной организации), то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.

В-третьих, это возможные  недоплаты или выплаты взносов  с опозданием. Франчайзеры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, как правило, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи зачастую в силу договора обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру.

В-четвертых, это трудности  сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера и в ходе осуществления своих прав, предоставленных договором. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.

В пятых, это выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру на основании знаний, полученных от франчайзера при обучении и непосредственно осуществлении условий договора.

Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.

Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.

Что касается минусов осуществления такого рода предпринимательской деятельности как франчайзинг для франчайзи, то это могут быть следующие.

Во-первых — взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзера. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

Во-вторых, установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

В-третьих – возможное  отсутствие поддержки со стороны  франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.

В-четвертых — определение финансовой мощи франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.

До начала приведения в  исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером, ему следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Также ему лучше узнать является ли франчайзер членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзер, как правило, обязан в силу такого членства выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы получить больше информации о франчайзере или его компании.

Обобщая приведенные мною доводы отрицательности ведения  бизнеса в форме франчайзинга несмотря на то, что всех проблем, которые могут возникнуть при ведении того или иного рода предпринимательской деятельности, следует еще раз обозначить основные моменты в следующих пунктах.

Недостатки для франчайзера:

  • вероятность получения меньшей части прибыли от франчайзингового предприятия, чем от собственного;
  • невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
  • трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
  • трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
  • обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.
  • Недостатки для франчайзи:
  • контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
  • потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
  • услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
  • опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;
  • вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству франчайзера.

Но при наличии всех перечисленных недостатков франчайзинг на протяжении долгого времени показывает себя как успешная, прибыльная и наиболее безопасная форма ведения бизнеса, которая является в большей степени взаимовыгодной как для франчайзера, так и для франчайзи.

Мне также хотелось бы совсем немного затронуть вопрос о преимуществах и недостатках ведения предпринимательской деятельности в форме франчайзинга и для нас – потребителей. И хоть потребитель и не является стороной франчайзингового договора, зато играет немаловажную роль при осуществлении любого рода предпринимательской деятельности.

Преимуществом для потребителя в первую очередь является то, что в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг. Также, если закрывается какая-то определенная торговая точка — можно обратиться в головную компанию. За счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания, а франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

Информация о работе Франчайзинг. Преимущества и недостатки