Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:07, реферат
По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как его успешность доказана на практике. В ответ франчайзи делится с франчайзором частью дохода и, в какой-то степени, своей независимостью.
Для франчайзера преимущества заключаются в следующем.
Популярность франчайзинга
нельзя отрицать. Количество франчайзеров
и соответственно франшизных сетей растет
достаточно высокими темпами. По данным
Международной Ассоциации Франчайзинга
в настоящее время в мире насчитывается
16,5 тысяч франчайзеров с более 1.2 млн.франчайзи,
объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов
США, занятость около 12 млн.человек. (В
следующих разделах мы более подробно
рассмотрим тенденции развития франчайзинга
в мире). Количественное увеличение франшизных
систем определяется теми качественными
преимуществами, которые приобретают
от взаимодействия субъекты рынка.
Общие преимущества
франчайзинга:
Основным результативным преимуществом
франчайзинга является приобретение и
увеличение конкурентоспособности всей
сети в целом перед другими аналогичными
системами. Основой достижения этого преимущества
являются общие цели участников системы,
а именно:
Возможность формирования и
реализации общих целей определяется
рядом причин, основными из которых
можно назвать стратегическое видение,
качественные характеристики применяемой
модели франчайзинга, управленческий
и экономический потенциал, организованность
и деловая этика субъектов франшизных
отношений.
Необходимым условием и одновременно
преимуществом является комплексный характер
отношений участников сети и высокий уровень
их прозрачности. Постоянный информационный
обмен дает возможность оценить рыночную
ситуацию с большой степенью достоверности,
что в свою очередь позволяет качественно
повысить уровень стратегического планирования
и маркетинга, осуществлять управление
конфликтами.
Контроль над каналами распределения
в совокупности с другими параметрами
системного управления естественно увеличивают
возможности выхода на другие территории,
включая территории зарубежных государств.
Общее стремление к совершенствованию
и грамотное управление, направленное
на оптимизацию информационных, материальных
и финансовых потоков позволяют добиваться
стабильности в развитии франчайзинговой
сети и стимулирует ее рост. В свою очередь
внутрисетевые преимущества и повышение
репутации системы в целом оказывают серьезное
воздействие на повышение уровня доверия
к субъектам франшизных отношений и их
репутации. Использование преимуществ
системы дает дополнительные возможности
развития каждого франчайзи.
Однако, при всех преимуществах франчайзинга
нельзя отрицать наличие недостатков.
Хотя «недостаток» это не совсем верный
термин, правильнее говорить о рисках.
Можно перечислить основные из них.
Основные риски:
Последствием развития франчайзинга может
быть ограничение конкуренции в некоторых
секторах экономики , что естественно
может оказать негативное влияние на франчайзи,
а также приводит к увеличению риска при
выходе на рынок новых организаций, не
входящих во франшизную сеть.
Достижение успехов сети по существу возможно
только в том случае, если франчайзер и
франчайзи достигают своих целей. Успех
каждого участника косвенно влияет на
успех других участников, при этом серьезные
проблемы и неудачи любого из них могут
существенно подорвать уровень репутации
каждого и всей сети в целом со всеми вытекающими
последствиями. Концепция франчайзинга
и стандарты системы могут быть неприемлемы
на определенных территориях, что соответственно
приведет к неудачам субъектов, присутствующих
на этом рынке и подорвет репутацию к системе.
Чрезмерная регламентация системы может
привести к ограничению деятельности
франчайзи и возможностей развития и роста,
что соответственно будет сдерживать
рост франшизной сети в целом.
Неаккуратное и (если можно так сказать)
недостойное отношение к информации увеличивает
вероятность «миграции» конкурентоспособных
коммерческих идей, что может также ограничить
возможности и привести к утрате способности
работать на опережение относительно
конкурентов.
Ошибки при формировании договорных отношений
могут повлечь за собой споры, утрату доверия,
снижение уровня репутации, ограничение
возможностей развития на определенных
территориях и т.д.
Конечно перечень можно расширять. Я перечислила
основные, лежащие на поверхности преимущества
и возможные риски франчайзинга в целом.
Целесообразно также понимать и оценивать
те преимущества и недостатки, которые
имеют место быть для субъектов, вступающих
во франчайзинг-франчайрера и франчайзи.
Однако, поскольку существует большое
разнообразие секторов экономики, в которых
применяются модели франчайзинга, поскольку
каждая система отличается своими индивидуальными
признаками и различны стратегии развития,
а также по ряду других важных причин нельзя
однозначно идентифицировать преимущества
и недостатки. Что для одного преимущество,
для другого может явиться недостатком.
Честные и доверительные отношения сторон
позволяет сгладить конфликт интересов
и развиваться, максимально учитывая взаимные
ожидания и преодолевая определенные
риски. Достижение разумного сочетания
преимуществ и рисков является серьезным
фактором определенности и потенциалом
развития франчайзинга.
Тем не менее я попытаюсь выделить основные
преимущества и недостатки для франчайзера
и франчайзи, приобретаемых от деятельности
в рамках системы франчайзинга.
Преимущества для
франчайзера:
Преимущества для франчайзи:
Недостатки для франчайзера:
Недостатки для франчайзи:
Многообразие преимуществ и рисков требует очень серьезного, грамотного подхода при принятии решений как о формировании и применении концепции франчайзинга, так и об участии во франшизных отношениях. Не лишним будет напомнить, что модели франчайзинга, мотивации франчайзеров и франчайзи, цели и схемы взаимодействия сторон ,при наличии общих признаков, могут существенно различаться между собой. Соответственно будут изменяться перечисленные выше преимущества и недостатки. Они будут идентифицированы для каждой конкретной системы.
И.В.Рыкова
Генеральный директор
ООО "Правовой Сервис "ФАРН
Преимущества и недостатки франчайзинга
Для того, чтобы решиться начать франчайзинговый бизнес, как и любой другой, следует наиболее четко уяснить все положительные и отрицательные стороны такого вида деятельности. При боле детальном изучении франчайзинга, оказалось, что данная форма ведения бизнеса имеет не только свои плюсы, но и минусы, которые необходимо учитывать при формирование этого виды договорных отношений.
Сначала определим, чем может быть привлекателен франчайзинг для франчайзи (пользователя). Франчайзинг для него означает наличие собственного бизнеса, но франчайзи не остается один на один со всеми проблемами и рисками, связанными с ведением предпринимательской деятельности. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса (например, франчайзер никогда не сможет его уволить с этой работы), но при этом получает профессиональную поддержку от франчайзера. Франчайзинговая система дает в период перед открытием бизнеса и после информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, продумать его дизайн, убедится в том, что бизнес правильно функционирует и так далее, основываясь на опыте франчайзера. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели, когда начинают свое дело самостоятельно.
Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзер и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.
После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но, однако, могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзеру и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование торгового знака франчайзера. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald-s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от франчайзи индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но, прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера уже получившего всеобщее признание.
Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.