Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Заруб опыт страт планир.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

В  2009 г. в Германии вступил в силу федеральный закон об устранении бюрократических препятствий и уменьшении налогового бремени для малых и средних предприятий. Законом вносятся из­менения в закон о налоге с корпораций, предусматривающие увеличение необ­лагаемой налогом суммы доходов предприятия до 5 тыс. евро, а для предпри­ятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве до 15 тыс. евро. Также увеличена сумма необлагаемого налогом источника дохода с 3900 евро до 5 тыс. евро[18].

Поддержка начинающих предпринимателей. С 2006 г. в Интернете ра­ботает сайт для начинающих предпринимателей, на котором представлена вся необходимая информация. В 2007 г. принят закон, позволяющий осуществлять регистрацию предприятия в государственном регистре  при помощи Интер­нета. Планируется, что с 2009 г. информация о внесении в государственный реестр будет публиковаться в периодической печати для предприятия бесплат­но. С 2007 г. для предпринимателей, в том числе для женщин, с опытом работы менее пяти лет действует федеральная программа повышения квалификации.

В 2008 г. в целях исключения дальнейших злоупотреблений принят закон об изменении положения об обществе с ограниченной ответственностью.  Например, допускается образование юридического лица в форме общества с ограни­ченной ответственностью с уставным капиталом 1 евро при условии, что в дальнейшем часть годовой прибыли-нетто предприятия будет направляться на пополнение его уставного капитала (до 25 тыс. евро). Учредительным доку­ментом для такого общества с ограниченной ответственностью является типо­вой протокол, который не требует нотариального заверения.

Усиление инновационной составляющей. По этому направлению - основная задача – улучшение условий для продвижения научных исследований среди малых и средних предприятий, а также инновационные программы и их реализация. Около 32 тыс. германских ма­лых и средних предприятий специализируются на инвестировании в проведе­ние научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Ком­мерциализацией результатов указанных исследований занимается около 110 тыс. малых и средних предприятий.

При ведомстве федерального канцлера Германии учрежден совет по инно­вациям и росту. Основная задача совета - улучшение рамочных условий для продви­жения научных исследований в области высоких технологий и инноваций сре­ди малых и средних предприятий.

В 2006-2008 гг. в рамках инициативы германского пра­вительства по привлечению малых и средних предприятий к инновационной деятельности от предприятий, ранее не занимавшихся инновационной деятель­ностью, было подано 375 заявок, из которых отобрано 230 проектов общей стоимостью около 23 млн. евро.  Упрощена процедура подачи заявок для предприятий, работающих в таких областях, как биотехнологии, нанотехнологии, производственные технологии, информационные и коммуникационные технологии, оптические технологии, энергоэффективность.

Начата реализация центральной инновационной про­граммы для малых и средних предприятий - Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand (ZIM), рассчитанная до конца 2013 г. В ее рамках малым и средним предприятиям будет оказываться поддержка при реализации инновационных проектов путем создания отраслевых сетей предприятий и на­учных организаций с целью их успешной кооперации, а также государственной поддержки отдельных инновационных проектов.

Германии можно рассмотреть опыт США, где  госкомпании ежегодно резервируют для малых и средних предприятий определенный процент своих заказов в области высоких технологий.

Улучшение условий финансирования. В 2007 г. в рамках инициативы германского правительства «Собственный капитал для среднего предпринимательства» запущена новая программа KфВ-Genussrechtsprogramm, в соответствии с которой устойчивым средним пред­приятиям для их дальнейшего развития  в виде доле­вого участия может быть предоставлено финансирование от 500 тыс. до 5 млн. евро сроком на семь-восемь лет с возможным продлением срока на семь лет. В 2007-2009 гг. на финансирование программы выделено 200 млн. евро[19].

В 2008 г. начала действовать новая программа Германского банка реконст­рукции и развития по кредитованию малого бизнеса. Программа включает в себя две компоненты: стартовый капитал и микроссуду. Особенностью программы является отмена нижнего порога предоставле­ния кредита, т. е. начинающим предпринимателям разрешено подать в общей сложности две заявки, общая сумма которых не превышает 50 тыс. евро. Для поддержки малого и среднего предпринимательства германским пра­вительством в декабре 2008 г. было принято решение о дополнительном выде­лении на 2009 г. через Германский банк реконструкции и развития кредитных средств в объеме 15 млрд. евро.

В рамках особой программы предоставления кредитов малым и средним предприятиям и проектного финансирования «КфВ» банковская группа КфВ в 2009 и 2010 гг. предоставит кредиты в рамках второго пакета мер федерального правительства малым и средним предприятиям, а также предприятиям, не имеющим выхода на фондо­вый рынок, в объеме около 40 млрд. евро.

Стартовый капитал для начинающих предприятий в сфере новых технологий предоставляется через специальный стартовый фонд.

Так как программа нацелена на использование малыми предприятиями инновационных технологий, отдельным ее разделом может быть переобучение кадров, модернизация образования, формирование кадрового потенциала, где переобучение сочетало бы теорию с практикой.

Возможен специальный раздел, где необходимо рассмотрение льгот для инновационных малых и средних предприятий, работающих на внешний рынок с учетом экспортно-ориентированной экономики страны.

Для России интересен опыт Германии по поддержке впервые открывающих свое дело предпринимателей, в том числе в инновационной деятельности, прежде всего:

- использование правила, в соответствие с которым лицо, от­крывшее свое дело, освобождение в течение первых трех лет от обязательной подачи статистических отчетов в контролирующие инстанции;

  - упразднение обязательной статистической отчетности на производственном предприятии со штатной численностью сотрудников менее 20 человек;

- федеральная программа повышения квалификации предпринимателей, в том числе для женщин, с опытом работы менее пяти лет:

- предоставление стартового капитала для начинающих предприятий в сфере новых технологий через специальный стартовый фонд.

В России инновационная составляющая деятельности малых и средних предприятий находится не на этапе ее  развития, а на этапе старта. Поэтому необходимо изучения опыта в плане системы организации инновационной составляющей деятельности малых предприятий, организационных структур, финансирования.

Необходимо учиться опыту предельной детализации программ, в которых присутствуют четкие количественные индикаторы, позволяющие однозначно оценивать успешность/неуспешность отдельных инициатив, программ, законов.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, стратегическое планирование – особый вид практичес­кой деятельности, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдви­жение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспекти­ве, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

В большинстве развитых стран стратегическое планирование базируется на целостной и непротиворечивой методологии, опирается на развитую информационно-фактологическую базу, базируется на специальных законах и нормативных актах. Долгосрочное прогнозирование и регулирование представля­ет собой необходимый элемент экономической политики, ориентированной на обеспечение структурной трансформа­ции экономик в соответствии с новейшими мировыми тен­денциями.

В условиях глобализации, обострения финансовых проблем устойчивое развитие националь­но-хозяйственных систем в долговременной перспективе связаны с акцентом на освоение потенциала новых знаний и научно-техноло-гических ин­новаций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффектив­ность экономики.

Ставка в стратегическом планирования таких европейских стран, как Германия и Франция, делается с учетом сохранения в списке лидеров мировой экономики, развитие научно-технического потенциала, наукоемких отраслей, человеческого потенциала, ведущих к высокой экономической эффективности производства. Вся система стратегического планирования форматируется под инновационные стандарты.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1 Андрианов В. Государственный дирижизм во Франции: история и современность / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2005. - №12. – С.38 – 48.

2 Анчишкин А.Н. Наука – Техника. Экономика / А.Н. Анчишкин. – М., Финансы и статистика, 1997. – 478 с.

3 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М., ИНФРА-М, 2010. – 260с.

4 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.П. Владимирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 400 с.

5 Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И. Кушлина. – М., Изд-во РАГС, 2008. – 616 с.

6 Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ: учеб. пособие / Б.Е. Зарицкий. – М.. Магистр, 2010. – 351 с.

7 Зверев А. Меры госудасртвенной поддержки малых и средних предприятий в Германии / А. Зверев // Экономист. – 2009. - № 9. – С. 34 – 40.

8 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. – М., ЗАО Издательство «Экономика», 2009. – 591 с.

9 Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: учебное пособие / Г.К.Лапушинская, А.О. Петров – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 252 с.

10 Островский А. Некоторые особенности  экономического развития КНР  за 60 лет (1949 – 2009) / А. Островский // Проблемы дальнего Востока. – 2009. - № 6. – С.45 – 55.

11 Островский А. Экономика КНР на пороге 12-й пятилетки: итоги и перспективы / А. Островский // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. - № 4. – С.22 – 32.

 

12 ОЭСР о состоянии и перспективах развития экономик // БИКИ. – 2011. - №124. – С. 5

13 План возрождения Северо-Восточного Китая // Пространственная экономика. – 2009. - №1. – С. 62 – 123.

14 Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие /под ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.

15 Социально-экономические модели в современном мире и путь России: в 2-х кн.: Кн. 2: Социально-экономические модели (из мирового опыта). – 2005. – М., Экономика, 2005. – 911 с.

16 Сидорова Е.А. Антикризисные программы в Германии и Великобритании / Е.А. Сидорова // Международная экономика. – 2010. - № 4. – С. 29 – 37.

17 Стратегическое планирование: учеб. пособие / под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ЮНИТИ, 2007. – 239 с.

18 Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. – М., ЭКМОС, 2005. – 301 с.

19 Франция. В поисках новых путей: монография /под ред. Ю.И. Рубинского. – М., Изд. «Весь мир», 2007. – 624 с.

20 Франция – перспективы развития экономики // БИКИ. – 2011. – № 76. – С. 1,4-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 



[1] Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – С. 42,43

 

 

[2] Стратегическое планирование: учеб. пособие / под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: ЮНИТИ, 2007. – С. 5,6

 

[3] Анчишкин А.Н. Наука – Техника. Экономика. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 407

 

[4]4 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. – 591 с.

[5] Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 184

 

[6] Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 260с.

 

[7] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. – С. 456,457

 

[8] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. – С. 43,44

 

 

[9] Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС, 2005. – С. 55,56

 

[10] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.:, 2009. – С. 100,101

11 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.:, 2009. – С. 461,462

 

 

[11] 

[12] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.:, 2009. – С. 475,476

 

[13] Сидорова Е.А. Антикризисные программы в Германии и Великобритании // Международная экономика. – 2010. - №4. – С. 33

[14] ОЭСР о состоянии и перспективах развития экономик // БИКИ. – 2011. - №124. – С. 5

[15] Франция. В поисках новых путей: монография. – М.: Изд. «Весь мир», 2007. – С. 95,96

 

[16] Франция – перспективы развития экономики // БИКИ. – 2011. – № 76. – С. 4-5.

[17] Франция – медленный выход из рецессии // БИКИ. – 2011. - №76. – С.4

 

[18] Зверев А. Меры госудасртвенной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. – 2009. - № 9. – С. 35,36

 

[19] Зверев А. Меры госудасртвенной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. – 2009. - № 9. – С. 35,36

 

 


Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии