Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции
Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28
Реферат
Курсовая работа содержит 30 с., 20 источников, 3 таблицы
Планирование, прогнозирование, проектирование, государственное регулирование, директивное планирование, индикативное планирование, стратегическое планирование, пятилетние планы, долгосрочные планы, среднесрочные планы, программирование, федеральные программы, региональные программы, инновационное развитие
Стратегическое планирование есть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации.
Как в развитых, так и в развивающихся странах без стратегического планирования, осуществляемого органами государственной власти и другими субъектами экономики, невозможно обеспечить национальную безопасность, сформировать внутренние и внешние условия для устойчивого развития национального хозяйства и повышения на этой основе уровня народного благосостояния.
В работе исследованы:
- необходимость, сущность, задачи и функции стратегического
планирования;
- опыт и особенности стратегического планирования в условиях разви-
той рыночной экономики
Содержание
Введение
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии
Заключение
Библиографический список
Введение
Развитие современной мировой экономики характеризуется усилением ее организованности и планомерности. Объективная необходимость планирования и прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена общественным характером производства; усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержки рациональных народнохозяйственных пропорций; неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственного цикла; деятельностью государства, как субъекта рыночных отношений.
Особое значение приобретает стратегическое планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу и определяющее основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.
Посредством стратегического планирования определяются направления, по которым предстоит развиваться обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
Основная цель стратегического планирования – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.
Практика динамично развивающихся стран мира, положительный опыт Японии, стран Западной Европы, БРИК, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии свидетельствует, что прогнозирование, планирование и программирование являются важными этапами в осуществлении государством функций управления и регулирования социально-экономических процессов.
Современный мировой финансово-экономический кризис стал началом нового этапа повышения роли государства в общественной жизни. Во всех ведущих мировых державах были разработаны стратегические планы и программы, направленные на нормализацию ситуации на финансовом рынке и стабилизацию экономики.
Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции
Предмет исследования – стратегическое планирование
Объектом исследования являются системы стратегического планирования в развитых странах.
1 Сущность, цели задачи стратегического планирования
Планирование занимает особое место в системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, и регулирования их направления и динамики. Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления. На уровне страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое (государственное) планирование; на уровне регионов – региональное; на уровне фирм – внутрифирменное.
По характеру планируемых показателей планирование может быть:
- директивным, при котором разрабатываемые планы носят обязательный характер и содержат комплекс мер по обеспечению их выполнения;
- индикативное – наиболее приемлемая и широко распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план имеет не директивный, а рекомендательный характер; содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере рекомендательный характер[1].
По временному горизонту планирование может быть долгосрочным (перспективным) – от 10 до 25 лет; среднесрочным (до 5 лет) и краткосрочным. По целевой направленности планов выделяют нормативное, тактическое, операционное и стратегическое планирование. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов и осуществляется на уровне фирмы. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, завоевать лидерство на определенном рынке в течение определенного времени.
Стратегическое планирование – особый вид практической деятельности – плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчетов и выбора альтернатив; отражает основные направления развития объекта; включает выдвижение среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения.
В стратегическом планировании реализуется современная концепция планирования, направленная на создание модели, сочетающей организационно-технологические и интеллектуально-социальные процессы.
Это позволяет использовать при планировании методы прогнозирования, программирования социально-экономических процессов, ввести инструменты государственного регулирования при разработке и принятии управленческих решений. Оптимальное сочетание всех технических и экономических аспектов – главная цель стратегического планирования [2].
Стратегическое планирование ставит под сомнение историческую логику развития. Если анализ внешнего окружения показывает, что с помощью исторической логики невозможно сделать точный прогноз развития внешней среды, стратегическое планирование переключает все внимание на систематическое управление прерывистыми изменениями; выбирается новая логика будущего развития хозяйствующего субъекта[3].
Таким образом, при стратегическом планировании создается система, в рамках которой частные решения принимаются руководством к реализации, если только они соответствуют общей стратегии и обеспечиваются условиями сбалансированного развития всех компонентов деятельности хозяйствующего субъекта.
Первоочередным условием успешной разработки и реализации стратегии государства является создание ориентированной на перспективу системы прогнозной работы, охватывающей в целостности сферы социодемографического, экономического, инновационно-технологического, экологического, территорального развития страны с учетом мировых тенденций. Для реализации стратегического подхода в планировании разрабатываются дальнесрочные (с горизонтом свыше 20-30 лет) и долгосрочные – на 10-20 лет прогнозы[4].
Конкретным механизмом реализации приоритетов в рамках стратегического плана служат федеральные, региональные программы. Национальное программирвоание получило широкое распространение за рубежом – в США, Западной Европе, Японии, других странах. Современным примером могут служить национальные программы в области водородной и альтернативной энергетики; нанотехнологий, освоение Луны и Марса в США, программа «Европейская технологическая платформа ЕС» с горизонтом до 2050 г.
Реализация стратегического плана и программ и их взаимная увязка осуществляется с помощью индикативных планов – среднесрочных (на 3-5 лет) и краткосрочных в рамках годичного цикла. Выделяются три основные функции индикативного планирования.
Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов.
Во-вторых, проводится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов. В-третьих, индикативное планирование приводит в соответствие экономические рычаги и индикаторы плана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в реализации плановых проектировок. Основные индикаторы этих планов являются ориентирующими для частного и смешанного секторов, но обязательными для исполнительных органов и структур государственного сектора экономики [5].
Основные области управления – это экономическое и финансовое регулирование, политика заработной платы и социальной защиты, отраслевая и промышленная политика, региональная политика и управление государственными предприятиями. Планирование строится на основе прогнозирования. Другие инструменты управления определяются особенностями сфер, отраслей, регионов и даже отдельных предприятий и опираются на создаваемые для обеспечения функционирования этих инструментов структуры.
Гибкое реагирование на изменения во внешней среде, сочетание стратегического, долгосрочного и текущего планирования представляют собой типичные черты эффективного управления. В современном государственном управлении большое значение имеет концепция повышения качества жизни и общественного благосостояния. Современные концепции рыночного управления ориентированы на достижение конкурентных преимуществ в масштабах страны, сфер и отраслей, регионов, а также предприятий и организации [6].
2 Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной экономик. Анализ социально - экономического развития развитых стран
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и смешанных экономик
Рыночный характер современных экономик не препятствует осуществлению в широких масштабах прогнозно-плановых функций. Французский экономист социолог Жак Сапир утверждал, что «экономические системы западных стран функционируют не в соответствии с логикой рынка, а как комбинации рынка, организации, сетей и администрирования, которые по-разному сочетаются в конкретных географических и исторических условиях»[7].
Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии