Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Заруб опыт страт планир.doc

— 226.50 Кб (Скачать)


Реферат

Курсовая работа содержит 30 с., 20 источников, 3 таблицы

 

Планирование, прогнозирование, проектирование, государственное регулирование, директивное планирование, индикативное планирование, стратегическое планирование, пятилетние планы, долгосрочные планы, среднесрочные планы, программирование, федеральные программы, региональные программы, инновационное развитие

 

Стратегическое планирование есть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических по­казателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновре­менным формированием основ механизма их реализации.

Как в развитых, так и в развивающихся странах без стратегического планирования, осуществляемого органами государственной власти и другими субъектами экономики, невозможно обеспечить национальную безопасность, сформировать внутренние и внешние условия  для устойчивого развития национального хозяйства и повышения на этой основе уровня народного благосостояния.

В работе исследованы:

- необходимость, сущность, задачи и функции  стратегического

  планирования;

- опыт и особенности стратегического планирования в условиях разви-      

    той рыночной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                               3

1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования                             5

2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной

    экономик. Анализ социально-экономического развития развитых

    стран                                                                                                                   9

    2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и

     смешанных экономик                                                                                       9

    2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран

    (на примере Германии и Франции) SWOT-анализ                                       14

3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса

     в Германии                                                                                                       22

Заключение                                                                                                            27

Библиографический список                                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие современной мировой экономики характеризу­ется усилением ее организованности и планомерности. Объективная необходимость планирования и прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена общественным характером производства;  усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержки рациональных народнохозяйственных пропорций; неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственного цикла; деятельностью государства, как субъекта рыночных отношений.

Особое значение приобретает стратегическое планирование, ори­ентированное на долгосрочную перспективу и определяющее основ­ные направления социально-экономического развития государ­ства. Суть стратегического планирования состоит в выборе глав­ных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

Посредством стратегического планирования определяются на­правления, по которым предстоит развиваться обществу, ре­шается, на каких рынках лучше действовать, какую техноло­гию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и обществен­ные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования – обеспе­чение достаточного потенциала для успешного развития на­циональной экономики. Свое отражение стратегическое пла­нирование находит в концепциях общегосударственного раз­вития.

Практика динамично развивающихся стран мира, положи­тельный опыт Японии, стран Западной Европы, БРИК, новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии свиде­тельствует, что прогнозирование, планирование и програм­мирование являются важными этапами в осуществлении государством функций управления и регулирования соци­ально-экономических процессов.

Современный мировой финансово-экономи­ческий кризис стал началом нового этапа повы­шения роли государства в общественной жизни. Во всех ведущих мировых державах были разработаны стратегические планы и программы, направленные на нормализацию ситуации на финансовом рынке и стабилизацию экономики.

Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах.  Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:

- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;       

- обосновать необходимость стратегического планирования

- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции

Предмет исследования – стратегическое планирование

Объектом исследования являются системы стратегического планирования в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, цели  задачи стратегического планирования

   

Планирование занимает особое место в системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, и регулирования их направления и динамики. Планирование осуществляется на различных уровнях иерархии управления. На уровне страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое (государственное) планирование; на уровне регионов – региональное; на уровне фирм – внутрифирменное.

По характеру планируемых показателей планирование может быть:

  - директивным, при котором разрабатываемые планы носят обязательный характер и содержат комплекс мер по обеспечению их выполнения;

- индикативное – наиболее приемлемая и широко распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план имеет не директивный, а рекомендательный характер; содержит ограниченное число обязательных заданий  и носит в значительной мере рекомендательный характер[1].

По временному горизонту планирование может быть долгосрочным (перспективным) – от 10 до 25 лет; среднесрочным (до 5 лет) и краткосрочным. По целевой направленности планов выделяют нормативное, тактическое, операционное и стратегическое планирование. Нормативное планирование  требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов и осуществляется на уровне фирмы. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, завоевать лидерство на определенном рынке в течение определенного времени.

Стратегическое планирование – особый вид практичес­кой деятельности – плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдви­жение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспекти­ве, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышле­нии. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчетов и выбора альтернатив; отражает ос­новные направления развития объекта; включает выдвиже­ние среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения.

В стратегическом планировании реализуется современ­ная концепция планирования, направленная на создание мо­дели, сочетающей организационно-технологические и интел­лектуально-социальные процессы.

Это позволяет использо­вать при планировании методы прогнозирования, программи­рования социально-экономических процессов, ввести инстру­менты государственного регулирования при разработке и принятии управленческих решений. Оптимальное сочетание всех технических и экономичес­ких аспектов – главная цель стратегического планирования [2].

Стратегическое планирование ставит под сомнение ис­торическую логику развития. Если анализ внешнего окруже­ния показывает, что с помощью исторической логики невоз­можно сделать точный прогноз развития внешней среды, стра­тегическое планирование переключает все внимание на сис­тематическое управление прерывистыми изменениями; вы­бирается новая логика будущего развития хозяйствующего субъекта[3].

Таким образом, при стратегическом планировании созда­ется система, в рамках которой частные решения принима­ются руководством к реализации, если только они соответ­ствуют общей стратегии и обеспечиваются условиями сбалан­сированного развития всех компонентов деятельности хозяй­ствующего субъекта.

Первоочередным условием успешной разработки и реализации стратегии государства является создание ориентированной на перспективу системы прогнозной работы, охватывающей в целостности сферы социодемографического, экономического, инновационно-технологического, экологического, территорального  развития страны с учетом мировых тенденций.  Для реализации стратегического подхода в планировании разрабатываются дальнесрочные (с горизонтом свыше 20-30 лет) и долгосрочные – на 10-20 лет прогнозы[4].

Конкретным механизмом реализации приоритетов в рамках стратегического плана служат федеральные, региональные программы. Национальное программирвоание получило широкое распространение за рубежом – в США, Западной Европе, Японии, других странах. Современным примером могут служить национальные программы в области водородной  и альтернативной энергетики; нанотехнологий, освоение Луны и Марса в США, программа «Европейская технологическая платформа ЕС» с горизонтом до 2050 г.

Реализация стратегического плана и программ  и их взаимная увязка осуществляется с помощью индикативных планов – среднесрочных (на 3-5 лет) и краткосрочных в рамках годичного цикла. Выделяются три основные функ­ции индикативного планирования.

Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, регио­нальном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реа­лизуют приоритеты стратегических планов.

Во-вторых, проводится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов. В-третьих, индикатив­ное планирование приводит в соответствие экономические рычаги и индикаторы плана. Это создает условия для повы­шения заинтересованности предприятий любой формы соб­ственности в реализации плановых проектировок. Основ­ные индикаторы этих планов являются ориентирующими для частного и смешанного секторов, но обязательными для исполнительных органов и структур государственного сек­тора экономики [5].

Основные области управления – это экономическое и финан­совое регулирование, политика заработной платы и социальной защиты, отраслевая и промышленная политика, региональная по­литика и управление государственными предприятиями. Планирование строится на основе прогнозирования. Другие ин­струменты управления определяются особенностями сфер, отрас­лей, регионов и даже отдельных предприятий и опираются на со­здаваемые для обеспечения функционирования этих инструментов структуры.

Гибкое реагирование на изменения во внешней среде, сочетание стратегического, долгосрочного и текущего плани­рования представляют собой типичные черты эффективного управ­ления. В современном государственном управлении большое значение имеет концепция повышения качества жизни и общественного бла­госостояния. Современные концепции рыночного управления ориентирова­ны на достижение конкурентных преимуществ в масштабах стра­ны, сфер и отраслей, регионов, а также предприятий и организа­ции [6].

 

 

2 Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной экономик. Анализ социально - экономического развития развитых стран

 

2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и смешанных экономик

Рыночный характер современных экономик не препятствует осуществлению в широких масштабах прогнозно-плановых функций. Французский экономист  социолог Жак Сапир утверждал, что «экономические системы западных стран функционируют не в соответствии с логикой рынка, а как комбинации рынка, организации, сетей и администрирования, которые по-разному сочетаются в конкретных географических и исторических  условиях»[7].

Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии