Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции
Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28
В условиях глобализации мирового хозяйства исследователи отмечают ряд появившихся за последнее время новых характеристик функционирования социально-хозяйственных систем, ставших органическими компонентами мирового хозяйства.
Первое. Наблюдающееся усиление зависимости процессов в каждой отдельной стране от экономических и социально-политических условий во внешнем мире существенно повышает значение взаимодействия национальных центров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации. Неравномерность распределения прогнозно-аналитического потенциала между странами и регионами актуализирует проблему возможного подчинения прогнозных и плановых проектировок (в том числе и национальных) интересам доминирующих центров мировой политики. В этих условиях задача всестороннего развития национальных систем прогнозирования и стратегического планирования должна во всех странах рассматриваться как ключевая в ряду всех иных задач государственной политики.
Второе. В условиях резкого обострения в мировых масштабах проблемы дефицита энергетических и иных природных ресурсов надежды на устойчивое развитие национально-хозяйственных систем в долговременной перспективе могут быть связаны с акцентом на освоение глубинного потенциала новых знаний и научно-технологических инноваций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффективность экономики.
Поэтому объективно возрастает значение постановки на национальном уровне эффективной работы в области как научно-технологического прогнозирования, так и стратегического планирования в виде разработки программ инновационного развития различных отраслей.
Третье. Новые, более жесткие требования выдвигаются к взаимодействию государственной и частной форм власти во всех вопросах стратегического регулирования развития.
В конкретных условиях смешанной экономики каждая страна может и должна вырабатывать в управлении экономическими процессами свои оптимальные схемы сочетания регуляций, базирующихся на экономической выгоде, на административных и договорных отношениях, на морально-этических императивах, на обеспечении функционирования и развития нерыночного в своей основе сектора экономики.
Нельзя не учитывать, что в условиях нарастания мощи транснациональных корпораций, когда основной ресурсный потенциал развития сосредоточивается за пределами прямого государственного управления, эгоистические (частнособственнические) деформации в формировании будущего могут быть скорректированы только в результате более квалифицированного, чем когда-либо ранее, и более ответственного осуществления государством своих стратегических функций государственного управления программами и проектами.
Четвертое. За последнее время все большее значение в мире придается региональным особенностям социально-экономической политики. Региональный аспект стал на практике одним из самых трудных вопросов предвидения будущего[8].
Практически все высокоразвитые страны и те из развивающихся стран, которые не смирились со вспомогательной ролью в мире, стали регулярно осуществлять прогнозные разработки на длительный срок или среднесрочную перспективу в сфере науки, технологий, экономического и социального развития. В США, странах Европейского сообщества, Японии, регулярно разрабатываются национальные целевые программы, стало нормой расширять горизонт стратегических планов от трех, пяти лет до 25 и более.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. развеял иллюзии о самонастраивающемся механизме рынка. Теоретикам от большой экономической науки и крупного бизнеса пришлось предпринять значительные усилия для создания механизма, который встраивался бы в систему, но не менял ее сути, т.е. позволял сохранить рынок.
После кризиса возникло течение под названием кейнсианство. Начало экономическому прогнозированию и программированию положил Д. Кейнс. Глубочайший мировой экономический кризис поставил вопрос о том, что саморегулирующаяся рыночная экономика не всесильна, она приносит беды бедным и разоряет средний класс.
Для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством механизма индикативного стратегического планирования, в экономически развитых странах мира были созданы специальные органы на уровне высшей государственной власти. Так, в США это специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, экономический и социальный советы конгресса; во Франции – Комиссариат по планированию; в Японии – Плановое управление правительства.
Для деятельности по государственному планированию в указанных странах создана необходимая правовая база, сформирована и действует система подготовки кадров высшей квалификации, налажена система информационного обеспечения деятельности государственных ведомств в области индикативного планирования. Большой, но тем не менее ограниченный объем ресурсов, контролируемых государством, привел к необходимости разработки системы целей национального развития, сценариев и прогнозов с элементами управления, программ развития как государственного сектора, так и сопряженных с ним секторов экономики.
Такое государственное регулирование носит как индикативный, так и директивный характер. Индикативность заключается в рекомендательном для большинства фирм содержании экономических программ и методов косвенного регулирования. Директивность связана с созданием и функционированием нормативно-правовой базы для деятельности всех субъектов экономики, а также жестким контролем использования бюджетных средств[9].
Долгосрочное прогнозирование и регулирование представляет собой необходимый элемент экономической политики, ориентированной на обеспечение структурной трансформации экономики в соответствии с новейшими мировыми тенденциями.
В рамках долгосрочной регулирующей деятельности государства осуществляются разработка и реализация среднесрочных программ развития. В свою очередь в рамках среднесрочных программ проводится краткосрочное государственное планирование и регулирование экономики и социальной сферы. Осуществляются они как конъюнктурное регулирование посредством финансовых, налоговых и других инструментов. Последовательность работы по подготовке прогнозов, индикативных планов и программ в странах с рыночной и смешанной экономикой в обобщенном виде выглядит так:
- определение общей картины, принципиального выбора будущего страны и соответствующих целей развития;
- выбор тех или иных вариантов экономической политики;
- обоснование макроэкономических параметров развития;
- разработка детальной программы, т.е. установка для отраслей, регионов и важнейших секторов конкретных целей и лимитов ресурсов, прежде всего контролируемых правительством, ожидаемых масштабов вовлечения ресурсов негосударственных субъектов в деятельность по достижению целей развития;
- определение основных параметров развития в области инвестиций, подготовке кадров, внешнеэкономической деятельности, определение ресурсов для целей создания новых технологий, научно-прикладных изысканий[10].
Собранная из различных источников экономическая информация анализируется центральными правительственными службами с двоякой целью: во-первых, чтобы оценить состояние экономики и сформулировать главные задачи программ развития и, во-вторых, для разработки эконометрических моделей, используемых в процессе формирования программы. Все расчеты завершаются построением перспективных сводных таблиц – экономической и финансовой. Эти таблицы рассматриваются как главные документы, позволяющие характеризовать экономические уровни, народнохозяйственные соотношения и темпы роста экономики[11].
Таким образом, основой современной концепции рыночного управления экономикой страны является гибкое стратегическое планирование учитывающее неопределенность и изменчивость мирового и национального развития. Центральное место в стратегическом планировании занимает определение принципов регулирования и приоритетов в различных сферах.
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ
Стратегические планы разрабатываются на основе анализа состояния и тенденций социально-экономического развития страны.
Немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе, несмотря на кризис. Это страна с социально-ориентированной экономикой. Ее доля в совокупном ВВП стран еврозоны является самой значительной и составляет 30 %. Германская промышленность занимает 1-е место в Европе по объему экспорта. Ведущие немецкие компании в мировых рейтингах неизменно занимают призовые места по качеству ведения бизнеса, инновационной активности, корпоративной стратегии и планированию, глобальному развитию и другим параметрам.
Федеральным правительством в 2005 г. утверждена программа «Агенда-2015». В рамках «Агенды-2010» посредством мероприятий, сгруппированных в 30 блоков, принята программа по снижению издержек по заработной плате, стимулированию внутреннего спроса, обеспечению гибкости рынка труда[12].
Основные показатели развития экономики отражены в табл. 1[13]
Табл.1 - Основные показатели развития экономики Германии (%)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 прогноз |
Экономический рост | 3,2 | 2,5 | 1,3 | -5,0 | 1.2 | 1.7 |
Норма безработицы | 9,8 | 8,4 | 7,3 | 7,7 | 9,2 | 9,3 |
Дефицит бюджета | -1,5 | -0,2 | -0,1 | -3,7 | -5,0 | -4,6 |
Госдолг к ВВП | 67,6 | 65,0 | 65,9 | 73,1 | 76,7 | 79,7 |
Устойчивый рост экономики оказал положительное влияние на состояние государственного бюджета. Рынок труда оказался в более устойчивом положении, чем прогнозировалось благодаря принимаемым мерам по стимулированию занятости. Бюджетная ситуация в условиях кризиса осложняется падением налоговых доходов и возросшими бюджетными расходами.
Финансовый кризис 2008 г. заставил скорректировать стратегию развития страны. К январю 2009 г. правительством утвержден небывалый антикризисный пакет мер, включающий поддержку банковского сектора, вложения в инфраструктуру и рынок труда.
В начале 2009 г. принят второй план по стимулированию германской экономики. Расходы по новому плану составляют 50 млрд евро. Основная часть средств направляется на инвестиционные структурные проекты, стимулирующие внутренний спрос (строительство дорог, уменьшение ставки подоходного налога и др.)
Эти планы осуществляются в рамках утвержденного Правительством среднесрочного плана развития экономики на 2009 – 2013 гг. Экстраполяция существующих тенденций позволяет прогнозировать сохранение высокой конкурентоспособности страны и лидерство в Европейском союзе (табл.2)[14]
Табл.2 - Показатели экономического развития Германии
| 2009 млрд. евро | 2010 | 2011 прогноз | 2012 прогноз |
ВВП в рыночных ценах | 2395,0 | 3,5 | 3,4 | 2,5 |
Личное потребление | 1411,4 | 0,4 | 1.3 | 1.4 |
Государственные расходы | 472.1 | 2,3 | 1,5 | 1,0 |
Капиталовложения в основной капитал | 421,7 | 5.7 | 6.3 | 4,0 |
Общий внутренний спрос | 2277,4 | 2.4 | 2.1 | 1.8 |
Экспорт товаров и услуг | 976,7 | 13,8 | 10.4 | 7,7 |
Импорт товаров и услуг | 859.2 | 12.4 | 8.0 | 6,7 |
Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии