Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Заруб опыт страт планир.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

В условиях глобализации мирового хозяйства исследователи отмечают ряд появившихся за последнее время новых ха­рактеристик функционирования социально-хозяйственных систем, ставших органическими компонентами мирового хозяйства.

Первое. Наблюдающееся усиление зависимости процес­сов в каждой отдельной стране от экономических и соци­ально-политических условий во внешнем мире существен­но повышает значение взаимодействия национальных цен­тров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации. Неравномерность распределения прогнозно-аналитического потенциала между странами и регионами актуализирует проблему возможного подчине­ния прогнозных и плановых проектировок (в том числе и национальных) интересам доминирующих центров миро­вой политики. В этих условиях задача всестороннего разви­тия национальных систем прогнозирования и стратегиче­ского планирования должна во всех странах рассматриваться как ключевая в ряду всех иных задач государственной политики.

Второе. В условиях резкого обострения в мировых мас­штабах проблемы дефицита энергетических и иных природ­ных ресурсов надежды на устойчивое развитие националь­но-хозяйственных систем в долговременной перспективе могут быть связаны с акцентом на освоение глубинно­го потенциала новых знаний и научно-технологических ин­новаций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффектив­ность экономики.

Поэтому объективно возрастает значе­ние постановки на национальном уровне эффективной работы в области как научно-технологического прогнозирования, так и стратегического планирования в виде разработки программ инновационного развития различных отраслей.

Третье. Новые, более жесткие требования выдвигаются к взаимодействию государственной и частной форм вла­сти во всех вопросах стратегического регулирования разви­тия.

В конкретных условиях смешанной экономики каждая страна может и должна вырабатывать в управлении экономи­ческими процессами свои оптимальные схемы сочетания ре­гуляций, базирующихся на экономической выгоде, на адми­нистративных и договорных отношениях, на морально-этиче­ских императивах, на обеспечении функционирования и раз­вития нерыночного в своей основе сектора экономики.

Нельзя не учитывать, что в условиях нарастания мощи транснациональных корпораций, когда основной ресурсный потенциал развития сосредоточивается за пределами прямого государ­ственного управления, эгоистические (частнособственниче­ские) деформации в формировании будущего могут быть скорректированы только в результате более квалифициро­ванного, чем когда-либо ранее, и более ответственного осу­ществления государством своих стратегических функций государствен­ного управления программами и проектами.

Четвертое. За последнее время все большее значение в мире придается региональным особенностям социаль­но-экономической политики. Региональный аспект стал на практике одним из самых трудных вопросов предвидения будущего[8].

Практически все высокоразвитые страны и те из развивающихся стран, которые не смирились со вспомогательной ролью в мире, стали регулярно осуществлять прогнозные разработки на длительный срок или среднесрочную перспективу в сфере науки, технологий, экономического и социального развития. В США, странах Европейского сообщества, Японии, регулярно разрабатываются национальные целевые программы, стало нормой расширять горизонт стратегических планов от трех, пяти лет до 25 и более.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. развеял иллюзии о самонастраивающемся механизме рынка. Теоре­тикам от большой экономической науки и крупного бизнеса пришлось предпринять значительные усилия для создания механизма, который встраивался бы в систему, но не менял ее сути, т.е. позволял сохранить рынок.

После кризиса воз­никло течение под названием кейнсианство. Начало экономическому прогнозированию и программи­рованию положил Д. Кейнс. Глубочайший мировой эконо­мический кризис поставил вопрос о том, что саморегули­рующаяся рыночная экономика не всесильна, она приносит беды бедным и разоряет средний класс.

Для формирования и реализации политики государст­венного регулирования экономики и социальной сферы об­щества, в том числе посредством механизма индикативного стратегического планирования, в экономически развитых странах мира были созданы специальные органы на уровне выс­шей государственной власти. Так, в США это специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, экономический и социальный советы конгресса; во Франции – Комиссариат по планированию; в Японии – Плановое управление правительства.

Для деятельности по государствен­ному планированию в указанных странах создана необходимая правовая база, сформирована и действует система подготовки кадров выс­шей квалификации, налажена система информационного обеспечения деятельности го­сударственных ведомств в области индикативного планиро­вания. Большой, но тем не менее ограниченный объем ресурсов, контролируемых государством, привел к необходимости разработки системы целей национального развития, сцена­риев и прогнозов с элементами управления, программ раз­вития как государственного сектора, так и сопряженных с ним секторов экономики.

Такое государственное регулирование носит как инди­кативный, так и директивный характер. Индикативность за­ключается в рекомендательном для большинства фирм со­держании экономических программ и методов косвенного регулирования. Директивность связана с созданием и функ­ционированием нормативно-правовой базы для деятельно­сти всех субъектов экономики, а также жестким контролем использования бюджетных средств[9].

Долгосрочное прогнозирование и регулирование представля­ет собой необходимый элемент экономической политики, ориентированной на обеспечение структурной трансформа­ции экономики в соответствии с новейшими мировыми тен­денциями.

В рамках долгосрочной регулирующей деятельно­сти государства осуществляются разработка и реализация среднесрочных программ развития. В свою очередь в рам­ках среднесрочных программ проводится краткосрочное го­сударственное планирование и регулирование экономики и социальной сферы. Осуществляются они как конъюнктурное регулирование посредством финансовых, налоговых и других  инструментов. Последовательность работы по подготовке прогнозов, индикативных планов и программ в странах с рыночной и смешанной экономикой в обобщенном виде выглядит так:

- определение общей картины, принципиального выбора будущего страны и соответствующих целей развития;

- выбор тех или иных вариантов экономической политики;

- обоснование макроэкономических параметров развития;

- разработка детальной программы, т.е. установка для отраслей, регионов и важнейших секторов конкретных целей и лимитов ресурсов, прежде всего контролируемых правительством, ожидаемых масштабов вовлечения ресурсов негосударственных субъектов в деятельность по достижению целей развития;

- определение основных параметров развития в области инвестиций, подготовке кадров, внешнеэкономической деятельности, определение ресурсов для целей создания  новых технологий, научно-прикладных изысканий[10]. 

Собранная из различных источников экономическая информация анализируется центральными правительственными службами с двоякой целью: во-первых, чтобы оценить состояние экономики и сформулировать главные задачи  программ развития и, во-вторых, для разработки эконометрических моделей, используемых в процессе формирования программы. Все расчеты завершаются построением перспективных сводных таблиц – экономической и финансовой. Эти таблицы рассматриваются как главные документы, позволяющие характеризовать экономические уровни, народнохозяйственные соотношения и темпы роста экономики[11].

Таким образом, основой современной концепции рыночного управления экономикой страны  является гибкое стратегическое планирование учитывающее неопределенность и изменчивость мирового и национального развития. Центральное место в страте­гическом планировании занимает определение принципов регули­рования и приоритетов в различных сферах.

 

2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран

      (на примере Германии и Франции)  SWOT-анализ

  Стратегические планы разрабатываются на основе анализа  состояния и тенденций  социально-экономического развития страны.

Немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе, несмотря на кризис. Это страна с социально-ориентированной экономикой. Ее доля в совокупном ВВП стран еврозоны является самой значительной и составляет 30 %. Германская промышленность занимает 1-е место в Европе по объему экспорта. Ведущие немецкие компании в мировых рейтингах неизменно занимают призовые места по качеству ведения бизнеса, инновационной активности, корпоративной стратегии и планированию, глобальному развитию и другим параметрам.

Федеральным правительством  в 2005 г. утверждена про­грамма «Агенда-2015». В рам­ках «Агенды-2010» посредством мероприятий, сгруппиро­ванных в 30 блоков, принята программа по  снижению издержек по заработной плате, стимулированию  внутреннего спроса, обеспечению гибкости рынка труда[12].

Основные показатели развития экономики отражены в табл. 1[13]

Табл.1 - Основные показатели  развития экономики Германии (%)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

прогноз

Экономический рост

3,2

2,5

1,3

-5,0

1.2

1.7

Норма безработицы

9,8

8,4

7,3

7,7

9,2

9,3

Дефицит бюджета

-1,5

-0,2

-0,1

-3,7

-5,0

-4,6

Госдолг к ВВП

67,6

65,0

65,9

73,1

76,7

79,7

 

Устойчивый рост экономики оказал положительное влияние на состояние государственного бюджета. Рынок труда оказался в более устойчивом положении, чем прогнозировалось благодаря принимаемым мерам по стимулированию занятости. Бюджетная ситуация в условиях кризиса осложняется падением налоговых доходов и возросшими бюджетными расходами.

Финансовый кризис 2008 г. заставил скорректировать стратегию развития страны. К январю 2009 г. правительством утвержден небывалый антикризисный пакет мер, включающий поддержку банковского сектора, вложения в инфраструктуру и рынок труда.

В начале 2009 г. принят второй план  по стимулированию германской экономики. Расходы по новому плану составляют 50 млрд евро. Основная часть средств направляется на инвестиционные структурные проекты, стимулирующие внутренний спрос (строительство дорог, уменьшение ставки подоходного налога и др.)

Эти планы осуществляются в рамках утвержденного Правительством среднесрочного плана развития экономики на 2009 – 2013 гг. Экстраполяция существующих тенденций позволяет прогнозировать сохранение высокой конкурентоспособности страны и лидерство в Европейском союзе  (табл.2)[14]

Табл.2 - Показатели экономического развития Германии

 

2009

млрд. евро

2010

2011

прогноз

2012

прогноз

ВВП в рыночных ценах

2395,0

3,5

3,4

2,5

Личное потребление

1411,4

0,4

1.3

1.4

Государственные расходы

472.1

2,3

1,5

1,0

Капиталовложения в основной капитал

421,7

5.7

6.3

4,0

Общий внутренний спрос

2277,4

2.4

2.1

1.8

Экспорт товаров и услуг

976,7

13,8

10.4

7,7

Импорт товаров и услуг

859.2

12.4

8.0

6,7

Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии