Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции
Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28
Повышается положительная роль внутреннего спроса в экономическом развитии страны. Растущая занятость, а также повышение заработной платы будут стимулировать увеличения лично потребления в ближайшие годы. Капиталовложения в основной капитал способствуют росту экономики. Устойчивый рост экономики оказал положительное влияние на состояние государственного бюджета. Экономический подъем в значительной степени будет стимулироваться ростом экспорта (табл. 2).
К проблемам, которые решает Германии - необходимость реформирования рынка труда, социальной системы, банковского сектора, необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, выход из ситуации моноспециализации промышленности.
Осложняет ситуацию в Германии нарушение равновесного соотношения между бизнесом и его конкурентоспособностью, с одной стороны, и социальным государством – с другой. Поэтому параллельно с реализацией антикризисных мер необходимо решать вопрос о сокращении социального государства в его современном виде.
SWOT-анализ потенциала социально-экономического развития Германии.
Сильные | Слабые |
- высокоразвитая промышленность; - конкурентоспособная экономика; - высокая инновационная составляющая экономики; - стабильно высокие кредитные рейтинги; - высокое качество ведения бизнеса; - экспортно-ориентированная экономика; - растущая занятость; - повышательный тренд внутреннего спроса.
| - противоречия между социальным государством и непопулярными мерами по его сокращению в условиях кризиса и глобализации экономики; - избыточное регулирование рынка труда; - снижение конкурентоспособности компаний; - контрпродуктивная налоговая политика; - Монокультурная специализация (с упором на автомобилестроение). |
Возможности | Угрозы |
- тенденция к стабилизация ситуации на мировых финансовых рынках, оказывающая положительное влияние на экономику страны; - рост спроса на продукцию германского экспорта; - быстрые темпы роста наукоемких отраслей: интернет-технологий, биотехнологии, новых направлений в фармацевтике, химической промышленности; - активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
| - нестабильная ситуация в еврозоне; - более низкие темпы роста в восточных землях; - устаревшая патерналистская модель общества; - конкуренция со стороны развивающихся стран.
|
Франция, как и Германии, государство, находящееся на постиндустриальном этапе развития экономики. Основным признаком экономической модели страны является интенсивное государственное вмешательство в экономику, однако постепенно эта модель трансформируется.
Для французской экономики характерны следующие особенности:
- отставание от ведущих стран мира в инновационной сфере и развитии экономики знаний;
- замедленная модернизация промышленности;
- низкая динамика потребительского спроса;
- дефицит государственного бюджета;
- высокий государственный долг;
- дефицит внешнеторгового баланса;
- французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы – один из самых высоких по сравнению с другими странами – участницами ЕС;
- уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
- высокоразвитый банковский сектор;
- высокий уровень забастовок.
Для Франции характерно сохранение внутренней и международной специализации на таких устаревающих и устаревших отраслях, как автомобилестроение, пищевая промышленность, металлургия. Отсюда - деиндустриализация, идущая активнее, чем в других странах. Удельный вес промышленности во французском ВВП заметно ниже, чем аналогичный средний показатель по ЕС-15 (соответственно 20.3 и 26.7 %)[15].
Данное обстоятельство имеет разнообразные негативные экономические и социальные последствия. С одной стороны, промышленность предъявляет относительно невысокий спрос на трудовые ресурсы, что становится важным фактором разбалансирования рынка труда. Медленный темп увеличения занятости и постоянно высокий уровень безработицы, в свою очередь, во многом обусловливают низкий темп роста доходов
Поддержание на высоком уровне корпоративных доходов и предпринимательских выплат в социальные фонды – необходимое условие сохранения всеобъемлющей системы социального обеспечения. Поэтому прибыль французских предприятий колеблется в небольших пределах.
Проблемы промышленности отрицательно сказывались на пропорциях и динамике товарного экспорта. Специализация Франции в мировом хозяйстве отражает внутреннюю специализацию ее индустрии: только 13% товарного экспорта приходится на продукцию электронного и аэрокосмического машиностроения и фармацевтики. Отсюда - постоянно невысокие темпы роста экспорта и их падение при любых изменениях во внешней среде (рост стоимости евро к доллару, повышение сырьевых цен).
В условия кризиса правительство Франции предприняло широкомасштабные экономические реформы. Для поддержания общехозяйственной конъюнктуры в 2011 -2014 гг. правительство Франции разработало соответствующую программу, целью которой является сокращение бюджетного дефицита с 7% ВВП в 2010 г. до 5,7% - в 2011 г., 4,6% - в 2012 г., 3% - в 2013 г. и 2% - в 2014 г.
В рамках программы, целью которой является повышение конкурентоспособности на международном рынке и увеличение объемов промышленного производства (к 2015 г. - на 25%), правительство Франции создало специальный фонд в размере 35 млрд. евро, средства из которого будут направлены на развитие следующих секторов:
- образование (11 млрд. евро);
- научно-исследовательская деятельность (7,9 млрд.);
- промышленные проекты (6,5 млрд.);
- сфера телекоммуникаций (4,5 млрд.), а также на поддержку отстающих отраслей промышленности. Наряду с этим был создан инвестиционный фонд в размере 20 млрд. евро, целью которого является финансирование наиболее перспективных отраслей промышленности [16].
В 2010 г. экспорт в стране возрос на 2,8%, а импорт - на 2,2%. Вместе с тем, рост внешнеторгового дефицита продолжится по меньшей мере до 2013 г., когда он может достигнуть 69,3 млрд. евро. Рост ВВП составил всего 2,6 % в 2010 г., но останется достаточно устойчивым до 2013 г. По мнению экспертов МВФ, во Франции повышается инфляционное давление, но темпы инфляции остаются одними из самых низких в еврозоне (табл.1).
Остается низкой частная инвестиционная активность, ухудшились условия финансирования предприятий. Растущая безработица и отчасти инфляция препятствуют росту личного потребления, которое стимулирует спрос. Резко упали инвестиции, увеличилась государственная задолженность (табл.1)[17].
Внешнеторговый дефицит увеличился до 33 млрд евро в 2009г. против 31 млрд в 2008г. Вместе с тем, низшая точка спада экономики Франции скорее всего пройдена. Франция одна из первых среди ведущих индустриальных стран Запада вышла из депрессии, зафиксировав увеличение национальных ВВП (табл.3).
Табл.3 - Некоторые показатели экономического развития Франции (реальное изменение к предыдущему году (%)
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010
|
ВВП Инвестиции в основной капитал Личное потребление Товарный импорт Товарный экспорт Средняя зарплата Инфляция Безработица Процентная ставка по долгосрочным кредитам Государственная задолженность (% ВВП) | 2,3 6,5 2,4 5,4 2,5 3,0 1,5 8,3 4.4 63,8 | 0,3 2.7 1.0 0,8 -0,2 2,9 3,2 7,8 3,4 67,4 | -2,2 -11.8 0,6 -8.8 -11,4 2,0 0,4 9,6 3,6 77,1 | 1.2 -1,4 0,8 3,4 2,6 1,9 1.2 10,7 3,6 84.0 |
Перед французским руководством в экономической сфере стоят две кардинальные задачи: краткосрочная – обеспечить окончательный выход из кризиса и переход к оживлению, и долгосрочная – содействовать решению стратегических проблем, нацеленному на ликвидацию отставания страны от однотипных государств.
SWOT-анализ социально-экономического развития страны
Сильные | Слабые |
- научно-технический потенциал; - членство в Европейском сообществе (взаимные торгово-экономи- ческие связи, законодательные инициативы и пр.); - высокоразвитый банковский сектор; - эффективный механизм распределения финансовых потоков, низкий уровень теневой экономики; - развитая сфера услуг: туризм, гостиничный сервис; - наличие крупных научно-образовательных центров; - развитая экономическая и транспортная инфраструктура; - высокий квалификационный уровень рабочей силы.
| - сильный госсектор; - отставание в наукоемких, инновационных отраслях: электронное машиностроение, фармацевтика и др.; - высокие налоги и социальные выплаты, жесткое трудовое законодательство; - моноспециализация на устаревающих и устаревших отраслях: автомобилестроение, металлургия, пищевая промышленность); - высокая безработица. |
Возможности | Угрозы |
- постепенный рост спроса на внутреннем и внешнем рынках; - стабилизация на международном межбанковском кредитном рынках; - программы стимулирования производства, рассчитанные на долгосрочную перспективу;
| - Высокие налоги и социальные выплаты, жесткое трудовое законодательство; - дефицит государственного бюджета; - высокий государственный долг; - дефицит внешнеторгового баланса; - высокий уровень забастовок; - неэффективная миграционная политика; - нестабильная ситуация в европейском сообществе.
|
Таким образом. ставка в стратегическом планирования таких европейских стран, как Германия и Франция, делается с учетом сохранения в списке лидеров мировой экономики, развитие научно-технического потенциала, наукоемких отраслей, человеческого потенциала, ведущих к высокой экономической эффективности производства.
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего
бизнеса, использование опыта программирования
для России
Одна из проблем германской экономики – недостаточные усилия по формированию венчурного капитала и поддержке инновационной активности малых и средних предприятий. В 2006 г. германским правительством была принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя следующие направления:
- устранение бюрократических ограничений;
- поддержка начинающих предпринимателей;
- усиление инновационной составляющей;
- улучшение условий финансирования;
- мобилизация венчурного капитала для инноваций.
Целью реализация программы является увеличение доли высокотехнологичной продукции в экспорте за счет усиления инновационной составляющей деятельности малых и средних предприятий. Германия имеет отрицательное сальдо в торговле компьютерной техникой, электроникой, биотехнологическими и лекарственными препаратами.
Проанализируем актуальный для России германский опыт устранения бюрократических ограничений, поддержку начинающих предпринимателей и усиление инновационной составляющей деятельности малых и средних предприятий, а также систему финансирования.
В чем заключается суть устранения бюрократических ограничений? Прежде всего, их упрощение или устранение, использование для этих целей интернет-технологий, действия по ограничению злоупотреблений и законодательные инициативы для их реализации.
В Германии в 2006-2008 гг. принято три закона об устранении бюрократических ограничений для малых и средних предприятий, что позволило упразднить или упростить 95 административных процедур. В интересах 150 тыс. предприятий увеличен порог годового оборота с 350 до 500 тыс. евро, обязывающий предпринимателей вести бухгалтерскую отчетность. Упразднена обязательная статистическая отчетность на производственном предприятии со штатной численностью сотрудников менее 20 человек, что позволило почти вдвое сократить численность предприятий, подпадавших под действие прежнего требования (до 25 тыс.).
Периодичность представления статистических данных в контролирующие органы сокращена до одного раза в год (ранее данные предоставлялись ежемесячно). Введено правило, в соответствие с которым лицо, открывшее свое дело, в течение первых трех лет освобождается от обязательной подачи статистических отчетов в контролирующие инстанции.
Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии