Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей стратегического планирования в зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и задачи стратегического планирования;
- обосновать необходимость стратегического планирования
- исследовать методологию и опыт стратегического планирования в развитых странах на примере Германии и Франции

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, цели, задачи стратегического планирования 5
2. Стратегическое планирования в странах рыночной и смешанной
экономик. Анализ социально-экономического развития развитых
стран 9
2.1 Тенденции стратегического планирования в странах рыночной и
смешанных экономик 9
2.2 Анализ социально-экономического развития развитых стран
(на примере Германии и Франции) SWOT-анализ 14
3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса
в Германии 22
Заключение 27
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Заруб опыт страт планир.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

 

Повышается положительная роль внутреннего спроса в экономическом развитии страны. Растущая занятость, а также повышение заработной платы будут стимулировать увеличения лично потребления в ближайшие годы. Капиталовложения в основной капитал способствуют росту экономики. Устойчивый рост экономики оказал положительное влияние на состояние государственного бюджета.  Экономический подъем в значительной степени будет стимулироваться ростом экспорта (табл. 2).

К проблемам, которые решает Германии - необходимость реформирования рынка труда, социальной системы, банковского сектора, необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, выход из ситуации моноспециализации промышленности. 

Осложняет ситуацию в Германии нарушение равновесного соотношения между бизнесом и его конкурентоспособностью, с одной стороны, и социальным государством – с другой. Поэтому параллельно с реализацией антикризисных мер необходимо решать вопрос о сокращении социального государства в его современном виде.

SWOT-анализ потенциала социально-экономического развития Германии.

Сильные

Слабые

- высокоразвитая промышленность;

- конкурентоспособная экономика;

- высокая инновационная составляющая экономики;

- стабильно высокие кредитные рейтинги;

- высокое качество ведения бизнеса;

- экспортно-ориентированная экономика;

- растущая занятость;

- повышательный тренд внутреннего спроса.

 

- противоречия между социальным государством и непопулярными мерами по его сокращению в условиях кризиса и глобализации экономики;

- избыточное регулирование рынка труда;

- снижение конкурентоспособности компаний;

- контрпродуктивная налоговая политика;

- Монокультурная специализация (с упором на автомобилестроение).

Возможности

Угрозы

- тенденция к стабилизация ситуации на мировых финансовых рынках, оказывающая положительное влияние на экономику страны;

- рост спроса на продукцию германского экспорта;

- быстрые темпы роста наукоемких отраслей: интернет-технологий, биотехнологии, новых направлений в фармацевтике, химической промышленности;

- активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

 

- нестабильная ситуация в еврозоне;

- более низкие темпы роста в восточных землях;

- устаревшая патерналистская модель общества;

- конкуренция со стороны развивающихся стран.

 

 

Франция, как и Германии, государство, находящееся на постиндустриальном этапе развития экономики. Основным признаком экономической модели  страны является интенсивное государственное вмешательство в экономику, однако постепенно эта модель трансформируется.

Для французской экономики характерны следующие особен­ности:

- от­ставание от ведущих стран мира в инновационной сфере и развитии экономики знаний;

- замедленная модернизация промышленности;

- низкая динами­ка потребительского спроса;

- дефицит государственного бюджета;

- высокий государственный долг;

-  дефицит внешнеторгового баланса;

- французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы – один из самых высоких по сравнению с другими странами – участницами ЕС;

- уровень налогообложения французских компаний и соци­альных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;

- высокоразвитый банковский сектор;

- высокий уровень забастовок.

Для Фран­ции характерно сохранение внутренней и между­народной специализации на таких устаревающих и устаревших отраслях, как автомобилестроение, пищевая промышленность, металлургия. Отсюда - де­индустриализация, идущая активнее, чем в дру­гих странах. Удельный вес промышленности во французском ВВП заметно ниже, чем аналогич­ный средний показатель по ЕС-15 (соответствен­но 20.3 и 26.7 %)[15].

Данное обстоятельство имеет разнообразные негативные экономические и социальные послед­ствия. С одной стороны, промышленность предъ­являет относительно невысокий спрос на трудо­вые ресурсы, что становится важным фактором разбалансирования рынка труда. Медленный темп увеличения занятости и постоянно высокий уровень безработицы, в свою очередь, во многом обусловливают низкий темп роста доходов

Поддержание на высоком уровне корпоративных доходов и предпринимательских выплат в социальные фонды – необходимое условие сохранения всеобъемлющей системы социального обеспечения. Поэтому прибыль французских предприятий колеблется в небольших пределах.

Проблемы промышленности отрица­тельно сказывались на пропорциях и динамике товарного экспорта. Специализация Франции в мировом хозяйстве отражает внутреннюю спе­циализацию ее индустрии: только 13% товарного экспорта приходится на продукцию электрон­ного и аэрокосмического машиностроения и фармацевтики. Отсюда - постоянно невысокие темпы роста экспорта и их падение при любых изменениях во внешней среде (рост стоимости евро к доллару, повышение сырьевых цен).

В условия кризиса правительство Франции предприняло широкомас­штабные экономические реформы. Для поддержания общехозяй­ственной конъюнктуры в 2011 -2014 гг. правительство Франции раз­работало соответствующую про­грамму, целью которой являет­ся сокращение бюджетного дефи­цита с 7% ВВП в 2010 г. до 5,7% - в 2011 г., 4,6% - в 2012 г., 3% - в 2013 г. и 2% - в 2014 г.

В рамках программы, целью ко­торой является повышение кон­курентоспособности на междуна­родном рынке и увеличение объ­емов промышленного производ­ства (к 2015 г. - на 25%), правитель­ство Франции создало специальный фонд в размере 35 млрд. евро, сред­ства из которого будут направлены на развитие следующих секторов:

- образование (11 млрд. евро);

- научно-исследовательская деятельность (7,9 млрд.);

- промышленные проек­ты (6,5 млрд.);

- сфера телекоммуни­каций (4,5 млрд.), а также на под­держку отстающих отраслей про­мышленности. Наряду с этим был создан инвестиционный фонд в раз­мере 20 млрд. евро, целью которого является финансирование наибо­лее перспективных отраслей про­мышленности [16].

В 2010 г. экспорт в стране  возрос на 2,8%, а импорт - на 2,2%. Вместе с тем, рост внешнеторгового дефицита продол­жится по меньшей мере до 2013 г., когда он может достигнуть 69,3 млрд. евро. Рост ВВП со­ставил всего 2,6 % в 2010 г., но останется достаточно устойчивым до 2013 г. По мнению экспертов МВФ, во Франции повышается инфляци­онное давление, но темпы инфляции остаются одними из самых низких в еврозоне (табл.1).

Остается низкой частная инвестиционная активность, ухудшились условия финансирования предприятий. Растущая безработица и отчасти инфляция препятствуют росту личного потребления, которое стимулирует спрос. Резко упали инвестиции, увеличилась государственная задолженность (табл.1)[17].

Внешнеторговый дефицит увеличился до 33 млрд евро в 2009г. против 31 млрд в 2008г. Вместе с тем, низшая точка спада  экономики Франции скорее всего пройдена. Франция одна из первых среди ведущих индустриальных стран Запада вышла из депрессии, зафиксировав увеличение национальных ВВП (табл.3).

Табл.3 - Некоторые показатели экономического развития Франции (реальное изменение к предыдущему году (%)

Показатели

2007

2008

2009

2010

 

ВВП

Инвестиции в основной капитал

Личное потребление

Товарный импорт

Товарный экспорт

Средняя зарплата

Инфляция

Безработица

Процентная ставка по долгосрочным кредитам

Государственная задолженность (% ВВП)

2,3

6,5

2,4

5,4

2,5

3,0

1,5

8,3

4.4

63,8

0,3

2.7

1.0

0,8

-0,2

2,9

3,2

7,8

3,4

67,4

-2,2

-11.8

0,6

-8.8

-11,4

2,0

0,4

9,6

3,6

77,1

1.2

-1,4

0,8

3,4

2,6

1,9

1.2

10,7

3,6

84.0

 

Перед французским руководством в экономической сфере стоят две кардинальные задачи: краткосрочная – обеспечить окончательный выход из кризиса и переход к оживлению, и долгосрочная – содействовать решению стратегических проблем, нацеленному на ликвидацию отставания страны от однотипных государств.

SWOT-анализ социально-экономического развития страны

Сильные

Слабые

- научно-технический потенциал;

- членство в Европейском сообществе (взаимные торгово-экономи-

ческие связи, законодательные инициативы и пр.);

- высокоразвитый банковский сектор;

- эффективный механизм распределения финансовых потоков, низкий уровень теневой экономики;

- развитая сфера услуг: туризм, гостиничный сервис;

- наличие крупных научно-образовательных центров;

- развитая экономическая и транспортная инфраструктура;

- высокий квалификационный уровень рабочей силы.

 

- сильный госсектор;

- отставание в наукоемких, инновационных отраслях: электронное машиностроение, фармацевтика и др.;

- высокие налоги и социальные выплаты, жесткое трудовое законодательство;

- моноспециализация на устаревающих и устаревших отраслях: автомобилестроение, металлургия, пищевая промышленность);

- высокая безработица.

Возможности

Угрозы

- постепенный рост спроса на внутреннем и внешнем рынках;

- стабилизация на международном межбанковском кредитном рынках;

  - программы стимулирования производства, рассчитанные на долгосрочную перспективу;

 

- Высокие налоги и социальные выплаты, жесткое трудовое законодательство;

- дефицит государственного бюджета;

- высокий государственный долг;

-  дефицит внешнеторгового баланса;

- высокий уровень забастовок;

- неэффективная миграционная политика;

- нестабильная ситуация в европейском сообществе.

 

 

Таким образом. ставка в стратегическом планирования таких европейских стран, как Германия и Франция, делается с учетом сохранения в списке лидеров мировой экономики, развитие научно-технического потенциала, наукоемких отраслей, человеческого потенциала, ведущих к высокой экономической эффективности производства.

 


3. Анализ стратегии поддержки малого и среднего

   бизнеса, использование опыта программирования

   для России

 

Одна из проблем германской экономики – недостаточные усилия по формированию венчурного капитала и поддержке инновационной активности малых и средних предприятий. В 2006 г. германским правительством была принята программа под­держки малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя сле­дующие направления:

- устранение бюрократических ограничений;

- поддержка начинающих предпри­нимателей;

-  усиление инновационной составляющей;

- улучшение условий финансирования;

- мобилизация венчурного капитала для инноваций.

Целью реализация программы является увеличение доли высокотехнологичной продукции в экспорте за счет усиления инновационной составляющей деятельности малых и средних предприятий. Германия имеет отрицательное сальдо в торговле компьютерной техникой, электроникой, биотехнологическими и лекарственными препаратами.

Проанализируем актуальный для России германский опыт устранения бюрократических ограничений,  поддержку начинающих предпри­нимателей и усиление инновационной составляющей деятельности малых и средних предприятий, а также систему финансирования.

В чем заключается суть устранения бюрократических ограничений? Прежде всего, их упрощение или устранение,  использование для этих целей интернет-технологий,  действия по ограничению злоупотреблений и законодательные инициативы для их реализации.

В Германии в 2006-2008 гг. принято три закона об устранении бюрократических ограничений для малых и средних предприятий, что позволило упразднить или упростить 95 адми­нистративных процедур. В интересах 150 тыс. предприятий уве­личен порог годового оборота с 350 до 500 тыс. евро, обязывающий предпри­нимателей вести бухгалтерскую отчетность. Упразднена обязательная статистическая отчетность на производственном предприятии со штатной численностью сотрудников менее 20 человек, что позволило почти вдвое сокра­тить численность предприятий, подпадавших под действие прежнего требова­ния (до 25 тыс.).

Периодичность представления статистических данных в кон­тролирующие органы сокращена до одного раза в год (ранее данные предос­тавлялись ежемесячно). Введено правило, в соответствие с которым лицо, от­крывшее свое дело, в течение первых трех лет освобождается от обязательной подачи статистических отчетов в контролирующие инстанции.

Информация о работе Анализ стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Германии