Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов, анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы, экономических отношений, складывающихся в процессе франчайзинга, а также рассмотрение франчайзинга на примере конкретных российских предприятий.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
сущьность франчайзинга и история его развития, виды франчайзинга, особенности договора франчайзинга и экономические основы развития, его преимущества и недостатки;
проанализировать особенности организации франчайзинга, а так же эффективности франчайзинговой схемы на примере коммерческой организации ООО "Стейкир".

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, правовые и экономические основы франчайзинга, его преимущества и недостатки
1.1 Сущность франчайзинга и история его развития в России
1.2 Правовые основы франчайзинга в России
1.3 Особенности договора франчайзинга
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга в торговле
Глава 2. Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Особенности организации франчайзинга в ООО "Стейкир"
2.3 Анализ эффективности франчайзинга для ООО "Стейкир"

Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом на тему Роль франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. 2.rtf

— 6.92 Мб (Скачать)

В секторе «нового» предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании «Сабвей» и «Баскин Роббинс».

Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга к  России.

Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. Мной было проведено обширное исследование по состоянию на октябрь-ноябрь 2006 и 2007, 2008 года. Наибольшее количество франшиз в 2008 году наблюдалось в секторе розничной торговли - 56%.

Структура рынка франшиз в России

 

Результаты исследования показали опережающие темпы развития франчайзинга в секторе розничной торговли. Это объясняется положительными тенденциями самой отрасли в исследуемый период времени.

Динамика роста франшизных сетей в России

По всем указанным на схеме секторам в 2008 году произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами, 27,3% по продовольственной торговле, 30,1% по сектору общественного питания и 25% по услугам.

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом, в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской , аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

Структура рынка франшиз

 

Как показали исследования сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции  особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, по продаже чая, кофе, выпечки , сыров, замороженных продуктов и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и реальным перераспределением в 2008 году франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзинговм понимают три  основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. Результаты проведенного анализа в 2008 году показал, что по некоторым , где используется франчайзинг, разрыв является достаточно большим.

В исследуемый период я наблюдала две позитивные тенденции: во-первых, высокий уровень активности франчайзеров по освоению новых территорий, во-вторых, в отличие от предыдущих лет стало увеличиваться количество франчайзеров, не относящихся к Московскому региону. Наибольшая предпринимательская активность наблюдалась в регионах с наибольшим потенциалом и развитой инфраструктурой. Безусловно, с учетом масштаба территории России и серьезных различий в уровне развития регионов, и развитие франчайзинга будет происходить неоднородно, как по времени, так и по структуре. Проведенные нами исследования показывают рост количества локальных сетей на региональных рынках.

При всех положительных тенденциях, в настоящее время участники франшизных отношений, присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие единого понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав , пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и последующему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является «скрытым», поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно повышается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

Много проблем сохраняется и в отношениях «франчайзер-франчайзи», которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к  отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров. В настоящее время также нельзя отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев используются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером, но это более относится к издержкам правового регулирования и этики делового поведения, чем к признакам франчайзинга.

Дальнейшее развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой активностью непосредственных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области ,  позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества.

В условиях  глобального кризиса проблемы и трудности наблюдались практически во всех секторах экономики. Изменялись поведенческие модели населения на потребительском рынке, снижался уровень потребительской уверенности и активности, пересматривались бюджеты домохозяйств и изменялись предпочтения, что безусловно повлекло за собой  необходимость для нового осмысления и пересмотра стратегий развития субъектов рынка.

Снижение спроса и изменение его структуры, отсутствие оборотных средств, рост арендных платежей и других издержек и другие факторы привели к ухудшению положения торговых и обслуживающих предприятий и организаций, банкротству и уходу с рынка.  Общая ситуация сказалась на секторе франчайзинга.

В России было закрыто и приостановлено достаточно много проектов, но по ряду причин не всегда это «афишировалось».   По нашей информации те сети, которые декларировали франчайзинг, а фактически занимались дистрибуцией испытывали серьезные трудности (особенно в секторе обуви и одежды). Однако, нельзя не отметить, что ограничение собственных ресурсов в некоторых секторах экономики повысило активность самих франчайзеров по привлечению в сеть инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На рынке появляются новые франшизные проекты и расширяется круг потенциальных франчайзеров, но им еще потребуется время для выхода на рынок по концепции франчайзинга. Происходит смещение интересов с расширения на рынке за счет собственных предприятий  к расширению за счет франчайзи. Так что в этом смысле, франчайзинг будет использоваться активнее, чем другие формы, при условии, если франчайзеры будут грамотно выстраивать продуктовые и марочные стратегии. Проявляет себя более серьезное отношение к бизнесу. В нестабильной среде большую актуальность приобретает оценка  рисков и планирование деятельности. С целью сохранения устойчивости системы большее внимание необходимо уделять безопасности бизнеса. Крайне важно также выстраивание партнерских отношений, особо пристальное внимание необходимо будет уделять выбору партнеров.

С целью привлечения конечных потребителей и потребителей франшизы также ожидаема дальнейшая диверсификация, т.е. появление новых форматов и новых франшиз. В России, особенно в регионах отмечается активизация потенциальных франчайзи. Спрос на франшизу наблюдается со стороны торговых центров и организаций, выступающих арендодателями помещений. Определенным стимулом явилось закрытие казино и соответственно освобождение помещений, предназначенных для проведения досуга. Успешные франшизы востребованы. Сектор потенциальных франчайзи качественно изменился. Это в большинстве своем грамотные руководители, желающие приобрести хороший продукт.

Безработные граждане, имеющие свободные ресурсы вкладывают их в активы, приносящие доход. Одним из таких активов можно рассматривать «франшизу». С этой точки зрения можно ожидать увеличение активности в секторе франчайзинга в общем. На мой взгляд, особенно в регионах в ближайшее время будут более востребованы мелкоформатные франшизы, а также менее стандартизованные франшизы.

1.2 Правовые основы франчайзинга в России

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009):

Глава 54. Коммерческая концессия

ФЗ №216 "О внесении изменений в часть вторую ГК РФ"

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Глава 27. Понятие и условия договора

Глава 28. Заключение договора

Глава 29. Изменение и расторжение договора

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008)

Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010)

Глава 69. Общие положения

Глава 72. Патентное право

Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "О защите конкуренции" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

6. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне" (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

7. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам"

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2008 г. N 321 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации"

9. Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 31 "О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5661)

10. Приказ Роспатента от 10.04.2009 N 55 (с изм. от 11.05.2010) "Об утверждении Технологии государственной регистрации перехода исключительного права на объекты интеллектуальной собственности без договора"

11. "Сингапурский договор о законах по товарным знакам" (Принят в г. Сингапуре 27.03.2006 на Дипломатической конференции по принятию Пересмотренного договора о законах по товарным знакам) (Федеральный закон от 23.05.2009 N 98-ФЗ "О ратификации Сингапурского договора о законах по товарным знакам" (принят ГД ФС РФ 06.05.2009))

12. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г. (последняя редакция 02 октября 1979г.)

13. Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (последняя редакция 14 июля 1967г.)

14. "Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков" от 15 июня 1957 г. (последняя редакция 13 мая 1977 г.)

15. Регламент Комиссии ЕС от 22 декабря 1999 г. № 2790/1999 «О применении статьи 81(3) Договора к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий».

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)

Статья 1027. Договор коммерческой концессии

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Информация о работе Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"