Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов, анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы, экономических отношений, складывающихся в процессе франчайзинга, а также рассмотрение франчайзинга на примере конкретных российских предприятий.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
сущьность франчайзинга и история его развития, виды франчайзинга, особенности договора франчайзинга и экономические основы развития, его преимущества и недостатки;
проанализировать особенности организации франчайзинга, а так же эффективности франчайзинговой схемы на примере коммерческой организации ООО "Стейкир".

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, правовые и экономические основы франчайзинга, его преимущества и недостатки
1.1 Сущность франчайзинга и история его развития в России
1.2 Правовые основы франчайзинга в России
1.3 Особенности договора франчайзинга
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга в торговле
Глава 2. Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Особенности организации франчайзинга в ООО "Стейкир"
2.3 Анализ эффективности франчайзинга для ООО "Стейкир"

Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом на тему Роль франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы. 2.rtf

— 6.92 Мб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие, правовые и экономические основы франчайзинга, его преимущества и недостатки

1.1 Сущность франчайзинга и история его развития в России

1.2 Правовые основы франчайзинга в России

1.3 Особенности договора франчайзинга

1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга в торговле

Глава 2. Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Особенности организации франчайзинга в ООО "Стейкир"

2.3 Анализ эффективности франчайзинга для ООО "Стейкир"

 

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

С началом радикальных экономических реформ в отечественный экономический лексикон вошло новое, ранее не известное понятие - франчайзинг. Получило оно отражение и в гражданском законодательстве России. В частности франчайзинг закреплен в новом Гражданском кодексе РФ. В последние годы франчайзинг начинает проникать и в российскую предпринимательскую практику. Хотя франчайзинг - всего лишь одна из многих ныне практикуемых сетевых товаро-распределительных и сервисных структур. Во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается гораздо шире и глубже - как особая, отвечающая потребностям современного рынка «философия» предпринимательства, как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений. Предпринимательская деятельность, организованная по методу франчайзинга, считается динамичной и прогрессивной формой организации бизнеса.

Таким образом, актуальность работы определяется тем, что франчайзинг, как способ осуществления коммерческой деятельности обладает высокой эффективностью и имеет большое значение для развития экономики государства. Это обусловливает развития данного способа ведения бизнеса в России.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов, анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы, экономических отношений, складывающихся в процессе франчайзинга, а также рассмотрение франчайзинга на примере конкретных российских предприятий.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

сущьность франчайзинга и история его развития, виды франчайзинга, особенности договора франчайзинга и экономические основы развития, его преимущества и недостатки;

проанализировать особенности организации франчайзинга, а так же эффективности франчайзинговой схемы на примере коммерческой организации ООО "Стейкир".

 

Объект исследования - общественные отношение, возникающие в бизнесе, осуществляющимся на основе франчайзинга.

Предмет исследования - франчайзинг как форма предпринимательской деятельности.

Исследованию поставленных в работе задач способствовал анализ монографий, книг, научных исследований по теоретическим и практичеким вопросам использования франчайзинга, материалов научных конференций, статей в научных сборниках и периодической печати.

Мной использовалсвя системно-типологический, описательный и структурный методы исследования.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении особенностей организации франчайзинга и эффективности франчайзинговой схемы коммерческой деятельности фирмы. При этом в работе была изучена экономическая сущность отношений франчайзинга, а также сделан обзор о существующей современной коммерческой организации ООО "Стейкир" и даны рекомендации для улучшения ее эффективности.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, предложений, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составил ? страниц.

 

Глава 1. Понятие, правовые и экономические основы франчайзинга, его преимущества и недостатки

1.1 Сущность франчайзинга и история его развития в России

Франчайзинг (в российском законодательстве термин отсутствует) - это форма взаимодействия субъектов рынка, представляющая одну из разновидностей вертикальной интеграции, обладающая рядом специфических признаков. Далеко не каждая сеть развивается в формате франчайзинга. Соглашение, на основе которого действуют участники отношений, является вертикальным соглашением.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. [[4]]

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.[[5]]

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Франшиза (в российском законодательстве термин отсутствует). В других правовых системах нет полного терминологического единообразия:

под «франшизой» понимается права (комплекс прав): например, Регламенты ЕС, Модельный закон раскрытия франшизы УНИДРУА)

либо отношения, права и обязательства по договору, договоренности (например, Акты США, Австралийский Кодекс, Закон Китая)

либо комплексная лицензия (например, Республика Казахстан)

При отсутствии терминологического единообразия возможно выделить ряд общих признаков, характерных для определения сущности и содержания франчайзинга:

наличие письменного двухстороннего соглашения (контракта);

субъекты соглашения - франчайзер (обладатель прав) и франчайзи (пользователь прав);

наличие прав у франчайзера (торговое название и/или товарный знак(знак обслуживания), коммерческие символы, патенты, ноу-хау, деловые и технические методы ,производственная система и другие права интеллектуальной собственности;

использование прав на интеллектуальную собственность с целью распределения товаров и услуг;

право и обязанность франчайзи осуществлять бизнес в соответствии с концепцией франчайзера; вести бизнес под системой или существенно определенным маркетинговым планом; работать под единообразной системой франшизы, вести дело под системой установленной франчайзером;

со стороны франчайзера - поддержавшие, продолжающиеся условия коммерческой и технической помощи ; помощь различного характера; обучение и продолжающаяся помощь;

прямое или косвенное вознаграждение; входные и продолжающиеся платежи;

контроль со стороны франчайзера;

преддоговорное раскрытие информации (в некоторых странах обязательно только для франчайзера, в некоторых странах обязательно для двух сторон.

Франшизный пакет (в официальной терминологии термин не установлен) - в практической деятельности представляет собой совокупность документации, позволяющий идентифицировать и использовать права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также описывающей процессы, методики и процедуры, представляющие собой в совокупности систему ведения дела.

Интеллектуальная собственность (регулируется российским законодательством) - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Лицензионный договор (регулируется российским законодательством) - договор, в соответствии с которым одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Договор коммерческой концессии (регулируется российским законодательством) - договор в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Компания-франчайзер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обладающий правами на товарный знак, другие объекты интеллектуальной собственности и систему ведения дела.

Организация-франчайзи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, приобретающее права на использование принадлежащих франчайзеру прав.

Права должны передаваться на основании договора, который не противоречит нормам российского законодательства, во временное пользование и на определенных условиях.

Точка франчайзи - объект, в котором осуществляется деятельность, например, кафе. Одному франчайзи может принадлежать несколько точек, например, кафе в различных местах города.

Запуск франчайзингового Проекта - первое публичное упоминание о «продаже франшизы».

«Продажа» или «покупка» франшизы в контексте Проекта подразумевает собой факт вступления в силу договора, по которому стороны приступили к исполнению обязательств, связанных с передачей франчайзером принадлежащих ему прав франчайзи.

Сущность франчайзинга состоит в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки.

Договор налагает на франчази ряд обязательств - плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

История развития франчайзинга в (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что "franchising" - все права и свободы епископатов… пожалованные королевской короной в 1559 году, а "franchises" - ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе "связанных домов", которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система "связанных домов" оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

Информация о работе Анализ роли франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы на примере ООО "Стейкир"