Исследование на предмет удобочитаемости шрифтов Helvetica и Arial

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Предположение состоит в том, что исследуемые шрифты целесообразно применять исключительно таким образом, чтобы набранный ими текст был наиболее удобочитаемым в определенной среде его использования и применения, то есть шрифт Arial использовать для экранный текстов и публикаций, а шрифт Helvetica – в публикациях печатных текстов.
Для подтверждения (или опровержения) данного предположения необходимо исследовать, прежде всего, понятие «удобочитаемость», а также ее зависимость от выбранного шрифта и среды использования гарнитуры, первоначальное предназначение и специфические особенности каждой из исследуемых гарнитур.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Удобочитаемость шрифта……………………………………………….4
1.1. Зависимость удобочитаемости текста от выбранного шрифта…..4
1.2. Особенность типографики печатных текстов и типографики экранной…………………………………………………………...…7
2. Гарнитура Helvetica………………………………………………….….11
3. Гарнитура Arial………………………………………………………….13
4. Цель и задачи исследования……………………………………………14
5. Исследование отличий шрифтов Helvetica и Arial…………………...15
5.1. Анализ рисунков символов гарнитур Helvetica и Arial……….…15
5.2. Анализ цветов гарнитур Helvetica и Arial…………………...……29
Заключение…………………………………………………………………33
Список используемых источников…

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 3.45 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию                                                           ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

 

Кафедра «Дизайн, реклама и технология

полиграфического производства»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект на тему

«Исследование на предмет удобочитаемости

шрифтов Helvetica и Arial»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил: ст. гр. ИТД-415

                                                                                            Строганова Т. В.

                                                                        Проверил: к. т. д., доцент 

                                                                                            Сысуев И. А.

                                        

 

 

 

                                    Омск 2008

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Удобочитаемость шрифта……………………………………………….4
    1. Зависимость удобочитаемости текста от выбранного шрифта…..4
    2. Особенность типографики печатных текстов и типографики экранной…………………………………………………………...…7
  2. Гарнитура Helvetica………………………………………………….….11
  3. Гарнитура Arial………………………………………………………….13
  4. Цель и задачи исследования……………………………………………14
  5. Исследование отличий шрифтов Helvetica и Arial…………………...15
    1. Анализ рисунков символов гарнитур Helvetica и Arial……….…15
    2. Анализ цветов гарнитур Helvetica и Arial…………………...……29

Заключение…………………………………………………………………33

Список используемых источников…………………………………..……34

 

Введение

При верстке текстов значительного объема весьма важен выбор гарнитуры наборного шрифта, так как от его удобочитаемости зависит комфортность чтения. Если не принимать во внимание эстетические вопросы, выбор шрифта полностью определяется именно его удобочитаемостью в определенной среде.

В настоящей работе подвергается сравнительному анализу удобочитаемость двух шрифтовых гарнитур — Arial и Helvetica, — из которых одна, а именно Arial, принадлежит типу экранных шрифтов, а вторая, Helvetica, принадлежит типу шрифтов для печатных текстов:


 

 

 

 

 

 

 

 

Предположение состоит в том, что исследуемые шрифты целесообразно применять исключительно таким образом, чтобы набранный ими текст был наиболее удобочитаемым в определенной среде его использования и применения, то есть шрифт Arial использовать для экранный текстов и публикаций, а шрифт Helvetica – в публикациях печатных текстов.

Для подтверждения (или опровержения) данного предположения необходимо исследовать, прежде всего, понятие «удобочитаемость», а также ее зависимость от выбранного шрифта и среды использования гарнитуры, первоначальное предназначение и специфические особенности каждой из исследуемых гарнитур. Кроме того, необходимо провести практическое изучение рисунков символов двух шрифтов, а также цвет шрифта и в результате получить соответствующие выводы.

Данное исследование является актуальным, поскольку происходит образование и формирование экранной типографики, требующей применение определенных правил использования шрифтовых гарнитур, где определенное место имеет шрифт Arial.

 

    1. Удобочитаемость шрифта
      1. Зависимость удобочитаемости текста от выбранного шрифта

Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость:

Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.

Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.

Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.

Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.

Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.

Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.

Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.

Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:

1) дети дошкольного возраста  — до 7 лет;

2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;

3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых  навыки чтения в основном уже  выработались;

4) дети среднего и старшего  возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у  которых навыки чтения выработаны полностью.

Дети дошкольного возраста только начинают читать или еще вообще не читают. Поэтому вопрос о выборе шрифта (например, для книги-картинки) связан главным образом с форматом издания и форматом иллюстраций. Для дошкольников, уже начинающих читать, рекомендуется шрифт размером в 20 или 16 пунктов. Лучшей из существующих гарнитур для детей младшего возраста (1-го и 2-го классов) является школьная гарнитура размером 16 и 14 пунктов для 1-го класса (кроме букваря), 14 и 12  — для 2-го класса, 12 и 11 — для 3-го класса, 11 и 10 — для 4-го класса.

В младших классах лучше читается гарнитура, которая в достаточной степени насыщена цветом. А в старших классах признак цветности только мешает удобочитаемости и более критичным и становятся признаки, выявляющие форму самих знаков (например, литературная гарнитура).

В средних классах (с 5-го по 7-й) литературная и школьная гарнитуры читаются приблизительно одинаково [2].

Выбор гарнитуры шрифта — это не только  эстетическое решение. Конкретный вид шрифта может украсить текст, который он представляет, но  помимо этого шрифт также может нести и полезную информацию, например, выделять что-либо. Верный выбор шрифта и правильное его использование  влияют на легкость чтения текста, начиная с его элементарной разборчивости. Шрифт существует только тогда, когда  воспринимается визуально, визуализация может  выполняться разнообразными средствами: от экрана  монитора до печати и проекции на плоскость.

Кроме того, исследования  выявили, что если исключить плохой дизайн и плохую  верстку, то несомненно, что наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее для данного читателя [1].

 

 

      1. Особенности типографики печатных текстов и типографики экранной

Типографика - это графическое оформление печатного (экранного) текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка.

Типографика печатных текстов существует уже долгое время - от каллиграфических школ Китая, с их изысканными иероглифами, до современных форм исполнения.

При работе с типографикой печатных текстов для получения наилучшего результата работы необходимо придерживаться ряда правил:

  1. Начертание шрифта должно быть светлым, книжным, либо нормальным или средним;
  2. Использоваться шрифты должны нормальной пропорциональности;
  3. Никогда не следует использовать программно-модифицированные шрифты;
  4. Число одновременно используемых оформительских приемов должно быть не более трех;
  5. Набор прописными символами должен быть ограничен в пределах трех – четырех строк;
  6. Не следует использовать совместно похожие по рисунку шрифты;
  7. В наборе должны быть согласованы кегль, длина строки и интерлиньяж;
  8. Текст должен представлять собой однородную и непрерывную структуру, то есть  межсимвольные, межсловные и межстрочные  пробелы должны быть визуально одинаковы между собой;
  9. Всегда следует композиционно выделять абзац (абзацный отступ и пробел предшествующей концевой строки – для печатных текстов, отбивка между абзацами  - для экранных публикаций);
  10. Контраст между цветом символов шрифта и цветом фона должен быть высоким.

В наши дни помимо традиционной типографики существует и бурно развивается ее экранный аналог, сфера применения которого весьма обширна: компьютерные экраны, дисплеи сотовых телефонов и пр. Во всех своих проявлениях экранная типографика опирается на традиционную, но в силу особенностей создания и отображения имеет и некоторую специфику.

Наиболее важным моментом  в экранной типорафике являются способы отображения текстовой информации на экране. Цифровые устройства (мониторы, настольные принтеры и фотонаборные автоматы) создают изображения с помощью точек. Простейший способ представления шрифта для любого из этих устройств — составить рисунок каждой буквы в виде массива точек, собрать и сохранить эти рисунки как шрифтовой файл (font). А выводному устройству для отображения шрифта остается только копировать эти точки в соответствующее положение на экране или странице. Когда эта технология начала применяться, каждой точке изображения соответствовал один бит компьютерной информации, как простейший выбор между «да» и «нет»: есть точка или нет  точки. Любые изображения из таких предварительно нарисованных массивов точек были названы битовыми картами (bitmaps), а шрифты, использующие этот способ отображения, — битовыми, или растровыми (bitmapped).

Информация о работе Исследование на предмет удобочитаемости шрифтов Helvetica и Arial