Женщины в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 16:11, реферат

Краткое описание

Я начала реферат с данной цитаты, так как я считаю, что ущемление кого-то в правах это, определенно, неправильно, это противоречит гуманизму. Все люди равны, независимо от расы, пола, мировоззрения и так далее. Именно поэтому я выбрала данную тему, так как она остра в настоящее время. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению, так как эта проблема волнует многих еще с давних пор. Философские и естественнонаучные исследования, литература, публицистика, изобразительное искусство извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства полов.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 41.37 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное бюджетное  
учреждение высшего профессионального образования 
«Финансовый университет  
при Правительстве Российской Федерации» 
(Финансовый университет)

 

 

Кафедра «Общая политология»

 

 

 

РЕФЕРАТ 

на тему: 

«Женщины в политике»

 

 

 

Выполнила: 

Научный руководитель: 

 

 

 

Москва  
          2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Равенство мужчин

и женщин –

один из принципов

гуманизма.

Песоцкая Т. И.

Я начала реферат с данной цитаты, так как я считаю, что ущемление кого-то в правах это, определенно, неправильно, это противоречит гуманизму. Все люди равны, независимо от расы, пола, мировоззрения и так далее. Именно поэтому я выбрала данную тему, так как она остра в настоящее время. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению, так как эта проблема волнует многих еще с давних пор. Философские и естественнонаучные исследования, литература, публицистика, изобразительное искусство извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства полов. В этом смысле конец XVIII в. был весьма продуктивным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того кому оно благоприятствует».

Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику значительно пошатнул сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

Как и практически 90 лет назад, сегодня актуально звучат слова из петиции в I Государственную думу: «Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском,.. в работе фабричной,.. на поприще науки, литературы и искусства,.. в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине».

  1. Женщина в политике

Глава 1. Роль женщины в политике

Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и так далее. В нынешних условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждения женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.

Как говорилось ранее, в XX веке произошел прорыв женщин во власть. 
Для России всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX в. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.

В эти годы создавались комиссии, пропагандирующие и агитирующие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию.

В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин – политиков: И. Ф. Арманд, П. С. Землячки, А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова.

Все эти женщины были образованными, многие – из обеспеченных семей, у многих были дети. Так, у И. Арманд и К. И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей.

Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, председателем Московского губсовнархоза – И. Ф. Арманд.

А. Коллонтай в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в Наркомате государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных больных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В. И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.

Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг. постепенно сокращалась. Тезис «Женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Но в Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х гг. в СССР их было 32,8%, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране не решен – женщины проиграли выборы. В 1990 г. женщин – депутатов Верховного Совета РФ было всего 3%, Верховного Совета СССР – 8,9% от общего количества депутатов. Так называемые демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.

В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%.

Не было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин, и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.

Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.

Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины.

Так по какой причине были устранены женщины от участия в политической деятельности, в чем причина такого положения?

Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Уровень участия женщин в структурах власти является мерилом устойчивости базы демократии, т. е. включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.

В обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они отличаются друг от друга. Гендерный подход при принятии политических решений обозначает, главным образом, понимание того, что те или иные явления различно могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны внести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многообразных интересов в обществе.

Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.

Глава 2. Особенности стиля деятельности женщины-политика

В общественном сознании утвердились особые мерила оценки женщины-политика. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше положительных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением – с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь – женщина!»

Так что же необходимо женщине, занимающейся политической деятельностью?

Во-первых, быть компетентной, разбираться в проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять деловитость, но и женственность.

Во-вторых, женщина-лидер, в отличие от мужчины, должна иметь, свои принципы, руководящие идеи, основные правила деятельности.

В-третьих, женщина должна предпочитать эволюционный путь развития общества. Также необходимо умение привлечь к себе внимание, способность реализовать все ресурсы на повышение благосостояния народа, сохранение материальных и духовных ценностей. Женщина должна отличаться особым умением слушать и воспринимать мудрые советы.

Женщин-политиков, так же как и мужчин, необходимо готовить, обучать политическому и электоральному лидерству. В Москве работает школа женского лидерства. Создание школы объясняется желанием помочь женщинам обрести себя, поскольку среди женщин-парламентариев около 70% не вполне уверены в своих силах. Такого рода школы помогают формировать политический имидж.

Глава 3. Восприятие женщин-политиков  в обществе

В общественном сознании существует неравномерность в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, в основном, с трудом воспринимается способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политическому маневру. Эти качества почему-то считаются только мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой отпечаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего «мужского» стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Этот стандарт влечет за собой поведенческую жесткость, самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-руководителя. И происходит все это в немалой степени «с благословения» и для «удобства» мужчин, занимающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно закрепленных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных, прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семейные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу «льгот», следовательно, «ненадежный» кандидат для продвижения в структурах управления. А это, я считаю, не очень-то и правильно.

Помимо социально-экономических факторов в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Ее основу составляют ограничения и запреты, с помощью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внутренними психологическими установками. «Поведенческий репертуар» и установки лидера – производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.

Глубинные причины жизнестойкости традиционного отношения к женщине проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как привилегированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий социально-экономический статус.

В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления, по моему мнению, важно учитывать следующие факторы: профессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.

Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а зачастую и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений  зависит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограничивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.

Также нередко можно услышать споры, дискуссии по поводу: для чего женщинам нужны высокие руководящие посты? Многие считают, что женщина должна воспитывать детей, дарить любовь и так далее, а мужчина работать. Но, мне кажется, что данный стереотип неверен, так как в семье всегда нужен партнер, нужно равное участие обоих, а если один будет зациклен только на работе, то тогда произойдет  процесс «инвалидизации», гипертрофии доли ответственности одного из родителей, а это весьма плохо.

Информация о работе Женщины в политике