Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 11:46, реферат
Цель исследования проанализировать процесс участия женщин в системе управления государством и выявить факторы, определяющие представительство женщин в органах власти.
Задачи поставленные для достижения цели исследования:
- проанализировать участие и историческую роль женщин в политике;
- выявить особенности управления как социального процесса;
Введение
1.Историческое участие женщины в политике.
2. Роль женщины в российской политике.
3. Качества женщины политика.
Заключение
Список использованной литературы.
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции: Общественные науки
Подсекция: Социология и политология
Исследовательская работа
Тема: «Женщина в политике»
Автор работы:
Шадрина Алёна, 9 класс,
МБОУ гимназия №117.
Руководитель:
Куликова Татьяна
преподаватель истории МБОУ
гимназии №117.
Научный консультант:
Шадрина Галина Викторовна.
аспирант.
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Оглавление
Введение
1.Историческое участие женщины в политике.
2. Роль женщины в российской политике.
3. Качества женщины политика.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Эту дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.
Разговоры о женщинах и их обязанностях,
мы слышим каждый день, об этом говорят
все, а вот об их правах и особенностях
существования на фоне мужского населения - немногие. Словосочетание
«женщина и политика» вызывает у многих
бурную отрицательную реакцию, формулировка
3 К, прочно укоренилась в их сознании,
как место женщины в жизни. 3К, это -
Kuche, Kirche, Kinder (нем. «кухня, церковь, дети»).
Но дело в том, что вопрос о женской эмансипации
давно уже вышел за рамки этих стереотипов.
И хотя женщины традиционно представляют
собой социальное меньшинство в политике,
почти не влияя на принятие решений
в вопросах экономического развития, распределения
ресурсов, безопасности государства, дипломатии,
то есть они не влияют на формирование
политики, от которой зависит их собственная
судьба. Однако в последнее время роль
женщин в современном обществе постоянно
возрастает, во всех странах мира увеличивается
присутствие женщин на руководящих постах
в экономике, политике, культуре. Вся система
гендерных отношений меняется в пользу
женщин.
Актуальность работы вызвана появлением нового феномена политической жизни – прорыву женщин в высшие эшелоны власти.
Объект исследования – женщины в политике.
Предметом исследования являются гендерные
особенности участия женщин в политике.
Цель исследования проанализировать
процесс участия женщин в системе управления
государством и выявить факторы, определяющие
представительство женщин в органах власти.
Задачи поставленные для достижения
цели исследования:
- проанализировать участие
и историческую роль женщин в политике;
- выявить особенности управления
как социального процесса;
- рассмотреть роль женщин в
законодательных, исполнительных и судебных
ветвях власти в современный период развития
российского общества;
- выявить критерии влияния
российского менталитета на роль женщины
в политике;
- обосновать важность участия
женщины в политической деятельности.
Теоретико-методологическая
база исследования. Исследования проблемы
опирается на методологию системного
анализа общественных явлений и общенаучные
методы социального познания: сравнительно-исторический,
диалектический, анализ, синтез.
Эмпирическую основу работы составили социологические методы исследования: анкетирование, наблюдение, контент-анализ.
В процессе написания работы
были использованы труды отечественных
и зарубежных социологов, психологов,
философов, в которых раскрываются основные
подходы к изучению проблемы управления
представительством женщин в органах
власти в РФ, механизмы, факторы и условия,
влияющие на эффективность исследуемого
процесса.
1.Историческое участие женщины в политике.
Изучение политического участия
и лидерства имеет долгую историю. Данная
проблематика в том или ином виде присутствует
в работах мыслителей античности (Платон,
Аристотель), средневековья (Филон Александрийский,
Августин), классиков философии и политологии
Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант,
Ж.-Ж. Руссо). В Новое время были впервые
высказаны идеи в защиту женских прав.
Среди философов, выдвигавших идеи о равноправии
мужчин и женщин - Н.А. Бердяев, B.C. Соловьёв,
Вольтер, Д. Дефо, А. Сен-Симон, М. Уоллстонкрафт,
Ш. Фурье, Дж. С. Милль.
Представления о равноправии женщин и
мужчин отражены в философском наследии
марксизма. К. Маркс, Ф. Энгельс рассматривали
вторичность феминного и его следствие
- дискриминацию женщин в обществе как
частное проявление глобальной классовой
стратификации. В XX веке проблемой политического
лидерства занимались такие крупные специалисты,
как Р. Арон, П. Бурдье, М. Вебер, Ж. Делез,
Ж. Деррида, Ф. Ницше, Э. Фромм, М. Фуко, и
другие.
Женщины никогда не были полностью отстранены
от политической власти. В прошлом некоторые
женщины, начиная с Клеопатры, становились
во главе государств и концентрировали
в своих руках огромную власть. Женщины
зачастую обладали огромной неформальной
властью и как жёны или любовницы монархов,
президентов и премьер-министров. Наиболее
известный пример - мадам де Помпадур,
фаворитка короля Франции Людовика XIV,
которая часто принимала важные государственные
решения.
На протяжении ХХ века женщины довольно
часто становились во главе правительств,
например, Голда Меир в Израиле, Индира
Ганди в Индии, Маргарет Тэтчер в Великобритании.
Тем не менее, в целом женщины, как и во
многих других областях общественной
жизни, слабо представлены в политической
элите государств. На сегодняшний день
проблема достижения женщинами паритета
с мужчинами в сфере политики является
одним из приоритетных направлений в политическом
развитии различных стран мира.
В чем же причина? Давайте обратимся
к истории. И рассмотрим данный вопрос
на примере России.
Чтение древнейшей русской летописи позволяет
убедиться: даже первые столетия русской
государственности (X-XII века) связаны со
значительными деяниями женщин. Исторически
так сложилось, что женщинам в России удавалось
заниматься дипломатией только в том случае,
если в их руках был державный скипетр.
Галерея женщин - политиков Киевской, Новгородской,
Полоцкой Руси могла бы включить около
50 княгинь, княжон и боярынь. Среди них
Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого
– королева Франции, ставшая регентшей
после смерти Генриха.Она уверенно ставила
свою подпись на официальных документах
и активно участвовала в государственных
делах в годы опекунства над несовершеннолетним
сыном Филиппом; Анна, внучка Ярослава
Мудрого, самостоятельно «правившая посольство»
в Византию и основавшая первую на Руси
школу для девочек. Были и другие случаи
участия русских княгинь в политической
жизни - так, например, договор между Москвой
и Рязанью подписан Иваном III и рязанской
княгиней Анной. Среди основателей древнерусской
столицы Киева летопись называет не только
князя Кия и его братьев, но и сестру их
Ольгу. Правление княгини Ольги началось
в 945 года, после смерти мужа. Именно она
– женщина! – провела первую в истории
России успешную финансово-административную
реформу и продемонстрировала триумф
средневековой дипломатии: за время ее
правления (945-964) Русь практически не воевала
ни с одним из сопредельных государств,
решая конфликты посольствами и переговорами.
В середине Х века княгиня Ольга, чтобы
приумножить престиж России, ездила с
дипломатической миссией в Константинополь.
В составе ее посольств были женщины –
6 родственниц и 18 приближенных особ. Княгиня
Ольга добилась пересмотра некоторых
условий договора 944 года неблагоприятных
для русской торговли. Она пользовалась
уважением в Византии, ее крещение было
не только вопросом благочестия, но и продуманным,
далеко рассчитанным политическим шагом.
Последующая эпоха – XIV – XV вв. отмечена
деятельностью таких замечательных женских
личностей, как знаменитой «республиканки»
жены посадника Борецкого Марфы, пытавшейся
освободить Новгород от власти Ивана III,
или дочери Ивана III, королевы польской
Елены, чьи дипломатические таланты помогли
отодвинуть военный конфликт между государствами
на доброе десятилетие. Причина «женского»
феномена в высокой образованности русских
женщин. Центрами образования на Руси
долгое время были монастыри, где особое
внимание уделялось изучению иностранных
языков. У некоторых княгинь были собственные
библиотеки, они изучали также литературу,
математику, знали труды античных философов.
И все же до конца XVII века женщина на троне
казалась немыслимым явлением. Даже сводная
сестра Петра I царевна Софья, вставшая
во главе государства благодаря стрелецкому
восстанию, управляла государством не
полноправно, а от имени братьев. И только
в XVIII веке ситуация переменилась – на
трон взошла жена Петра I Екатерина, за
ней последовали Анна Иоанновна, Елизавета
Петровна и, наконец, «царица-матушка»
Екатерина II. Более 70 лет Россией в XVIII
веке управляли женщины! Роль их на политической
арене была довольно значительной. Например,
Елизавета Петровна вошла в русскую историю,
отменив ранее, чем это было сделано в
Европе, смертную казнь. Екатерина II стала
образцом государственного деятеля - ловкого
и удачливого, сумевшего, несмотря на сильнейшие
социальные потрясения (восстание под
предводительством Пугачева), не проиграть
ни одной войны и существенно расширить
территорию государства. Еще будучи великой
княгиней, Екатерина решила соединить
Черное море с Каспийским, и на посту императрицы
целеустремленно выполняла свой политико-экономический
замысел — направить торговлю Китая и
Восточной Индии по Волге. Государыня
успешно справлялась со сложными задачами,
доставшимися ей в наследство от предшественников
- закрепила достижения Петра в освоении
Балтики, воссоединила земли, населенные
родственными русскому народу белорусами
и украинцами, открыла выход к Черному
морю. Именно Екатерине Великой Россия
обязана ростом влияния в делах и судьбах
Европы. Неоценимы ее заслуги в улучшении,
выражаясь современным слогом, внешнеполитического
имиджа России. Переписка государыни с
французскими просветителями Вольтером
и Дидро помогала формировать благоприятное
мнение о России на Западе. Новшеством,
привнесенным царицей в строгий протокол
имперской дипломатии, стали приглашения
иностранцев к участию в поездках государыни
по России. В непринужденных беседах во
время таких вояжей порой распутывались
сложные узлы мировой дипломатической
паутины. Именно при Екатерине II Европа
признала за русскими монархами право
на императорский титул.
И все же Россия, спокойно смотревшая на
свержение царей-императоров и принимающая
цариц-матушек (даже не вполне русского
происхождения) как верховных правительниц,
дипломатическую службу женщинам не доверяла.
«Посол - слово мужеского рода» - этим заявлением
была поставлена «точка» на долгие века
в спорах о том, может или не может женщина
быть на дипломатической службе. За два
последних столетия российской истории
внешнеполитического ведомства только
шесть представительниц прекрасного пола
назначались Чрезвычайными и Полномочными
Послами. Впервые дрогнула мужская монополия
после октябрьской революции, когда на
дипломатическую работу пришла Александра
Коллонтай, о которой и был снят фильм
«Посол Советского Союза». А.М. Коллонтай
родилась в семье генерала, принадлежавшего
к старинному дворянскому роду. Получила
отличное образование, владела семью иностранными
языками и обладала литературным талантом.
В 1924 году А.М. Коллонтай возглавила полпредство
Советской России в Норвегии, где ее удостоили
высшей награды — ордена святого Олафа,
затем представляла нашу страну в Мексике,
а с 1930 года — в Швеции. Дипломатическая
деятельность А.М.Коллонтай за рубежом
продолжалась 23 года. Благодаря ее усилиям
СССР заключил десятки политических и
экономических договоров, конвенций и
соглашений. Ее крупным успехом стали
переговоры с Финляндией об окончании
войны 1939—1940 годов, а также о выходе этой
страны из Второй мировой войны. В следующие
20 лет мужская монополия была полностью
восстановлена. И лишь в 1939 году по инициативе
Молотова кадровый состав МИДа был обновлен
на 90 процентов, и на работу в среднее звено
народного комиссариата иностранных дел
пришли по «зову сердца» и направлению
комсомольских организаций представительницы
прекрасной половины человечества. Их
направляли в протокольный, историко-документальный,
договорно-правовой отделы. Эта служба
требовала чисто женских качеств – усидчивости,
скрупулезности, терпения. И женщины не
только прекрасно справлялись с этой работой,
но и поднимались на более высокие ступеньки
иерархической лестницы дипломатии. И
если А.М. Коллонтай представляла Советский
Союз в годы его становления, то Посол
Зоя Васильевна Миронова (1912—1989) — в период,
когда он утвердился в мире как ядерная
держава, в период «холодной войны». Она
была заместителем Постоянного представителя
СССР при ООН и представителем в Комиссии
ООН по положению женщин.
Очередная российская революция, названная
мирным словом «перестройка», перетряхнула
МИДовские кадры, и вновь во внешней политике
появились представительницы «слабого»
пола. В 1987 году послом СССР в Швейцарии
была назначена Зоя Григорьевна Новожилова.
Прием, оказанный ей, посланнице Горбачева,
в Швейцарии, был поистине фантастическим.
«Ко мне проявили громадный интерес не
только власти Швейцарии, но и весь дипломатический
корпус Европы. Но это был интерес не только
и не столько ко мне, сколько к изменениям,
происходящим тогда в нашей стране» - вспоминала
она. Пять лет (1991—1996) проработала Послом
в Коста-Рике Валерия Николаевна Калмык.
Впервые в истории этой страны Посольство
иностранного государства возглавила
женщина. Роза Исаковна Отумбаева руководила
советским Посольством в Малайзии всего
три месяца (1991), но, тем не менее, вошла
в историю как первая женщина-посол из
Киргизии. В связи с распадом Советского
Союза она вернулась в Бишкек, где была
назначена Вице-премьером и Министром
иностранных дел. Затем ее ждал пост Посла
Киргизии в США и Канаде. Сейчас Р.И. Отумбаева
возглавляет Посольство своей страны
в Лондоне.
В 1991 году в российском дипломатическом
корпусе появилась еще одна женщина –
Матвиенко Валентина Ивановна. Политик,
общественный деятель, народный депутат
СССР, она с отличием закончила Дипломатическую
академию и была назначена Чрезвычайным
и Полномочным Послом на Мальте. Мальта
очень небольшая страна, и поэтому представление
Посла России после всех политических
перемен вызвало огромный интерес. В то
время посольство России (СССР) представляло
из себя комплекс зданий, обнесенных высокой
каменной стеной. Жители домов, находящихся
напротив Посольства, воздвигли вокруг
своих домов такие же высокие стены. Противостояние
«мальтийских стен» отнюдь не способствовало
возникновению духа взаимопонимания.
Первое, что сделала Ее Превосходительство
Чрезвычайный и Полномочный Посол - приказала
немедленно снести глухую стену вокруг
российского Посольства. В ответ жители
Мальты сделали то же самое, на оставшийся
вокруг стены бордюр они, в знак приветствия
действий нового Посла, выставили огромные
вазы с цветами. Г-жа Матвиенко отработала
на Мальте всего два года, но за этот период
было сделано больше, чем за все предыдущие
годы. Стараниями Валентины Ивановны Мальта
за это время стала одним из излюбленных
мест отдыха россиян, и народы маленькой
Мальты и огромной России лучше узнали
друг друга. Элеонора Валентиновна Митрофанова
— первый заместитель министра иностранных
дел. Это высший пост, который когда-либо
занимала женщина в истории отечественной
службы внешних отношений. Доктор экономических
наук, владеет испанским, итальянским,
французским, английским языками. До назначения
на нынешний пост была заместителем генерального
директора ЮНЕСКО. И, наконец, последний
пример - Чрезвычайным и полномочным послом
России в Республике Маврикий назначена
Ольга Яковлевна Иванова. Она стала седьмой
женщиной-послом в отечественной истории.
Сочтем это добрым знаком и будем ждать
появления новых прекрасных женских имен
в когорте российских дипломатов.
Анализируя быстро меняющуюся ситуацию
в сегодняшнем мире, мы все чаще обращаемся
к историческим примерам и видим в десяти
вековой истории нашего Отечества не только
тех, кто были хранительницами домашнего
очага, матерями и женами, но и дальновидных
правительниц и мудрых дипломаток. Знаменитых
женщин, оставивших свой след в дипломатии
и политике, а также наших современниц,
работающих в этих сферах, объединяет
преданность делу, настойчивость и целеустремленность,
шарм, чуткость и интуиция – качества,
свойственные представительницам прекрасного
пола. В истории много примеров участия
женщин в процессе развития человечества,
этих примеров может быть намного больше 1.
2. Роль женщины в российской политике
Положение женщин в современной России определяется целым комплексом факторов. Процессы реформирования, затронувшие практически все секторы российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребность в конкретных формах социальной поддержки.
Например, по данным Госкомстата, 93% частной собственности в России принадлежит мужчинам. В нашей стране существует тотальная монополия мужчин на нефть, газ, крупные и средние предприятия.
Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали на положение женщин на рынке труда, обусловив необходимость участия в общественном производстве для поддержания уровня жизни семьи. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета. Реальная конкуренция за право работы в рыночных высокодоходных сферах обусловила новые проявления дискриминации женщин.
Социальный портрет современной работающей женщины выглядит не слишком романтично.
Средний возраст – 39 лет. В среднем имеет одного ребенка. 66% – замужем, остальные потеряли или до сих пор не обрели своего избранника. Работающими являются 70% женщин трудоспособного возраста. Среди безработных 70% – женщины. Доля женщин в составе занятых составляет 48%.
По профессиональным занятиям женщины распределяются следующим образом:
34% - специалисты
В последнее время наметилась тенденция к вытеснению женщин из сферы интеллектуального высокооплачиваемого труда. Самые низкооплачиваемые работы выполняют женщины.
Шансы женщин на рынке занятости ухудшаются не только в связи с промышленной политикой. Снижается спрос на их труд и в социально-культурной сфере. Так, число учителей сократится из-за уменьшения численности детей школьного возраста в стране. К 2010 г. предполагается сократить 330 тыс. учителей. В здравоохранении предполагаемый переход с больничной формы обслуживания населения на поликлиническую также уменьшит в первую очередь женскую занятость. Женский труд менее привлекателен для работодателя (двойная занятость, перерывы на материнство и т.п.), но им пользуются из-за дешевизны. Провозглашая лозунг «за равный труд – равная оплата», государство официально устанавливает единые по полу тарифы, но фактическая разница в оплате труда мужчин и женщин в России составляет 27,7 %.
Необходимость учета гендерных интересов повлекла за собой изменение стереотипов распределения ролей при исполнении профессиональных и семейных обязанностей.
С одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины – предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы преимущественно женского труда – банковское дело и финансы, образование, особенно в высшую школу, здравоохранение, юриспруденцию и др. Одновременно ориентация на эгалитарную семью, подкрепленная законодательством, расширила семейные обязанности мужчин по уходу за детьми и зависимыми членами семьи и др.
Развитие демократизации российского общества изменило отношение к проблемам участия женщин в политической жизни, в процессах принятия решений, способствовало повышению активности самих женщин. В настоящее время во властных структурах, в выборных органах, в руководстве ведущих партий и движений участие женщин рассматривается как логическая составляющая. Кроме того, для своевременного периода характерно значительное расширение спектра женских неправительственных организаций, что связано как с осознанием женщинами специфики своих интересов, так и с актуальной потребностью институционального обеспечения активной групповой адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Первым российским деятелем,
который интуитивно почувствовал взаимосвязь
темы женского равноправия, привлечение
женщины в свет, женской эмансипации
и модернизации, был Пётр Великий, приказавший
женщинам покинуть терема, являться на
придворные «ассамблеи», и не абы как,
а одевшись и причесавшись по-европейски,
да ещё, желательно, разбираясь в том, что
происходит в жизни двора и мира.
Говоря о русских женщинах-политиках,
нельзя не назвать первую женщину-посла
в мировой истории - Александру Коллонтай,
с которая с 1923 года находилась на дипломатической
работе. К известнейшим женщинам-политикам
современной России относятся Галина
Старовойтова (убита в Санкт-Петербурге
20 ноября 1998 года), Любовь Слиска, Валерия
Новодворская, Ирина Хакамада, Валентина
Матвиенко. К сожалению, женщин-политиков
в государственном управлении России
всего 7,5%, это совсем немного.
В России вопрос о слабом представительстве
женщин на уровне принятия решений в управлении
особенно обострился в конце 80-х годов
ХХ века и остаётся таковым и сегодня.
Участие женщин в политике при социализме
имело по большей части символический
характер, особенно на общегосударственном
уровне, и женщины были практически отстранены
от реального принятия решений. Квотная
система обеспечивала сохранность женского
представительства в структуре советов
(до 33% в парламенте России), но в то же время
создавала негативное отношение людей
к женщинам в политике, поскольку они рассматривались
как послушные последователи «настоящих»
партийных руководителей.
В результате женщины были совсем непопулярны
как кандидаты на пост политических лидеров,
а кроме того, они сами часто считают политику
неподходящей сферой их деятельности.
После распада СССР в России и странах
СНГ представительство женщин в парламентах
существенно снизилось. Как выразился
один из политиков: «Равноправие у нас
только в балете. Там есть мужская и женская
партии».
Гендерные распределения внутри каждого
отдельно взятого органа власти или ветви
власти представляют собой «пирамиду»:
где больше власти, там меньше женщин.
Закон «гендерной властной пирамиды»
повторяется во всех органах власти и
на всех уровнях. Его действие распространяется
не только на высшие эшелоны власти, но
и на низшие уровни.
В стране, где 54% населения составляют
женщины (на 10 миллионов больше, чем мужчин),
их представителей почти нет в высших
эшелонах государственной власти. При
провозглашённом равноправии в России
всего 1,3% женщин занимают высшие должности
государственной службы, а младшие должности
- 56%. Удельный вес женщин-руководителей
в различных отраслях экономики не превышает
9%. В бывших союзных республиках - Узбекистане,
Казахстане и Таджикистане женщин во власти
в два раза больше, чем в России. Это в когда-то
отсталых азиатских государствах, где
главенствовали патриархальные семьи
и женщины ходили в паранджах и не сидели
за одним столом с мужчинами...
«В органах власти и крупных компаниях
Российской Федерации работает мало женщин,»
- признал В.В. Путин во время пресс-конференции
в Кремле. Вместе с тем, он согласился,
что участие женщин в общественной и политической
жизни страны - фактор зрелости общества,
возражая при этом против введения квот
на участие женщин в политике. «Как бы
хуже не сделать. Потому что это получается
какая-то дискриминация по половому признаку.
Я приветствую участие женщин в управлении
страной. Присутствие женщин во власти
всегда делает её более взвешенной и более
сбалансированной». В.В. Путин заметил
также, что «законодательные органы власти
начинают работать и эффективно решать
вопросы социальной защиты населения,
если там работает не менее 20% женщин».
Женская политика конструктивна, с её
вливанием возродились бы в российском
обществе духовность и нравственность.
Женщин волнует непривлекательный нравственный
облик общества, неблагополучие в социальной
сфере, где расцветают бедность и нищета.
Женские принципы милосердия, толерантности
остаются в тени, потому что они сами на
вторых ролях. Российский политик Любовь
Слиска отмечает, что «депутаты-женщины
добросовестнее, ответственнее, творчески
относятся к обязанностям, дисциплинируют
обстановку в Думе знанием предмета дискуссий,
эрудицией, самообладанием, благожелательностью
к оппонентам».
«Политика должна перестать быть мужской,
она должна стать человеческой», – заявила
председатель «Женского социал-демократического
Конгресса» Татьяна Черторицкая. «Мне
бы очень хотелось, чтобы президентом
России был мужчина, но чтобы он научился
понимать и развивать гуманную позицию,
которую мы, женщины, с удовольствием поможем
ему сформировать».
«Мы нуждаемся друг в друге. Пусть мужчины
видят в женщине-политике, женщине-руководителе,
женщине-бизнесмене не соперницу, а партнёра.
Только тогда воз сдвинется с места», -
таков лейтмотив выступлений женщин-делегатов
на форуме по проблемам гендерного неравенства.
Без сомнения, женская любовь и преданность
своему делу, оптимизм, творческое начало
и стремление к созиданию способны сделать
женщину достойным деловым партнёром
мужчины. Есть надежда, что именно Россия
с её национальным менталитетом и традиционным
уважением к женщине - матери, труженице,
продолжательнице рода - будет искать
и находить новые гендерные модели управления
ради своего будущего процветания.