Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:36, контрольная работа
В работе будет изучена Власть как явление общественной жизни.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие – многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты трактовки;
дать характеристику - сущность политической власти, ее основные компоненты;
охарактеризовать – понятия и особенности политической власти;
установить - основные компоненты политической власти.
Введение……………………………………………………..….2 - 3 стр.
1.Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты
трактовки………………………...…………………………… 5 - 6 стр.
2.Сущность политической власти, ее основные компоненты.
2.1.Понятие «Политической власти»……………………..… 6 – 8 стр.
2.2.Особенности политической власти…………..……….... 8 – 9 стр.
2.3. Традиционная власть…………..……….... 9 – 10 стр.
2.4 Харизматическая власть…………..……….... 10 стр.
2.5. Рационально-правовая власть…………..……….... 10 – 11 стр.
3.Основные компоненты политической власти. ………..……. 12 - 13 стр.
3.1. Понятия политической власти………..……. 13 – 14 стр.
3.2. Особенности политической власти………..……. 13 – 14 стр.
3.3.Судебная власть…………..……….... 14 – 16 стр.
Заключение…………………………………………………….. 17 стр.
Литературный список…………………………………… 18 стр.
Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В
примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть ещё не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами связями.
Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязь двух компонентов:
людей,
которые сосредотачивают в себе
власть, и организаций, через
которые власть концентрируется и реализует.
Политологию же интересует
политическая власть, являющаяся
ядром политической системы общества,
её организационным и регулятивно
контрольным началом. Она определяет все
другие институты и отношения в
самой системе общества. Прямо или
косвенно политическая власть воздействует
на развитие всех других общественных
систем – экономической, социальной, духовной
и др. К понятию «Политическая власть»,
конечно, применимо общее, приведенное
выше определение власти
как таковой, как широкого
понятия, имеющего многочисленные
формы проявления.
2.2.
Особенности политической
власти.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
. легальностью использования силы в пределах государство;
. верховенством, способностью проникновения в любые общественные
процессы;
. многоцентричностью власти (наличие одного центра принятия решения);
. всеобщностью власти, которая означает функционирование власти во всех
общественных отношений и
. Многообразием ресурсов, где политическая власть, и особенно,
государство используют не только принуждение, но и ресурсы
(экономические, социальные и культурно-информационные).
Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и
организацией власти (в классовом обществе).
Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с
процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность.
Легитимность – это социально-
основанная на признании права носителя власти. Это способность власти
создавать условия для
Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо
государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие,
скрепленное уважением законности.
Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В
зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа
легитимности власти.
2.3. Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую
власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.
2.4. Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого
– то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой
следует,
называет качество личности
2.5. Рационально – правовая власть.
Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов.
Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка. Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.
Политическая власть как, одно
из важнейших проявлений
власти характеризуется реальной способностью
данного класса, группы, индивида
проводить волю, выраженную в политике.
Понятие политической власти шире
понятия власти государственной. Известно,
что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства,
но и в других составных частях
социально – политической системы:
в рамках партий, профсоюзов,
международных организаций и т.д.
3.
Основные компоненты
политической власти.
Основными компонентами власти являются:
1) субъект;
2) объект;
3) средства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное начало власти.
Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношения к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего
элемента власти. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица, конечно, если не иметь в виду власть
человека над самим собой, но это уже психологический, а не социальный феномен. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет
объекта, там нет власти.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожения до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Взаимодействие между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д.
Таким образом, отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе.
Коснёмся институциональной основы структуры власти, в основании
которой лежит принцип разделения властей. Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений. Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам: кто правит, как властвующий учитывает интересы всех, кто может влиять на власть.
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности
государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как
систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает
своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения.
Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении
властных полномочий? Возможна классификация власти по функциям ее органов:
3.1.
Законодательная власть.
Она основывается на принципах Конституции и верховенство права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституций, правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и
исполнительные)
подконтрольны избирателям по средствам
системы народного представительства
и свободных демократических выборов.
В демократических государствах носителем
законодательной власти выступает
парламент, который бывает двухпалатным
и однопалатным. Наиболее распространенным
является однопалатный парламент. В ряде
стран действует так называемая простая
двух палатная парламентская система,
при которой одна палата
формируется в результате прямых
выборов, а другая –
на основе территориальной
пропорциональности.
3.2. Исполнительно – распорядительная власть.
Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.