Власть как явление общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение власти, властных отношений, которые служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ …….………………………………………………………...…..4
2.ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВЛАСТИ…………………………………………………..……7
3.РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И ПРОЦЕСС ИХ РЕАЛИЗАЦИИ……………………..... .17
4.ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЭФФЕЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ…………………………. . ... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….. …..…30

Файлы: 1 файл

Власть как явление общественной жизни-3 вариант-федина.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение мно­гих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень куль­туры, благосостояния людей, законность, а не страх на­казания и принуждения.

Для характеристики властных от­ношений часто используется тер­мин "господство". Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определен­ных институтах, учреждениях, формах. Тем самым вос­производятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связан­ные с ними привилегии. Тем самым устанавливается оп­ределенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осущест­вления власти, который принимает форму социальных ин­ститутов и предполагает деление общества на господствую­щие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистан­цию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство — это политический порядок, при котором од­ни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других обще­ственных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния на средства массовой информации и т.д. Политическая власть санкционирует экономическое господство. Потому госу­дарственная власть есть верховенство экономически гос­подствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как справедливый и гуманный.

В современных демократических государствах всевла­стие крупного капитала сдерживается конкуренцией, уча­стием трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государ­ства и другими способами. В этих странах достаточно са­мостоятельна политическая власть, способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь первен­ство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации средств массовой информации в руках оп­ределенных лиц и группировок, а также правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффек­тивность экономической и иной политики. Демократи­ческий строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влия­ния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой государственной вла­сти на законодательную, исполнительную и судебную, ут­верждения культурно-информационного плюрализма, дос­тупности образования.

Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая по­литическая должность способствует накоплению богатст­ва, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в полити­ческую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление вла­сти, усиление господства. Альтернативой господству яв­ляется самоуправление общества, однако, оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках совре­менных государств.

 

4.      Легитимность и эффективность власти

 

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стрем­ление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и дру­гой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требо­вание легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государствен­ных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимает­ся массами, а не просто навязывается им. Массы соглас­ны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, на­рушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин "легаль­ность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юриди­ческое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функ­циями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечиваю­щая их выполнение, — легальна. В то же время она мо­жет быть нелегитимна, не приниматься народом. В обще­стве может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, по­тому она тесно связана с моральной оценкой власти. Гра­ждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитим­ность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоева­на, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где на­рушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определен­ных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое вни­мание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, науч­но-технического прогресса, требованиям производства, ис­торическим задачам страны и т.д. Для оправдания наси­лия, репрессий часто используется деление людей на дру­зей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной ха­ризме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким при­знанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рас­сматриваются как нерушимые. Обычаи выступают осно­вой управления и послушания в обществе, ибо так при­нято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют леги­тимность в глазах масс и могут быть отстранены от вла­сти. Подобные общества статичны, они могут существо­вать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриар­хальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэто­му, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследствен­ную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреп­лять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен ха­ризматический тип властвования. Харизма означает осо­бый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македон­ский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина,

Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Руз­вельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических систе­мах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим На­полеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, со­циализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования развивается в ус­ловиях, где нет свободы, в революционных условиях. Ха­ризматический авторитет не связан нормами или прави­лами. Он зависит не столько от идей, сколько от при­верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по­лагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения ха­ризматической легитимности важно не столько само об­ладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Хариз­матическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, что­бы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в ор­ганизованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авто­ритарных и тоталитарных обществ. Общим для всех ви­дов вождизма является то, что требуется личная предан­ность нижестоящих вышестоящим и всех вместе — главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, посколь­ку формально признаются права большинства, есть под­держка населением правящего режима. Формируется лю­бовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимо­сти прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

Легальная власть основывается на признании юридических норм, кон­ституции, которые регулируют от­ношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для измене­ний, для чего имеются установленные законом процеду­ры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматрива­ет свободно волеизъявление граждан, выборность, рав­ноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое со­блюдение законов всеми структурами общества, в том чис­ле и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к уст­ройству государства, а не к отдельным лидерам, подчине­ние законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических из­менений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти — традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе формиру­ется согласие относительно "правил игры" на политиче­ской арене. Такое согласие может стать основой стабиль­ности режима.

Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинст­во государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более про­стом способе. Однако культ харизматического лидера ве­дет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и

осуществление власти. К нему обращаются все недоволь­ные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить ре­прессии.

Современная белорусская государственность является режимом харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции между государственными органами и вет­вями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнори­рование — все это свидетельствует о том, что рациональ­но-правовой способ легитимации власти только форми­руется.

Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по националь­ному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, ма­нипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет истори­ческой перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-пра­вовой тип легитимности.

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти:

политические, идеологические, пра­вовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в зако­нах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на сред­ства массовой информации. Сильной аргументацией яв­ляется деление участников политических отношений на друзей и врагов; апелляция к истории, воле народа, на­циональным традициям; к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики под­черкивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на дости­жение общего блага. Идеологическая легитимация состо­ит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, на­ции или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосос­тояния населения также является эффективным средст­вом легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

Информация о работе Власть как явление общественной жизни