Власть как социально-политический феномен. Политический конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых социальных группах и т. д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т. д.).

Файлы: 1 файл

политология).docx

— 20.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Власть как социально-политический феномен.

Политический конфликт

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:студент

ГруппаГМУ-13Р

Суслов.К.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства  людей.

В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном  обществе и основывающейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация».

Понятие политической власти является одним из центральных  в политологии. В анализе политических  систем оно занимает, совершенно  правильно отмечает Т. Парсонс, место «во многих отношениях  сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах».

Политологи дают разные определения политической власти. При этом один из них политическую власть отождествляют с властью государства, другие под политической властью понимают управление общественными делами. Третьи, определяя политическую власть, понимают ее как принуждение. «Власть, — пишет, к примеру, один из сторонников такой точки зрения, - безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, ибо так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле». Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть-это способность класса, социального слоя, партии и т. д.осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. «В общем смысле, - пишет, например, В.Д. Попов, власть-это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств». Пятые ученые, определяя политическую власть, сводят ее к способности и возможности оказывать лишь воздействие на поведение и деятельность людей. Такую позицию, в частности, занимает Б.И. Краснов. Ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, он пишет: «Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия».

В последних из указанных  определений раскрываются важные стороны политической власти. В целом с этими определениями политической власти можно согласиться.

Основные черты политической власти:

- наличие объекта и субъекта  политического управления. Субъекты  делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами;

вторичные — органы государственной  власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;

-  закрепление в законах полномочий субъекта правления;

- чёткий механизм реализации  решений политической власти  на  практике;

- принцип (функционального) разделения  власти;

- легитимность власти;

легальность (законное основание  для власти);

легитимность (поддержка  власти обществом).

Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых социальных группах и т. д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т. д.)

 

Функции политической власти:

-управленческая;

-интегрирующая (интеграция общественных  интересов);

-мотивационная;

-мобилизационная;

-контролирующая (обеспечение правопорядка);

-культурная.

Функции политической власти напрямую связаны с функциями  государства во внутренней и внешней  политике.

Ядром политической власти является государственная власть, которая  обладает рядом признаков:

- возможностью законного использования  силы в решении актуальных  проблем;

- ее решения обладают обязательностью  для всех и имеют высшую  юридическую силу,

- опирается на систему  специальных институтов и нормы права.

Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной  власти.

Сосредоточение политической власти у государства означает его  верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Верховенство государственной  власти проявляется в:

- общеобязательности ее решений  для населения;

- возможности отмены постановлений  и решений негосударственных  политических организаций;

- обладании рядом исключительных  прав;

- наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;

- наделении правами и обязанностями граждан.

Независимость государственной власти  предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех  решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает  из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом и служит его  интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание  власти правителей и обязанности  управляемых подчиняться ей. Принцип  легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической  власти, потому что власть опирается  на ценности, традиции, предпочтения и  устремления большинства общества.

Значение принципа легитимности, позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться  различными способами. М.Вебер выделил  три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:

- традиционный тип легитимности  основан на привычке подчиняться  власти, вере в ее божественный  характер и священность права  престолонаследия; харизматический  тип легитимности основывается  на вере населения в исключительные  качества политического деятеля;

- рационально-легальная легитимность  основана на вере участников  политической жизни в справедливость  тех правил, на основе которых  формируется власть. Институты власти  в своей деятельности подчиняются  закону. Мотивом подчинения является  рационально осознанный интерес  избирателя, который высказывает  его на выборах, голосуя за  ту или иную партию, лидера;

- идеологическая легитимность  состоит в обосновании соответствия  власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможности власти  заметно возрастают, если она  использует господствующие в  обществе идеалы.

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют  друг друга, поэтому говорят о  смешанном типе легитимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1)

Сферы жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

 

Экономическая

Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.

Материальные ценности, деньги, плодородные  земли, полезные ископаемые

 

Социальная

Социальные группы и слои, на которые  опирается власть

Материальные ценности, деньги, плодородные  земли, полезные ископаемые

Административно-          силовые

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

 

Юридические

Совокупность законов, на которые  опирается власть в практической деятельности

Конституция, законы, программные  документы политических партий

Культурно-информационные

 

Система организаций

Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через  учебные учреждения


2)-б

 

3) А-5

    Б-2

    В-6

    Г-1

    Д-3

    Е-4

 

4)-б

 

5)-б


Информация о работе Власть как социально-политический феномен. Политический конфликт