Власть как социально-политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы направлена на раскрытие понятия политическая власть. Уяснения сущности политической власти, а также принципов организации и функционирования политической власти.

Оглавление

1. Введение
2. Политическая власть: принципы организации и функционирования.
3. Заключение
Раздел II Тесты.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Политология.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: Политология

По теме: Власть как социально-политический феномен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2013

 

Раздел I. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

1. Введение

2. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

3. Заключение

Раздел II Тесты.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Исторически сложилось  так, что отношения в государстве складываются между разнообразными субъектами по принципу власти и подчинения, одних субъектов более высокого социального статуса над субъектами низких социальных статусов, объединяющим понятием таких отношений в рамках государства является понятие «политическая власть».  

Определение понятия  «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношении, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т. д.

Понятие политическая власть имеет множество определений. Однако в этих определениях не в полной мере отражены существенные стороны политической власти.

Цель настоящей работы направлена на раскрытие понятия политическая власть. Уяснения сущности политической власти, а также принципов организации и функционирования политической власти.

  1. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

 

Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства  людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном  обществе и основывающейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация»1.

 Понятие политической  власти является одним из центральных  в политологии. В анализе политических  систем оно занимает, совершенно  правильно отмечает Т. Парсонс,  место «во многих отношениях  сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах»2.

 Политологи дают  разные определения политической  власти. При этом один из них  политическую власть отождествляют  с властью государства, другие  под политической властью понимают  управление общественными делами. Третьи, определяя политическую власть, понимают ее как принуждение. «Власть, — пишет, к примеру, один из сторонников такой точки зрения, - безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, ибо так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле»3. Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть — это способность класса, социального слоя, партии и т. д. осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. «В общем смысле, — пишет, например, В.Д. Попов, власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств»4. Пятые ученые, определяя политическую власть, сводят ее к способности и возможности оказывать лишь воздействие на поведение и деятельность людей. Такую позицию, в частности, занимает Б.И. Краснов. Ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, он пишет: «Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия»5.

Свободная энциклопедия Википедия определяет политическую власть как способность одного человека или группы лиц контролировать поведение  граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач6.

В последних из указанных  определений раскрываются важные стороны политической власти. В целом с этими определениями политической власти можно согласиться.

Основные черты политической власти:

- наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами;

вторичные — органы государственной  власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;

-  закрепление в законах полномочий субъекта правления;

- чёткий механизм реализации решений политической власти на практике;

- принцип (функционального) разделения власти;

- легитимность власти;

легальность (законное основание  для власти);

легитимность (поддержка  власти обществом).

Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых социальных группах и т. д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т. д.) 7

 

Функции политической власти:

-управленческая;

-интегрирующая (интеграция общественных интересов);

-мотивационная;

-мобилизационная;

-контролирующая (обеспечение правопорядка);

-культурная.

Функции политической власти напрямую связаны с функциями  государства во внутренней и внешней  политике.

Ядром политической власти является государственная власть, которая  обладает рядом признаков:

- возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем;

- ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу,

- опирается на систему  специальных институтов и нормы права.

Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной  власти.

Сосредоточение политической власти у государства означает его  верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Верховенство государственной  власти проявляется в:

- общеобязательности ее решений для населения;

- возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

- обладании рядом исключительных прав;

- наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций;                     - наделении правами и обязанностями граждан.

Независимость госвласти  предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех  решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" (legtmte) отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.

Значение принципа легитимности, позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

Убежденность населения  в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться  различными способами. М.Вебер выделил  три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:

- традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия; харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля;

  - рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;

- идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют друг друга, поэтому говорят о смешанном типе легитимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В данной работе была сделана  попытка раскрыть понятие политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории8

Политическая власть, которая как видно из предыдущего  текста, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения  предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть-первооснова политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Тесты.

  1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

 

Сфера жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.

Материальные ценности, деньги, плодородные  земли, полезные ископаемые

Социальная

Социальные группы и слои, на которые  опирается власть

Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика

Административно-силовые

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

Юридическая

Совокупность законов, на которые  опирается власть в практической деятельности 

Конституция, законы, программные документы политических партий

Культурно-информационная

Система организаций

Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через  учебные учреждения


2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?

 

а) демагогия, популистские заявления;

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

в) принуждение, насилие, террор;

г) формирование стереотипов поведения.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

 

а) политическая власть;

1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации;

б) государственная власть;

2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения;

в) власть;

3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;

г) медиакратия;

4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан;

д) теократия;

5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах;

е) анархизм.

6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других.


Ответы:

А-5

Б-2

В-6

Г-1

Д-3

Е-4

 

4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

Информация о работе Власть как социально-политический феномен