Власть и личное влияние

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что работа менеджера основывается на том, что он, используя свои навыки, заставляет других выполнять определенную работу, как он этого хочет. Потому первоочередное значение здесь имеет эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если её рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет* в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….....4
1.1. Понятие и формы власти и влияния 3
1.2. Виды влияния на подчиненных 16
1.3. Власть и лидерство, функции и типы лидерства………….21
1.4. Власть и влияние на различных этапах организации 24
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЛАСТИ И ЭФФЕКТИВНОМУ РУКОВОДСТВУ 26
2.1. Формирование влияния 26
2.2. Делегирование власти 29
2.3.Авторитет как метод влияния……………………………….31
2.4. Способы усиления власти 35
2.5. Злоупотребление властью и патологии лидерства 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

план работы (12)версия для печати.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

 - Обеспечение дефицитными ресурсами. Ресурсы необходимы для выживания организации. Подразделения, которые способны их накапливать и поставлять организации в форме денежных средств, информации или производственных мощностей, будут обладать большей властью. Так, например, отделы продаж имеют власть в производственных организациях, поскольку именно они обеспечивают приток финансов.

 - Работа со стратегически непредвиденными обстоятельствами. Стратегически непредвиденными обстоятельствами могут быть принципиально важное событие, отсутствие альтернативных кандидатов, способных решать какую-либо задачу, или некая глобальная проблема, решение которой основано на взаимодействии многих подразделений организации. Стратегически непредвиденные обстоятельства могут быть найдены посредством анализа самой организации и ее меняющейся окружающей среды. И пока эти обстоятельства остаются новыми или трудноразрешимыми, подразделение, способное с ними справиться, может увеличить свою важность и власть.

Применение политических тактических приемов использования власти, позволяющих влиять на исход процесса принятия решения.

 - Создание коалиций. Формирование коалиций требует затрат времени на переговоры с другими менеджерами с целью склонить их к своей точке зрения. Наиболее важные решения принимаются не на формальных собраниях, а в конфиденциальных беседах, на которых менеджеры обсуждают проблемы друг с другом и достигают согласия. Важный аспект формирования коалиций – построение хороших взаимоотношений, которые построены на симпатии, доверии и уважении. При формировании коалиций необходимы представление о надежности партнера и мотивация к совместной работе, а не к эксплуатации других людей.

 - Расширение сетей. Устанавливая контакты с другими менеджерами и привлекая инакомыслящих можно расширить сеть. Первый подход связан с построением союзов с помощью найма, перевода и продвижения. Назначение на ключевые должности людей, которые благожелательно относятся к работе подразделения, помогают ему решать задачи. Второй подход означает включение в свою сеть инакомыслящих. Например, когда в совет университета его члены попадают благодаря служебному повышению и стажу. На этих основаниях в совет одного из университетов включено несколько профессоров-женщин. Оказавшись привлеченными к управлению, они смогли встать на точку зрения администрации и понять, что руководство не так плохо, как казалось. Таким образом, кооптация успешно ввела их в административную сеть.

Контроль условий принятия решений. Контроль условий это означает сужение рамок принятия решения. Например, один из приемов состоит в отборе или ограничении информации, поступающей другим менеджерам. Наиболее общий метод – выдвижение собственного подразделения на первый план, например подчеркивания его достоинства. Подразделения подбирают разнообразную статистику для обоснования своей точки зрения. Так, например, факультет университета, который быстро развивается, имеет много студентов, может требовать дополнительные ресурсы, акцентируя внимание на своем росте и больших размерах. Хотя такие объективные критерии не всегда работают, однако они весьма важны. В дальнейшем на решение влияем сам процесс его принятия. На решение может повлиять включение определенных пунктов в повестку дня важного заседания или даже последовательность обсуждения вопросов. Поэтому важно привлекать внимание к определенным проблемам и возможным альтернативным решениям.

Повышение легитимности и компетентности. Менеджер может оказывать влияние на решение проблем, в которых он имеет большую легитимность и компетентность. Если его пожелания соответствуют задачам подразделения и отражают его интересы, другие подразделения склонны признавать их справедливость. Чтобы поддержать собственную точку зрения менеджер может приглашать внешних консультантов или других экспертов.

 - Прямое заявление. Если менеджеры не выдвигают предложений, они редко получают то, чего хотят. Политическая активность дает результат только тогда, когда цели и потребности организации ясны и организация может действовать. Менеджер должен уметь быть убедительным. Активно продвигаемое четкое предложение может быть принято, поскольку у других менеджеров может не оказаться лучших, более ясно и однозначно сформулированных альтернатив.

Таким образом, политику, как и власть, так же трудно увидеть или оценить количественно. Политика является инструментом использования власти для достижения результатов, как хороших, так и плохих. Власть реализует себя через индивидуальное политическое поведение. Так чтобы помочь подразделениям достичь желаемых результатов, менеджеры могут использовать тактические приемы, позволяющие им приобретать власть и использовать ее. Особенно часто к политическим действиям прибегают в трех случаях, которые характеризуются высокой степенью неопределенности, в таких как структурные изменения, преемственность в управлении и распределение ресурсов.

Власть есть результат организационного процесса, который можно понять и предсказать. Способность использовать тактические и политические приемы позволяет снижать неопределенность, увеличивать зависимость других подразделений, других людей, получать ресурсы и преодолевать стратегически непредвиденные обстоятельства, что позволяет усилить власть подразделения, руководителя.

 

2.5. Злоупотребление властью и патологии лидерства.

Специалисты Центра креативного лидерства выявили около 20 лучших работников ряда фирм и сравнили их деятельность с деятельностью 20 неудачников, работающих в тех же фирмах. И те и другие при поступлении в фирму имели равные шансы на успех, поскольку обладали примерно одинаковой подготовкой, опытом, образованием и так далее. Тем не менее через какое-то время представители второй группы становятся аутсайдерами вследствие собственной неадекватности.

Выявленные учеными факторы, приводящие к крушению карьеры менеджера:

• бесчувственность по отношению к другим, грубость и запугивание;

• холодность, равнодушие и надменность, стремление к личному благополучию за счет других;

• чрезмерная амбициозность, политиканство и постоянные попытки набить себе цену;

• утрата доверия других;

• неспособность делегировать полномочия подчиненным и создавать команду;

• сверхзависимость от других (например, от ментора).

Это наблюдение вполне соответствует результатам исследований Дэвида Мак-Клелланда, проведшего много лет за изучением того, что он считал одной из главнейших человеческих потребностей, а именно, потребности во власти. Согласно Мак-Клелланду, менеджеры с институциональной ориентацией власти используют свою власть для достижения организационных целей, в то время как менеджеры с личностной ориентацией власти стремятся использовать власть в собственных целях. К примеру, он пришел к выводу, что, хотя лидеры обеих ориентаций призывают своих подчиненных к «героическим» трудам, институционально ориентированные лидеры связывают эти усилия с организационными целями, а личностно ориентированные лидеры – с личными целями. Здесь уместно вспомнить о такой составляющей трудового потенциала, как нравственность.

Наряду с созидательными управленческими процессами и средствами существует так называемое «разрушительное управление» («терминаторный менеджмент»), которое оперирует методами дезорганизации, декоординации, дестимулирования, демотивации, декомпетенции и т. д.

Уничтожение компетентных работников или компетентности – нарочито громкое выражение, отражающее очень нежелательные процессы, средства, стили, методы и даже системы. В повседневной трудовой суете этот вид терминаторства наиболее распространен и наименее заметен. «Выдавливая» компетентных людей, руководитель вынужден искать им замену, но, как мы знаем, ничего дороже человеческого капитала не существует. И, следовательно, мы имеем дело с уничтожением самого дорогого капитала.

Есть несколько видов руководителей-терминаторов.

1. «Хочет, как лучше, а получается хуже». В основе – иллюзорные представления о реальном положении вещей.

2. «Недоверчивый к другим и доверяющий себе». В основе – собственная незамечаемая некомпетентность руководителя и игнорирование компетентности других.

3. «Создание чехарды в компетентности». Компетентным работником поручаются простые задания, а недостаточно компетентным – сложные. Компетентные дисквалифицируются, а малокомпетентные становятся полностью некомпетентными (хотя иногда срабатывает эффект «брошенный в воду учится плавать, если не тонет»).

4. «Подстраховщик своих подчиненных». Подмена руководителем своих работников собой приводит к их деквалификации, утрате инициативы, самостоятельности, снижению привлекательности труда. Работник живет в такой же атмосфере постоянного недоверия к уровню его компетентности, как и в случае 2. В то же время руководитель не имеет времени решать жизненно важные перспективные проблемы организации, поскольку его заедает текучка. Например, руководитель такого типа лично рассматривает все бумаги, поступающие в организацию, на всех ставит резолюцию, считая, что тем самым контролирует все происходящее в фирме. На самом деле при таком объеме контроля его эффективность низка, поскольку превосходит пределы возможности человеческого мозга.

5. «Паук-интриган». Компетентные работники вовлекаются в аппаратные игры, интриги, паутину доносов, слухов, подсиживания, поклепов, сплетен, домыслов и т. п. Им уже не до работы.

6. «Выжимала результатов». Результаты достигаются, как правило, при игнорировании мотивов работников, принижении внимания к стимулированию, правильной организации труда и его условиям. По схеме поведения Томаса, этот тип управления – принуждение.

Результат этих стилей управления в нормальной рыночной экономике примерно одинаков: низкий уровень использования потенциала работников, отсутствие возможности их развития, высокая текучесть, низкие конкурентоспособность и выживаемость организации. Обычно терминаторное поведение сопровождается тем, что из-за эгоцентризма, отсутствия коммуникативной компетентности руководитель не понимает последствий своего поведения, его губительности для возглавляемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 На основе вышеизложенного материала, можно сделать следующий вывод: для осуществления управления необходима власть. Без оказания влияния того или иного лица на поведение людей, без направленного воздействия на них управление невозможно.

Власть можно рассматривать как потенциал влияния, то есть она может существовать, но не использоваться, как функцию взаимозависимости. Власть отражает социальные отношения в динамике.

Следует различать формальную и реальную власть. Только по должностным полномочиям, которые определяют формальную власть, трудно судить о степени влияния руководителя. Реальная власть опирается не только на должность, но и авторитет, определяется готовностью работников подчиняться влиянию руководителя.

Существуют различные источники власти. Основой для них являются либо знания, умения и способности руководителя, либо ресурсы и полномочия, которые даются организацией. В связи с этим различают личностные и организационные источники власти. К личностным источникам власти относятся: экспертная, власть примера, право на власть, власть информации, власть, потребность во власти. К организационным источникам власти относятся: принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей, принятие решений.

Преобладание того или иного типа власти, прочность власти и зависят от многих обстоятельств, но в целом имеют тенденцию к ослаблению. Поэтому власть руководителей над подчиненными меняет формы проявления, так приоритетными формами применения власти в организации в настоящее время являются убеждение и кооптация. Они способствуют росту открытости в коллективе, взаимовыручки, инициативности и ответственности. Но нет абсолютно эффективной формы власти, поэтому поведение руководителя должно быть гибким, оснащенным разными формами власти.

Власть – это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего. Одной из ошибок молодых управляющих является их представление о том, что, обладая властью, можно навязать свою волю подчиненному, не считаясь с его желаниями, возможностями и настроениями. Однако, абсолютной власти не существует, и руководитель может также зависеть от своих подчиненных, как и они от него. Подчиненные зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Власть подчиненного над руководителем, может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания, в оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам руководитель, в передаче руководителю необходимой информации. Поэтому управляющий должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти.

Отношения власти в организации не неизменны, а меняются в ходе эволюции организации. При этом возникает процесс двухстороннего взаимодействия: властные отношения и борьба за власть определяют развитие организации, а оно, в свою очередь, влияет на процессы в сфере власти. Так на различных этапах жизненного цикла организации в ней, как правило, складываются различные формы властных отношений.

Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме. Властные полномочия руководитель может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Таким образом, делегирование – это процесс, посредством которого руководители помогают работникам приобретать и использовать власть, необходимую для того, чтобы принимать решения, затрагивающие их самих и их работу.

По мере роста организации, возникает вопрос о делегировании полномочий, а с ними и части власти. Приходится привлекать к выполнению ряда обязанностей руководителя других людей – в этом кроется секрет успешного руководства.

Многие люди испытывают недоверие к политике, боясь, что она может быть использована в личных целях и для собственной выгоды человека, а не организации. Однако для достижения целей организации, подразделения политика часто бывает необходима. Политика является механизмом достижения консенсуса. Она включает в себя использование власти для получения результатов, для выявления способов нахождения баланса между различными интересами.

Информация о работе Власть и личное влияние