Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 23:34, курсовая работа
Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что работа менеджера основывается на том, что он, используя свои навыки, заставляет других выполнять определенную работу, как он этого хочет. Потому первоочередное значение здесь имеет эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если её рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет* в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.
ВВЕДЕНИЕ 1
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….....4
1.1. Понятие и формы власти и влияния 3
1.2. Виды влияния на подчиненных 16
1.3. Власть и лидерство, функции и типы лидерства………….21
1.4. Власть и влияние на различных этапах организации 24
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЛАСТИ И ЭФФЕКТИВНОМУ РУКОВОДСТВУ 26
2.1. Формирование влияния 26
2.2. Делегирование власти 29
2.3.Авторитет как метод влияния……………………………….31
2.4. Способы усиления власти 35
2.5. Злоупотребление властью и патологии лидерства 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Автор: Никольцев Сергей Викторович
Курсовая работа
«Власть и личное влияние»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….....
1.1. Понятие и формы власти и влияния 3
1.2. Виды влияния на подчиненных 16
1.3. Власть и лидерство, функции и типы лидерства………….21
1.4. Власть и влияние на различных этапах организации 24
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЛАСТИ И ЭФФЕКТИВНОМУ РУКОВОДСТВУ 26
2.1. Формирование влияния 26
2.2. Делегирование власти 29
2.3.Авторитет как метод влияния……………………………….31
2.4. Способы усиления власти 35
2.5. Злоупотребление властью и патологии лидерства 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что работа менеджера основывается на том, что он, используя свои навыки, заставляет других выполнять определенную работу, как он этого хочет. Потому первоочередное значение здесь имеет эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если её рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет* в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.
Предметом исследования является власть и влияние, как одни из важнейших инструментов менеджера.
Объектом исследования является использование менеджером различных методов влияния, для формирования, поддержания, и укрепления власти.
Целью работы является рассмотрение всех аспектов формирование власти и влияния, а также методов усиления и эффективного их использования в организации.
К задачам поставленным данной курсовой работой следует отнести рассмотрение понятий власть и влияние, изучение способов формирования власти и влияния. Помимо всего прочего, на основе анализа используемой литературы написать рекомендации относительно укрепления власти в организации, сделать соответствующие выводы.
Теоретической базой для данной работы послужили труды отечественных исследователей - В. Р. Веснин, О. С. Виханский, В. И. Королева. В них даны определения основных понятий, формируются и обосновываются методические принципы
Методологическая база – изучение научной литературы, анализ темы на основе мировой практики.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав объемом 38 страниц, заключения, списка литературы из 12 источников, таблиц. Общий объем составляет 47 страниц машинописного текста.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и формы власти и влияния.
Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Власть – это отношение в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей и укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру.
Влияние - это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия. Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это "что-то" - основные потребности исполнителя. 1
Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя. Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции. Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния - власть.
Это форма может выражаться в физическом насилии или его потенциальной возможности (что в цивилизованном мире, конечно, неактуально и в основном было характерно в эпоху рабства или феодализма по отношению к несвободным лицам).
Но принуждение может основываться и на законе, осуществляться с помощью официальных санкций за невыполнение требований должностного лица (находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой).
Для рядовых исполнителей сегодня эти санкции в основном носят материальный или административный характер (выговор, увольнение, лишение премии и т.д.); для руководителей большее значение имеет моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет. Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной. Такая власть существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное, чтобы их деятельность и соответствующие требования руководителей официально регламентировались.2 Особенностями административной власти являются безусловное слепое подчинение руководителю, деперсонификация отношений, отчуждение человека от создаваемого им продукта. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности - выживанию или защищенности.
Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять.
Страх на рабочем месте. Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочии или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.
Влияние через страх, может быть направленно не только на подчиненных. При большом спросе на компетентных, опытных руководителей грубые угрозы увольнения обычно не имеют должного эффекта. Вместо желаемого действия, такие угрозы иногда приводят ни к чему иному, как к дополнительным расходам на выплату комиссионных агентству по найму и к долгому мучительному поиску подходящей замены. Гораздо чаще страх, нагоняемый на руководителя, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Поскольку авторитет руководителей держится на уважении к их личности, они, как правило, болезненно реагируют на всякие унижения. Чтобы избежать чрезмерного воздействия, унижение выдается руководителям в малых дозах: вскользь брошенное замечание, что другой руководитель уже справился со своим заданием; намек, что кандидата в вице-президенты лучше найти на стороне; назначение на не престижную должность, от которой все отказываются; выделение менее удобного кабинета. Это лишь малая доля имеющихся способов вселить в руководителя страх, что он или она не пользуются должным уважением и им, возможно, следует работать более напряженно. 3
Страх может быть использован и фактически используется в современных организациях, но не часто, т.к. он со временем может стать весьма дорогостоящим способом влияния.
Когда основой власти является, главным образом, принуждение, почти невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию. Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха - минимально адекватная производительность труда. Поскольку человеку не дают возможности удовлетворить его более высокие потребности на работе, он или она могут начать искать их удовлетворения в другом месте. Исследования показывают, что организации, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
Данный тип власти исходит из условия, что подчиненный уверен в возможностях руководителя удовлетворить его потребности и доставить удовольствие. Поскольку все - личности, и их потребности имеют уникальный характер, то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому или тому же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении. Следует отметить, что можно также усилить власть путем создания у других чувства обязанности, периодически оказывая им личные одолжения. некоторые люди обладают большой способностью делать личные одолжения, которые отнимают у них мало времени или усилий, но которые другие лица ценят очень высоко".4
В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Полномочия руководителя предлагать материальные стимулы также регламентируются политикой фирмы и всякими методиками. В некоторых случаях ограничения могут быть поставлены извне, как, например, в трудовом договоре с профсоюзом, где оговаривается, какие вознаграждения могут быть предложены за те или иные виды работ. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение.
Положительные стороны власти, основанной на вознаграждении:
- продолжительные и устойчивые во времени
результаты влияния на персонал;
- развитие его творческой и деловой активности;
- формирование позитивных установок по
отношению к личности менеджера.
Отрицательная сторона власти, основанная
на вознаграждении, состоит в том, что
есть вероятность ошибок в действиях менеджера
(финансовых, правовых, этических и т.п.).
Она основана на понимании персоналом того,
что менеджер имеет право отдавать приказания,
а работники обязаны им подчиняться, и
только при подобной линии поведения персонал
сможет удовлетворить свои основные потребности.
В некотором роде законная власть – это
симбиоз двух форм власти, основанных
на принуждении и вознаграждении. Здесь
менеджер одновременно использует в управлении
мотивы безопасности и приобретения. Основным
рычагом воздействия на персонал в этом
случае является применение норм бюрократии.
Наиболее часто в менеджменте используются
следующие ее виды: традиционная, правовая,
административная и бюрократия неформальных
отношений.
Сильными сторонами
применения законной власти принято считать:
стабильность управления; бесконфликтность
управления; быстроту принятия рутинных
управленческих решений и предсказуемость
поведения персонала.
Слабые стороны можно сформулировать
следующим образом:
- системы
управления, построенные на законной власти,
плохо адаптируются к изменениям внешней
и внутренней среды;
- у сотрудников не стимулируется творческий подход к работе, так как он не вписывается в бюрократические установки;
- у персонала при законной власти низкая удовлетворенность трудом из-за его обезличивания, что приводит к снижению эффективности в работе.
Традиция особенно важна для формальных организаций. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Традиция - привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. Она обладает огромным преимуществом - безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность, так как организация не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. Предоставление самых больших вознаграждений в первую очередь тем, кто лучше всего подчиняется системе, чем по-настоящему компетентным ее членам, подкрепляет способность организации использовать традицию с целью добиться покорности своих членов. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции.