Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:22, реферат
Многогранность феномена лидерства проявляется в существовании различных лидерских типов и стилей.
Стиль лидерства как устойчивая воспроизводимая отличительная модель осуществления лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения, характер взаимодействия с приближенным окружением и последователями, ценностные ориентации, особенности принятия решений и ряд других факторов. Политологи выделяют различные стили лидерства в зависимости от определенных признаков.
Среди других личностных характеристик, детерминирующих характер лидерства, исследователи выделяют:
• представление политика о самом себе, качество самооценки;
• мотивацию, определяющий политическое поведение;
• систему политических убеждений;
• стиль принятия политических решений;
• стиль межличностных отношений;
• стрессоустойчивость.
Политическое убеждение,
самооценка и мотивация получение
накладывают самый отпечаток
на выполнение политиком своих ролей.
Идеальный пример политического
лидерства - это политик с адекватной
самооценкой и мотивацией на достижение
общественного блага. Завышенная или
заниженная самооценка лидера государства
может иметь неоднозначные
В зависимости от того, какой мотив становится доминирующим, исследователи выделяют социоцентрическую и эгоцентричный типы лидерства:
• политик первого типа рассматривает власть как служение класса или обществу в целом. Власть для него - это средство решения какой-либо общественной проблемы и способ достижения общественных идеалов;
• политик второго типа может также рассматривать власти инструментально. Как и в первом случае, власть - тоже средство, но теперь уже средство, которое позволяет достичь личного материального достатка, каких-то привилегий более высокого статуса и престижа. Наконец, для второго лидера наиболее важным является обладание властью как таковой. Исходным компонентом потребности во власти может быть "азарт игры" - победить соперника и подняться над обстоятельствами (тип лидера-авантюриста), желание реванша или потребность в компенсации чувства неполноценности. Можно утверждать, что во многих известных тиранов преобладал компенсаторный мотив власти, который к тому же был усилен невротической агрессивностью (Калигула, Гитлер, Сталин). Выделение типов политиков на основе доминирующих стимулов для достижения власти носит условный характер, это означает, что одни мотивы не обязательно исключают другие.
Ssssssssssssssssssssssssssssss
Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. , 2006 - перейти к содержанию учебника
ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ
Пожалуй, важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя систему власти и управления, он олицетворяет собой эту власть в глазах всего общества или групп граждан.
На протяжении веков фигуры вождей, полководцев, героев, монархов, законодателей не только привлекали к себе пристальное внимание мыслителей, но и служили живым воплощением власти. Независимо от того, поклонялись, боялись или ненавидели люди того или иного правителя, в глазах населения именно он олицетворял сложившуюся систему власти. В XIX в. французский социолог Э. Дюркгейм, как, впрочем, и ряд других ученых, выдвинул идею о том, что со временем роль личностных компонентов власти будет уменьшаться, уступая место структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложноорганизованном государстве граждане легче доверяют находящимся во власти людям, а не анонимным структурам.
качествами, сколько его способностью удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. В силу преобладающего внешнего влияния лидер превращается в своеобразную «марионетку», «куклу» поддерживающих его кругов, утрачивая необходимые ему как лидеру самостоятельность и инициативу. Такие подходы широко распространены в реальной политике. Например, в США огромным влиянием пользуются кланы Моргана и Рокфеллера, во Франции — наиболее богатые «двести семей», в России — известные группы олигархов (Б. Березовского, Р. Абрамовича и др.). Широко известно высказывание Круппа в 1932 г.: «Мы наняли г-на Гитлера».
Одна из наиболее показательных
современных трактовок
п.), а его целью является
получение дохода от разницы между
мобилизуемыми и реально
К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится и реляционная теория (Дж. Шеннон, Л. Селигмен), в которой доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА КАК ИНСТИТУТА ВЛАСТИ
Характеристика политического лидерства должна исходить прежде всего из понимания того, что лидерство,
как таковое, является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Благодаря ему, сообщество людей получает дополнительные возможности для усиления внутренней интеграции, повышения степени целостности и, как следствие, укрепления своей жизнестойкости.
Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов. В этом смысле лидерство характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции лица (группы лиц), но главным образом их отношения с основной частью населения. Лидер — это элемент поддержания отношений «верхов» и «низов», их институциали мер, партий, СМИ и др.
, которые создают особые
социальные коммуникации
Выражая интересы крупных
социальных групп, политический лидер
в процессе осуществления власти
неизбежно решает различные социальные
задачи, играя множественные роли,
выполняя многообразные функции. Причем
в политическом пространстве многофункциональный
характер деятельности лидера, сориентированный
на сбалансированность различных интересов,
как правило, придает его поведению
корпоративно-групповой
Наряду с этими —
назовем их общеполитическими —
характеристиками политические лидеры
обладают также особыми чертами
и качествами, которые дают им возможность
не только контролировать деятельность
аппарата, конкурировать с другими
представителями правящего
С нормативной точки зрения эти персональные качества должны иметь демонстрационный характер, т.е. показывать гражданам те социальные благодетели, которые он оценивает положительно. Еще Макиавелли писал, что для государя главное — создавать «видимость наличия» тех качеств, которые нравятся его подданным. Только так можно обеспечить власть и «духовное княжение» над народом. Поэтому лукавство, обман населения являются необходимыми для политиков такого уровня качествами, которые позволяют им контролировать политические процессы
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Наиболее полно функциональные
особенности политического
д.
Высшее положение лидера
в структуре власти и управления
предполагает его целенаправленные
усилия по интеграции как общества
в целом (объединения масс), так
и усилению его солидарности с
политическими, прежде всего государственными,
структурами и формами
Заинтересованность лидера как представителя влас
ти в усилении своего положения и сохранении стабильности правящего режима побуждает его стремиться к минимизации конфликтов, умиротворению политических дискуссий, снижению напряженности конкуренции
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно сказать, что типология политического лидер ства является одним из самых развитых теоретических компонентов. Так,политических лидеров различают по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.
Классическую типологию политического лидерства дал М. Вебер, который, в частности, выделил следующие типы:
— традиционный, он означает,
что люди занимают лидерское место
в связи с действием
— рационально-легальный, при котором лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических (бюрократических) процедур и механизмов (выборов);
— харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения, которое некритически воспринимает этих лиц.
Американский ученый К. Ходжкинстон также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно: лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.
Весьма популярна в науке и классификация, предложенная современной американской исследовательницей М. Херманн. В частности, она указывает следующие типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения.
Богатая политическая практика способствует постоянному возникновению в разных странах новых типов политического лидерства. Особенно заметны новые очертания типов лидерства в переходных обществах, где еще только выкристаллизовываются новые связи и отношения в сфере власти
ssssssssssssssssssssssssssssss
Мухаев Р. Т.. Политология:
учебник для студентов
ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Неравное положение участников политической жизни в политической иерархии обусловлено разной степенью близости их к власти и возможности принимать стратегические решения, а также способности влиять на социальные изменения. Даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от
других явным приоритетом по своему влиянию на общество. Личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
Институт лидерства возник давно.
Его появление было вызвано потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии. Жизнедеятельность систем, основанных на взаимодействии разнородных (часто противоположных) экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей (групп, индивидов, организаций), требует руководящего начала. В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.
Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском эффективных форм руководства и управления социальными процессами. В связи с этим важно понимать, почему одни люди являются лидерами, а другие исполняют их предписания. Что лежит в основе неравенства? Каковы мотивы поведения политических лидеров? Можно ли прогнозировать поведение человека в политике?
1. ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА: ПРИРОДА И ПОДХОДЫ
Лидерство - явление многогранное и многозначное. Контекст использования понятия «лидерство» достаточно широк -от характеристики доминирования определенной особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни сообщества людей. Однако для природной среды использование данного понятия достаточно условно. Вожак стаи является физически более сильной особью, и на его поведение ориентируются другие особи в процессе своего выживания.
Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания прогресса социальной системы в целом.