Роль местного самоуправления в государственной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – роль местного самоуправления на примере Ленинградской области.

Оглавление

Введение………………………………………...............................……….3
Глава 1. Основные структуры местного самоуправления в России…………….6
1.1 История развития местного самоуправления………………………………….6
1.2 Правовые основы местного самоуправления………………………………12
1.3 Формы осуществления местного самоуправления……………………….14
1.4 Экономические основы местного самоуправления………………………..16
Глава 2. Развитие местного самоуправления в Ленинградской области на современном этапе………………………………………………………………..20
2.1 Анализ структуры местного самоуправления в Ленинградской области….20
2.2 Анализ проблем местного самоуправления в условиях административной реформы на примере Ленинградской области…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Роль местного самоуправления в государственной.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Представительный  орган сельского поселения состоит  из депутатов, избираемых на муниципальных  выборах. Председатель представительного органа выбирается из состава депутатов.

В настоящее  время в Ленинградской области  два муниципальных образования, имеющих статус сельского поселения, в которых уставом муниципального образования предусмотрено вышеуказанное  формирование органов местного самоуправления, то есть в 2 муниципальных образованиях путем прямых выборов объединены должности главы муниципального образования и главы администрации (Пикалевское городское поселение Бокситогорского муниципального района и Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района).

Таким образом, складывающаяся в настоящее время  в Ленинградской области структура  органов местного самоуправления, с  одной стороны, отражает исторические традиции в организации местного самоуправления, с другой – соответствует современным требованиям, что позволяет обеспечить эффективное решение вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.

 

2.2 Анализ  проблем местного самоуправления  в условиях административной  реформы на примере Ленинградской области

 

Согласно положениям Закона №131-ФЗ всеми субъектами Российской Федерации осуществляется переформирование структуры местного самоуправления, результатом которого явилась двухуровневая  система местного самоуправления. Первый уровень включает муниципальный район, городской округ. В структуру муниципального района входят сельские и городские поселения, составляющие второй уровень.

В Ленинградской области проблемы четкого разграничения ответственности, создания баланса власти внутри регионов, на местах так и не были решены. В итоге – все же сформирована (и это важное достижение реформы) двухуровневая система, создан институциональный ограничитель вертикальности власти. Однако появившиеся поселения оказались лишенными реальных ресурсов, вынуждены действовать в условиях явного недостатка финансовых средств, инфраструктурных и кадровых ограничений.

Анализ функционирования органов местного самоуправления Ленинградской  области позволил обозначить следующие  основные проблемы функционирования, которые выступают в качестве ключевых барьеров для их эффективной работы:

• нехватка штатной  численности аппарата, в том числе  из-за недостатка финансовых средств  и жестких нормативов штатной  численности, устанавливаемых субъектами Федерации. Несоответствие между объемами работ, выполняемых работниками администрации, и их материальным вознаграждением;

• дефицит квалифицированных  кадров: низкая заработная плата непривлекательна для специалистов, которые по этой причине предпочитают устраиваться в другие сферы, а также федеральный закон предъявляет к уровню специалистов завышенные квалификационные требования, которые неприменимы к работникам администрации маленьких муниципальных образований;

• отсутствие надлежащего  технического обеспечения (организационной  техники, транспорта, средств связи, интернета). Поэтому в качестве первоочередной задачи, сегодня выступает системное, масштабное и регулярное обучение муниципальных кадров, прежде всего, на государственном уровне.

В качестве причин, по которым потенциал местного самоуправления в Ленинградской области не используется или используется частично, можно назвать:

• недостаток средств  в местных бюджетах;

• дефицит гражданских  инициатив, идущих снизу;

• незаинтересованность чиновников (зарплата чиновников не зависит от благополучия населения);

• отсутствие четких и прозрачных правил взаимоотношений  на всех уровнях местного самоуправления;

• дефицит обратной связи (оценки) эффективности работы местной власти с населением;

Роль местного самоуправления в структуре российской власти будет увеличиваться только тогда, когда к справедливому требованию повышения ответственности глав местного самоуправления добавится еще и справедливое увеличение финансовых ресурсов.

Таким образом, анализ проблем местного самоуправления Ленинградской области в условиях административной реформы показ, что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение числа муниципальных образований, что вызывает затруднения самого различного характера: не существует определенности по поводу утверждения границ муниципальных образований, возникновение сложностей в процессе утверждения статуса (закрытых административно-территориальных образований), отмечается финансовая проблема, связанная с недостаточностью средств для выполнения возложенных на вновь образованные структуры функций, а также кадры. Выполнять роль своеобразного баланса между населением и федеральной властью могут только подготовленные люди, которых в настоящий момент явно недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

местный самоуправление административный

е Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности – это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.

Роль выразителя таких  интересов и призвано играть местное  самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у  местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных  фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.

Складывающаяся  в настоящее время в Ленинградской области структура органов местного самоуправления, с одной стороны, отражает исторические традиции в организации местного самоуправления, с другой – соответствует современным требованиям, что позволяет обеспечить эффективное решение вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.

Анализ проблем  местного самоуправления Ленинградской области в условиях административной реформы показал; что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение числа муниципальных образований, что вызывает затруднения самого различного характера; не существует определенности по поводу утверждения границ муниципальных образований, возникновение сложностей в процессе утверждения статуса (закрытых административно-территориальных образований), отмечается финансовая проблема, связанная с недостаточностью средств для выполнения возложенных на вновь образованные структуры функций, а также кадры. Выполнять роль своеобразного баланса между населением и федеральной властью могут только подготовленные люди, которых в настоящий момент явно недостаточно.

По моему мнению, проблемы реализации реформы местного самоуправления вызваны не самой реформой. Они накапливались и не решались годами и только были выделены и подняты на управленческий уровень при ее реализации.

Для того чтобы  потенциал местного самоуправления был использован в полной мере, считаем необходимыми следующие  изменения:

• усилить открытость, прозрачность власти, особенно в сфере  расходования средств; обеспечить обратную связь с населением;

• стимулировать  контроль над работой органов местного самоуправления со стороны населения;

• перераспределить налоги в пользу местных бюджетов с целью повышения финансовой самостоятельности муниципальных  образований;

• совершенствовать правовую базу местного самоуправления на федеральном уровне;

• мотивировать население к более активному  участию в процессе управления путем  повышения его правовой культуры, доведения до сведения жителей возможностей и форм участия в местном самоуправлении. Информировать население о проводимой работе, поддерживать инициативы, в том числе, создание общественных советов. Работать с подрастающим поколением в направлении формирования гражданской культуры.

• повысить уровень  подготовки квалифицированных кадров (качества человеческого капитала) в разных направлениях. С одной стороны, профессиональная подготовка, с другой - моральный облик работников местных управленческих структур, чему может содействовать выработка соответствующего избирательного механизма;

• изменить систему  оплаты административных работников: ввести систему материальных поощрений/наказаний  по результатам работы; повысить уровень  зарплаты специалистам, что сделает  работу в органах местного самоуправления более привлекательной.

Организация деятельности органов местного самоуправления не только как власти на местах, но и как посредника между государством и населением будет способствовать осуществлению эффективного взаимодействия общества и органов государственной власти, что необходимо для формирования гражданского общества.

 

Список литературы

  1. Конституция РФ (1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. 3. Ст. 125; 7. Ст. 676; 2003. 30. Ст. 3051; 2004. 13. Ст. 1110.

  1. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», принятый 9 апреля 1990 года и Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР».

  1. Сборник законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994, №43. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.)» // СЗ РФ. 2003. 40 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 28.08.95. N154-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. N35. Ст. 3506. Ст. 3822; 2004. 25. Ст. 2484; 33. Ст. 3368.
  3. Адукова А.Н. Статья опубликована в журнале «Местное самоуправление в Российской Федерации», №7 за 2007 год
  1. Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. – М., 1874 г.

  1. С.Н. Братановский. Основы местного самоуправления. Курс лекций Серия: Муниципальное право России. Юнити-Дана, Закон и право, 2009 г.
  2. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый / В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2009. - N 1. – С.27-32.
  3. Васильев В.И. О предмете муниципального права / В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2009. - № 5. –С. 42-45.
  4. А.И. Коваленко. Муниципальное право: Учебник для юридических ВУЗов. / Москва., 2006. 432 с.
  1. Глазычев, В. (Председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ). Нужна ясная муниципальная политика / В. Глазычев // Вопросы местного самоуправления. – 2007. – №2. – С. 38–43.

  1. Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере / Н.В. Герасименко // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – С. 35-39.
  2. Деменкова А.В. Реализация принципа соразмерности местных финансов объему компетенции органов местного самоуправления / А.В. Деменкова // Гражданин и право. – 2009. - №4. – С.11-15.
  3. Кирпичников, В.А. Местное самоуправление в России. Современная история, как это было / В.А. Кирпичников // Практика муниципального управления. – 2007. – №5. – С. 68–81.
  4. Кирилин А.В. Правоспособность муниципальных образований / А.В. Кирилин // Право и экономика. – 2009. - № 2. – С.31.
  5. Кулаков А.В. Вновь образованные муниципальные образования: с чего начать: в помощь депутатам вновь образованных муниципальных образований-поселений. – М.: Ключ – 2005, С. 3.
  6. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт Издательства: МарТ, ИКЦ «МарТ», 2005 г. 352 стр.
  7. Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. В. И. Васильев. - М.: Юринформцентр,  2009. – С.109.
  8. Муниципальное управление: Учебник. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003, С. 39 – 110.
  9. Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления / В.В. Пылин // Журнал российского права. - 2007. - N 7/8. - С.28-30, 25-29.
  10. Ю.А. Свирин. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в России. Издательство: Манускрипт, 2004 г. 192 стр.
  11. Широков, А.Н. Вопросы местного значения / А.Н. Широков, С.Н. Юркова // Местное самоуправление в Российской Федерации. – 2007. – №9. – С. 50–70. Шапиро Л.В. Конституционные права граждан на участие в местном самоуправлении и их реализуемость в сегодняшней России / Местное самоуправление в современной России. М., 2007.

азмещено  на Allbest.ru

1 Кирилин А.В. Правоспособность муниципальных образований / А.В. Кирилин // Право и экономика. – 2009. - № 2. – С.31.

2 Васильев В.И. О предмете муниципального права / В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2009. - № 5. –С. 43.

3 Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления / В.В. Пылин // Журнал российского права. - 2007. - N 7/8. - С.28-30, 25-29.

Информация о работе Роль местного самоуправления в государственной жизни